Новизна данной учебной программы

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе приказа Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (В/О «12, июнь 2004), федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерных программ по немецкому языку (базовый уровень), авторской программы под редакцией И.Л. Бим и УМК под редакцией И.Л. Бим.

Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык»

С введением Государственного стандарта основного общего образования от 2001 года немецкий язык входит в образовательную область учебного плана «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Немецкий язык объявляется приоритетным направлением наряду с информатикой, экономикой и правовыми дисциплинами. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки.

Базовый уровень для 5 класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры страны; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями.

Цели обучения немецкому языку

Основной целью в изучении немецкого языка, в том числе и в 5 классе, является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя речевую компетенцию, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.

Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме):

Аудирование

¨ владение умением воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Говорение

диалогическая речь:

¨ учащиеся должны вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию

¨ объем диалогов – до3-х реплик со стороны каждого учащегося.

монологическая речь:

¨ учащиеся должны кратко высказываться о фактах и событиях, используя коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, эмоциональные и оценочные суждения.

¨ объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.

Чтение

¨ школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием текста (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение)

¨ содержание текста должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность.

Письмо

¨ знание правил чтения и написания новых слов и навыки их употребления в речи

¨ умение писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками (объемом до 30 слов), выражать пожелания.

Языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы:

o порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях;

o употребление глагола-связки sein;

o употребление имен собственных и прилагательных в качестве именной формы сказуемого;

o употребление отрицания nicht;

o спряжение глагола-связки sein;

o употребление неопределенного, определенного и нулевого артиклей;

o притяжательные местоимения mein, dein, unser;

o спряжение сильных и слабых глаголов в настоящем времени.

Социокультурная компетенция – школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). А также учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами.

Компенсаторная компетенция – умения выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании – языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/ игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.

Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и примами изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.

Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.

Новизна данной учебной программы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе основного (общего) образования, в том числе в 5-7 классах 315 часов из расчета 3-х учебных часов в неделю.

К 5 классу в личности учащихся происходят существенные изменения. У пятиклассников уже в большей степени, чем у младших школьников, развиты произвольное внимание и логическая память. У них формируется теоретическое мышление и более сознательно осуществляется усвоение грамматических явлений. В связи с тем, что обучение иностранным языкам в начальной школе носит в основном пропедевтический характер, задача УМК для 5 класса, прежде всего, обеспечить повторение и закрепление изученного в начальной школе, осуществить переход к более систематическому изучению немецкого языка и тем самым укрепить фундамент для дальнейшего продвижения школьников. Это обусловлено также тем, что 5 класс является начальным звеном основной школы, звеном, связующим начальную и среднюю ступени школьного языкового образования.

Другая особенность образовательной ситуации в 5 классе — возможное наличие большого разброса в уровне подготовки учащихся, занимавшихся немецким языком по разным учебникам. В этом случае целесообразно начать обучение в 5 классе с выявления уровня обученности школьников. Это можно сделать во время работы над первой главой учебника. Объектами контроля должны быть, прежде всего, коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме, а также языковые навыки (лексические и грамматические). Выявленные у школьников пробелы являются отражением их индивидуальных особенностей и индивидуального опыта обучения, и поэтому их восполнение должно носить индивидуализированный характер, например, за счет дифференцированного подхода к подбору повторительных заданий. Все это делает необходимым не форсировать темп работы, задерживаться, если нужно, на повторении и систематизации того или иного материала, добиваться более качественного его усвоения.

В соответствии с вышесказанным к особенностям работы в 5 классе можно отнести имеющуюся диспропорцию в количестве нового грамматического материала и уже пройденного, но подлежащего повторению, закреплению и систематизации. Последнего в 5 классе значительно больше, чем первого, и продвижение школьников осуществляется по принципу: «шаг вперед, два шага назад», ибо для данного класса особенно актуальна необходимость в некотором выравнивании стартового уровня подготовки школьников в целях их дальнейшего успешного продвижения на новой ступени обучения. Следовательно, УМК Бим И.Л. для 5 класса „Deutsch, Schritte 1“ (Немецкий язык, Шаги 1) содержит избыточный материал, поэтому считаю возможным сократить курс повторения с 28 уроков до 18. Уровень подготовки учащихся позволяет изучить избыточный материал учебника.

В каждой четверти запланирован урок контроля по следующим аспектам языка: аудирование, чтение, лексика и грамматика. В конце учебного года запланировано проведение итоговой контрольной работы по всем видам деятельности (аудирование, чтение, лексика и грамматика, говорение, письмо). Контрольно-измерительные материалы представлены в приложении.

Наши рекомендации