Выполнение эскизов деталей крана пробкового
На рис. 8 представлен технический рисунок крана пробкового.Пример выполнения эскизов деталей приведены на рис. 9 – 13.
Рис. 8.
Рис. 9
Рис. 10.
Рис. 11.
|
|
Рис. 12.
Рис. 13.
| |||||
4. ШАРОВЫЕ КРАНЫ
Из современных кранов и вентилей большое распространение получили шаровые краны.
Ниже будут рассмотрены конструктивные особенности шарового крана (условный проход ½ дюйма, 20мм) и клапанного узла вентиля смесителя (буксы).
Шаровой кран (рис. 14) состоит из деталей: рис.15– штуцер, 16 – корпус, 17 – уплотнение шара, 18 – шар, 19 – втулка нажимная, 20 –вороток, 21 – шпиндель, 22 – уплотнение шпинделя, угол поворота шпинделя – 90°. Отверстие в запорной детали 1 (шаре) практически равно внутреннему диаметру подсоединяемых труб. Если обычно краны и вентили часто имели, так называемые муфтовые концы* (внутренняя трубная резьба), то у шарового крана (рис. 14) может быть только один конец муфтовый (G 1/2), второй конец с наружной резьбой (G1/2), что позволяет, например, подсоединять непосредственно к крану фитинги (угольники тройники и т.д.).
Вместо обычного «квадрата» на шпинделе 8, здесь – две лыски. У корпуса 2 и штуцера 1 – восьмигранники. Сальниковое устройство без набивки, а с фторопластовой втулкой 9. При этом нажимная втулка 5 затягивается окончательно (не подтягивается во время эксплуатации крана). Заметим, что втулка 5 вообще закрыта воротком 6.
Шаровые краны (рис. 14) могут иметь вороток (рис. 20) или ручку также из алюминиевого сплава, как и вороток. Возможно и применение ручки гнутой из стального листа.
В закрытом положении крана ручка (R≈85мм) перпендикулярна оси трубопровода. Если трубопровод близко от стены, то ручку просто переставляют на 180°.
Особенностью шаровых кранов является то, что кромка отверстия в шаре проходит через фторопластовое уплотнение, поэтому особое внимание уделяется их притуплению.
Шпиндель 6 имеет левую трапецеидальную резьбу (Tr8x1,5LH). Применение левой резьбы объясняется тем, что направление вращения маховиков (воротков, рукояток) при закрытии и открытии вентилей сохраняется как у обычных вентилей – закрытие по часовой стрелке, открытие в обратном направлении.
Вращение шпинделя осуществляется маховиком посредством треугольных шлицев.
Рис. 14.
Рис. 15.
Рис. 16.
Рис. 17.
Рис. 18.
Рис. 19.
Рис. 20.
При негерметичности вентиля обычно заменяют клапанный узел – буксу (рис. 23). Причинами негерметичности может быть слишком твердая резиновая прокладка 2. Процесс твердения резины идет постоянно и называется вулканизацией*, когда сырой каучук (натуральный, синтетический) превращается в резину при соединении его с серой. Серы в резине примерно 3%, при 34% серы получают пластмассу – эбонит*.
Негерметичности способствует и излишняя подвижность (качка) в соединении штуцера 3 (рис. 23) с клапаном 1 при помощи шестигранников и наклонное расположение вентиля. Из-за перекоса клапана в штуцере конец клапана (размеры Æ4,5 и 2,5мм) может упираться в корпус (рис. 24 левое изображение). Последнее ощущается по «металлическому контакту» и по образованию пятен контакта на клапане и седле корпуса. Здесь существенную роль играют размеры конуса клапана и глубина образовавшейся канавки у прокладки. При размерах конуса Æ4,5 – 2,5мм металлического контакта не происходит, а вот при размерах Æ5,5 – 2,8мм контакт был. Металлического контакта не происходит при отсутствии конуса Æ5,6 – 1,4мм (1,4 – высота цилиндра).
Рис. 21.
.
Рис. 22.
Клапанный узел вентиля смесителя (рис. 23), детали (рис. 24 – клапан, 25 – прокладка, 26 – штуцер, 27 – шпиндель) имеет ту особенность, что его шпиндель не перемещается в осевом направлении, угол поворота примерно 720° (2 оборота). Шпиндель 6 удерживается в штуцере* 3 упорной быстросъемной шайбой (ГОСТ 11648–75). Уплотнение в шпинделя а штуцере и штуцера в корпусе производится резиновыми кольцами 7, 4 круглого сечения (ГОСТ 9833–73), последние широко применяются в гидравлических и пневматических устройствах (кольца 0–Ring).
Рис. 23.
При металлическом контакте подтекание вентиля увеличением затяжки не устранить. Помогает переворот прокладки, а главное – уменьшение высоты конуса и (или) увеличение его угла.
Возможен и такой случай (при отсутствии фильтра) в прокладку или в седло внедряется твердая частица – окалина (ремонт трубопроводов чаще производят при помощи электросварки). Если повреждено седло клапана, тогда сменой буксы герметичность вентиля не восстановить. Необходима замена всего смесителя.
Приложением значительных усилий к маховику (рукоятке) герметичность также не восстановить.
Одним из дефектов букс может быть подтекание через резиновое кольцо 4 (рис. 23). Подтекание происходит при открытии любого из вентилей смесителя. В полостях за клапанами вентилей магистрального давления нет. А подтекание может быть связано с резиновым кольцом 4 (рис. 23), например, диаметр сечения кольца вместо 2мм – 1,8мм. Другой причиной может стать канавка штуцера 3. Устранить подтекание удается при помощи ленты ФУМ. Последнюю наматывают на кольцо и резьбу.
Конструкции букс и кранов обычно аналогичны представленным на рис. 14, 23. Однако, отдельные элементы могут конструктивно быть иными.
Так вместо двух лысок на шпинделе крана может быть обычный квадрат. Вместо резьбы G1/2 (d=20,955мм, Р=1,814мм) у буксы может быть использована мелкая метрическая резьба М18х1. При этом отсутствует канавка под резиновое кольцо, его просто нет. При этом длина резьбы – 12мм, при трубной резьбе – 4,5мм. Могут быть изменены размеры шестигранников, на штуцере вместо 17мм – 14 мм, а в шестигранном соединении шпинделя с клапаном вместо 10мм – 12мм. При этом клапан изготавливается из шестигранника (рис. 40 правое изображение – вариант).
Рис. 24.
Рис. 25.
Рис. 26.
Рис. 27.
|
ЗАДАНИЕ РАЗМЕРОВ НА ЭСКИЗАХ ДЕТАЛЕЙ
Выполняя эскизы деталей, студент впервые встречается с необходимостью самостоятельно решать, какие размеры указать на чертежах и как их правильно расположить на поле чертежа (эскиза). Размеры детали можно разделить на три группы:
1. Размеры геометрические (параметры формы), определяющие величину каждого простого геометрического тела, из которых слагается геометрическая форма детали.
2. Размеры относительные (параметры положения), определяющие положение простых геометрических тел относительно друг друга.
3. Геометрические и относительные размеры должны определять в своей совокупности форму детали и, следовательно, каждый из них должен быть использован при ее изготовлении и проверке при приемке готовой детали.
4. Размеры справочные, служащие для той или иной справки. Справочные размеры не используются при изготовлении деталей и при приемке деталей не контролируются. Они отмечаются знаком «*» и надписью «*Размеры для справок», располагаемой над основной надписью чертежа (рис. 28).
|
|
|
|
* Размер для справок
Рис. 28.
Количество геометрических и относительных размеров некоторой детали, форма которой представляет собой комбинацию из основных геометрических тел, есть для нее величина постоянная, и может быть подсчитана.
Итак, для данной детали сумма геометрических и относительных размеров есть величина постоянная. Однако практикой выработан ряд условностей, позволяющих уменьшить количество проставляемых на чертеже размеров. Так, на чертеже прокладки (рис. 29) видно, что все четыре ее угла скруглены одним и тем же радиусом, что центр окружности совпадает с центром квадрата. Количество размеров, проставляемых на чертеже, может быть сокращено также применением соответствующих знаков или записей в технических требованиях.
Задание размеров связано с выбором баз для отсчета размеров. Базами называются элементы (плоскости, линии, точки), от которых ведется отсчет размеров других элементов детали (изделия). На рис. 30 показана деталь, основной базой которой является правая торцовая плоскость.
Рис. 29. Рис. 30.
Некоторые элементы детали здесь удобнее отсчитывать от вспомогательной базы, которая связана размерами с основной базой.
В случае, если изображение представляет собой соединение вида и разреза (см. рис. 30), предпочтительней размеры внешних элементов детали наносить со стороны вида, а внутренних – со стороны разреза.
Размеры, относящиеся к одному и тому же элементу детали, следует группировать в одном месте на том изображении данного элемента, где его геометрическая форма показана наиболее полно, наглядно (рис. 31). Здесь размеры, необходимые для изготовления отверстия с цилиндрической зенковкой, сосредоточены на фронтальном разрезе, а размеры вертикального паза – на виде сверху.
Рис. 31. Концентрация размеров
Обязательно указывается расстояние между осевыми линиями, между осевыми линиями и параллельными им обработанными плоскостями (принятыми за базы отсчета размеров) и между параллельными обработанными плоскостями. В качестве примера на рис. 32 показан чертеж кронштейна.
Рис. 32.
Известно, что этот кронштейн должен примыкать к станине некоторой машины плоскостями В и С и крепиться на ней двумя болтами. Относительно этих привалочных плоскостей, являющихся в данном случае сборочными базами, должны быть указаны: 1) расстояние a между осью отверстия для вала и параллельной ей привалочной плоскостью С; 2) расстояние b между параллельными плоскостями А и В; 3) расстояние c между осями отверстий для болтов и параллельной им плоскостью С; 4) расстояние между осями отверстий для болтов. От этих же баз, за некоторыми исключениями, ориентированы и остальные детали.
Размеры конических фасок с углом между образующей и осью конуса, равным 45° и углами, отличными от 45°, указывают по одному из вариантов рис. 33.
Рис. 33.
ДАННЫЕ О МАТЕРИАЛЕ ИЗДЕЛИЙ
Каждому инженеру в своей деятельности приходится заниматься конструированием, которое невозможно без знания материалов, из которых изготовлены те или иные детали. Материалов, применяемых в технике, очень много. Для того чтобы ориентироваться в этой области, полезно с первого курса сформировать у себя общее представление о видах материалов и области их применения.
Сведения о материалах можно найти в специальных методических указаниях: «Материалы в машиностроении», «Металлы и сплавы», «Неметаллические материалы». В этом же методическом указании мы приведем пример обозначения материалов для корпусов, крышек штуцеров, шпинделей пробок, маховиков и т.д.