Основные требования к курсовой работе
Методические рекомендации по написанию курсовой работы
Курсы
Красноярск, 2010 г.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности «Перевод и переводоведение». Методические рекомендации определяют принципы выполнения и написания курсовых работ. Они включают обязательные требования к содержанию, структуре, объему и оформлению, определяют порядок выбора темы, организацию ее выполнения и защиты.
При написании работ студент приобретает элементарные навыки исследовательской деятельности: выполнять обзор литературы по теме, правильно цитировать и анализировать идеи предшественников, собирать и классифицировать собственный фактический материал, т.е. анализировать найденные примеры применительно к тем или иным научным положениям. В ходе работы развивается научная наблюдательность, студент учится не только находить нужную информацию, но и корректно ею пользоваться в своем исследовании, грамотно показывать, как и откуда были получены те или иные сведения и каково их значение для данного исследования.
Основные требования к курсовой работе
Курсовая работа представляет собой законченное исследование по одной из частных проблем специальных дисциплин (3 курс) или междисциплинарного характера (4 курс), выдвигаемое автором для публичной защиты.
Объем работ:
3 курс – не менее 40 000 печатных знаков (примерно 25 страниц 12 кеглем через 1,5 интервала)
4 курс - не менее 60 000 печатных знаков (примерно 40 страниц 12 кеглем через 1,5 интервала)
Структура работы включает в себя:
· Титульный лист
· Оглавление.
· Введение.
· Главы работы.
· Заключение.
· Литература. (Используемая литература. Библиография.)
· Источники примеров и принятые сокращения.
· Условные обозначения.
· Приложения.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав курсовой работы. Жанр работы определяет и ее масштаб. Так курсовая работа может быть посвящена изучению особенностей поэтического текста данного автора в переводческом аспекте, а квалификационная работа – образным трансформациям в процессе перевода поэтического текста.
Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к научной работе студента. Для студента 3 курса выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. В понятие «актуальность» входит полезность выбранной темы для современного этапа развития лингвистической науки. Важно сформулировать свое понимание неясностей, существующих в рассматриваемой проблеме. Актуальность может объясняться большой распространенностью изучаемого явления, и работа может оказаться полезной в общем описании системы языка.
В части Степень разработанности проблемы необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития лингвистики и переводоведения.
Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.
Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:
• изучение и анализ научной литературы;
• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование ...
Анализ — логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым.
Синтез — объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.
При обработке практических материалов следует также использовать современные методы статистического и математического анализа (контент-анализ, динамические ряды групп и др.) с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная квалификационная работа теоретической или практической.
При определении практической значимости работы следует учитывать конкретную пользу, которую могут принести достигнутые результаты исследования для лучшего понимания англоязычного текста и для создания адекватного перевода. Поэтому для изучения следует выбирать тексты, обслуживающие те сферы коммуникации, с которыми автор достаточно хорошо знаком и возможно имеет опыт практической деятельности.
Введение также может включать в себя описание работы: объем, структуру, аннотирование глав.
В заключении в краткой форме излагаются результаты исследования, с учетом целей и задач, сформулированных во введении. Не следует включать в эту часть работы цитаты и примеры.