Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения.

- Итак, это все задания Снеговичка. Что же вы повторили? (Отрезок и его части, составление равенств по отрезку, определение частей фигур, закономерность.)

- Что будет дальше? (Вы дадите задание для пробного действия.)

- Для чего нужно выполнять пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем.)

- Готовы попробовать? (Да.)

Слайд 4.

Учитель раздает карточки с заданием для пробного действия:

 
  Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения. - student2.ru

- Что вы видите на данной карточке? (Ромб разделен на 2 части.)

- Составьте по этому рисунку все возможные равенства.

- Что нового в этом задании? (Мы не составляли равенства по рисунку с фигурами.)

- Пробуйте выполнить это задание. На выполнение – 3 минуты.

Учащиеся выполняют задание на карточках.

- Кто не справился с заданием? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание.)

- Кто справился с заданием, какие равенства вы получили?

Вывешиваются все варианты учащихся. Учитель может выделить верный вариант.

- Это верные равенства. У кого другие? В чем ваше затруднение? (Я не смог выполнить это задание верно.)

- У кого такие равенства? Вы можете их обосновать? (Я не могу обосновать правильность своего ответа).

- Что должен сделать человек, когда он испытывает затруднение? (Остановиться и подумать.)

- Давайте думать. Какое задание выполняли? (Составляли равенства по рисунку.)

- Каким известным правилом пытались воспользоваться? (Эталоном отрезка и его частей)

- Чем это задание отличается от предыдущих? (У нас не отрезок, а фигура разбита на части.)

- В чем же возникло затруднение? (Не знаем, как связаны части фигуры.)

- В чем причина затруднения? (У нас нет правила составления равенства по рисунку фигуры.)

Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую цель вы должны перед собой поставить? («Открыть» правило составления равенства по частям рисунку.)

- Значит, какая тема урока? (Части фигур).

Учитель открывает тему урока на доске.

- Подумайте, что вам может помочь. Вспомните, что вы повторяли в начале урока? (Эталон отрезка и его частей.)

- Проверьте, подходит ли это правило для частей фигуры. Что вы можете сделать с фигурой? (Разрезать ее на части.)

- А затем? (Сделать вывод.)

Учитель открывает на доске план:

Слайд 5.

 
 
ПЛАН. 1. Разрезать фигуру на части. 2. Установить зависимость между частями. 3. Сделать вывод.

Реализация построенного проекта.

Учащиеся в парах разрезают фигуру на части, устанавливают зависимость, делают вывод и записывают равенства.

- Выполните план в парах.

- Что сделаете сначала? (Разрежем ромб на 2 части.)

Учитель разрезает ромб на две части.

- Как получить снова целую фигуру? (Нужно части сложить.)

- Какое равенство можете записать?

Один из учащихся записывает равенство на доске:

 
 
Р = К + С

- Какое еще равенство вы можете записать? (На основании переместительного свойства части можем поменять местами.)

Один из учащихся записывает равенство на доске:

 
 
Р = С + К

- Как получить одну из частей? (Нужно из всей фигуры вычесть другую часть.)

- Запишите равенства.

Один из учащихся записывает равенства на доске:

 
 
С = Р – К К = Р – С

- Какой вывод вы можете сделать? (Правило взаимосвязи частей и целого подходит для частей фигур.)

- Составьте эталон. Для каких фигур подходит правило? (Для любых.)

- На сколько частей ее разделите? (На две.)

Далее по шагам вывешивается Эталон взаимосвязи частей фигуры.

Слайд 6.

- Смогли вы преодолеть затруднение? (да.)

- Что теперь вы можете делать? (Составлять равенства по частям фигуры.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новый способ.)

- Но сначала нашим глазам нужен отдых. Проведем для них зимнюю физкультминутку от нашего друга Снеговичка.

Слайд 7. Физкультминутка для глаз.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Итак, для закрепления выполним следующие упражнения.

Слайд 8.

- Сложите из ваших ромбов треугольник и запишите все возможные равенства.

Все примеры решаются учащимися по цепочке с комментарием у доски.

- Откройте учебник на стр. 26 № 3.

Учитель заранее выносит рисунок на доску.

Слайд 9.

- Это задание я предлагаю выполнить в парах под №1 и под№2, проговаривая способ действия.

Проверка организуется по образцу.

- Кто допустил ошибку?

- В чем она?

- Исправьте ошибку зеленым карандашом.

- Как убедиться в том, что вы не допустите подобных ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Выполните № 6 на странице 27 самостоятельно.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, проверка организуется по образцу.

- У кого не совпадают записи с записями на доске?

- Какие трудности возникли при выполнении?

- Исправьте записи.

- Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте на полях «+».

- Кто не допустил ошибку. Вы, молодцы! Поставьте себе на полях два «+».

Наши рекомендации