Основные требования к курсовой работе

Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Курсы

Красноярск, 2010 г.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом по специальности «Перевод и переводоведение». Методические рекомендации определяют принципы выполнения и написания курсовых работ. Они включают обязательные требования к содержанию, структуре, объему и оформлению, определяют порядок выбора темы, организацию ее выполнения и защиты.

При написании работ студент приобретает элементарные навыки исследовательской деятельности: выполнять обзор литературы по теме, правильно цитировать и анализировать идеи предшественников, собирать и классифицировать собственный фактический материал, т.е. анализировать найденные примеры применительно к тем или иным научным положениям. В ходе работы развивается научная наблюдательность, студент учится не только находить нужную информацию, но и корректно ею пользоваться в своем исследовании, грамотно показывать, как и откуда были получены те или иные сведения и каково их значение для данного исследования.

Основные требования к курсовой работе

Курсовая работа представляет собой законченное исследование по одной из частных проблем специальных дисциплин (3 курс) или междисциплинарного характера (4 курс), выдвигаемое автором для публичной защиты.

Объем работ:

3 курс – не менее 40 000 печатных знаков (примерно 25 страниц 12 кеглем через 1,5 интервала)

4 курс - не менее 60 000 печатных знаков (примерно 40 страниц 12 кеглем через 1,5 интервала)

Структура работы включает в себя:

· Титульный лист

· Оглавление.

· Введение.

· Главы работы.

· Заключение.

· Литература. (Используемая литература. Библиография.)

· Источники примеров и принятые сокращения.

· Условные обозначения.

· Приложения.

Во введении дается краткое обоснование выбора темы работы, обосновывается актуальность пробле­мы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав курсовой работы. Жанр работы определяет и ее масштаб. Так курсовая работа может быть посвящена изучению особенностей поэтического текста данного автора в переводческом аспекте, а квалификационная работа – образным трансформациям в процессе перевода поэтического текста.

Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к научной работе студента. Для студента 3 курса выбор темы исследования начинается, прежде всего, с выбора наиболее интересующего его предмета из ранее изученных, а также с учетом его интересов в дальнейшей профессиональной деятельности. В понятие «актуальность» входит полезность выбранной темы для современного этапа развития лингвистической науки. Важно сформулировать свое понимание неясностей, существующих в рассматриваемой проблеме. Актуальность может объясняться большой распространенностью изучаемого явления, и работа может оказаться полезной в общем описании системы языка.

В части Степень разработанности проблемы необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы исследования в научных исследованиях на современном этапе развития лингвистики и переводоведения.

Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Цель исследования — это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки курсовой работы.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Метод — это совокупность приемов. Другими словами, прием — это часть метода.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

• изучение и анализ научной литературы;

• изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

• моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование ...

Анализ — логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым.

Синтез — объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны.

При обработке практических материалов следует также использовать современные методы статистического и математического анализа (контент-анализ, динамические ряды групп и др.) с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная квалификационная работа теоретической или практической.

При определении практической значимости работы следует учитывать конкретную пользу, которую могут принести достигнутые результаты исследования для лучшего понимания англоязычного текста и для создания адекватного перевода. Поэтому для изучения следует выбирать тексты, обслуживающие те сферы коммуникации, с которыми автор достаточно хорошо знаком и возможно имеет опыт практической деятельности.

Введение также может включать в себя описание работы: объем, структуру, аннотирование глав.

В заключении в краткой форме излагаются результаты исследования, с учетом целей и задач, сформулированных во введении. Не следует включать в эту часть работы цитаты и примеры.

Наши рекомендации