Обобщение данных бухгалтерского учета. Взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом

Между счетами бухгалтерского учета и бухгалтерским балансом существует тесная взаимосвязь. В активе бухгалтерского баланса отра­жаются внеоборотные и оборотные активы организации, для учета наличия и движения которых открываются активные счета. В пассиве бухгалтерского баланса отражаются капитал и обязательства органи­зации, учет которых осуществляется на пассивных счетах.

Рассмотрим взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса на не­сложном примере организации, начинающей хозяйственную деятель­ность. Вступительный бухгалтерский баланс на дату регистрации орга­низации составляется на основании устава организации, в котором зафиксирована величина уставного капитала, а также сведений об акти­вах организации, поступивших в качестве вкладов учредителей, и деби­торской задолженности по вкладам. Активы, поступившие в качестве вкладов в уставный капитал, оцениваются по согласованной участни­ками стоимости на основе реальных рыночных цен. Дебиторская задол­женность учредителей отражается в бухгалтерском балансе в течение срока, предусмотренного в учредительных документах.

На основании сведений вступительного бухгалтерского баланса открываются счета бухгалтерского учета. Все факты хозяйственной деятельности по мере их возникновения фиксируются в хронологиче­ском порядке в журнале регистрации хозяйственных операций.

Главная книга– совокупность счетов бухгалтерского учета, учетный регистр, в котором систематизируются факты хозяйственной деятельности (хозяйственные операции) организации.

Сведения Главной книги обобщаются в оборотной ведомости, содержащей подробные данные о движении объектов бухгалтерского учета. Обычная оборотная ведомость состоит из трех граф: сальдо началь­ного; оборотов; сальдо конечного. Каждая графа включает колонки отражающие обороты по дебету и кредиту счета Главной книги и выве­дение конечного сальдо.

Оборотная ведомость может быть составлена в шахматной форме и содержать не только обороты по счетам, но и корреспонденцию сче­тов. Шахматная оборотная ведомость предназначена для проверки пра­вильности применяемой в течение месяца корреспонденции счетов по совершаемым хозяйственным операциям и выявления сумм с ошибоч­ной корреспонденцией.

Оборотная ведомость имеет контрольное значение, так как позво­ляет выявить и устранить ошибки, возникающие на этапах разноски хозяйственных операций по счетам Главной книги и выведения конеч­ного сальдо.

На основании оборотной ведомости составляется заключительный бухгалтерский баланс.

Взаимосвязь между счетами и бухгалтерским балансом заключает­ся в следующем. В начале отчетного периода по данным бухгалтерского баланса открывают счета. На каждый объект бухгалтерского учета (активы, капитал, обязательства) открывают синтетический счет, на кото­ром записывают остаток. В развитие счетов первого порядка открывают счета второго порядка — субсчета, а также аналитические счета. На протя­жении отчетного периода на счетах отражают хозяйственные опера­ции с указанием корреспондирующих счетов, подсчитывают обороты и остатки. На основе данных об остатках на синтетических счетах состав­ляют бухгалтерский баланс организации на конец отчетного периода.

Последовательность выполнения действий по наблюдению, регистрации, группировке и обобщению фактов хозяйственной деятель­ности организации называется бухгалтерской процедурой. В основе бухгалтерской процедуры лежит непрерывная регистрация фактов хозяйственной деятельности с момента создания организации в качест­ве юридического лица до ее реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством.

Бухгалтерская процедура осуществляется поэтапно.

1. Составление инвентаря, содержащего перечень активов и обя­зательств организации.

2. Составление по данным инвентаря вступительного бухгалтер­ского баланса.

3. Заполнение Главной книги по данным вступительного бухгал­терского баланса.

4. Регистрация в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности отчетного периода в Журнале.

5. Систематизация на счетах Главной книги данных журнала.

6. Обобщение данных Главной книги в оборотной ведомости.

7. Составление на основе данных оборотной ведомости заключи­тельного бухгалтерского баланса.

8. Использование данных Главной книги для интерпретации (ана­лиза) хозяйственной деятельности.

9. Принятие управленческих решений по результатам анализа заключительного бухгалтерского баланса.

Бухгалтерская процедура включает обработку информации о фак­тах хозяйственной деятельности организации и обеспечивает внутренний контроль данных бухгалтерского учета. Универсальный характер бухгалтерской процедуры позволяет рассматривать ее как модель техно­логической обработки данных, содержащихся в первичных документах.

В практической деятельности организаций порядок осуществле­ния бухгалтерской процедуры находится под влиянием профессиональ­ного суждения бухгалтера и заключается в проведении конкретных мероприятий. Особенности бухгалтерской процедуры проявляются при создании внутренних документов, выборе формы бухгалтерского учета, отражении фактов хозяйственной деятельности, формировании показателей отчетности. Построение журнала регистрации хозяйствен­ных операций и Главной книги зависит от установленной учетной политикой формы бухгалтерского учета, однако при необходимости главный бухгалтер может внести в Главную книгу изменения и допол­нения.

При составлении бухгалтерской отчетности бухгалтер исходя из существенности информации самостоятельно определяет способы раскрытия информации об объектах бухгалтерского учета в пояснениях к отчетности

План счетов бухгалтерского учета

Планом счетов называют систематизированный по установлен­ным принципам перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. В настоящее время используется План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Действующий План сче­тов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреж­дений) независимо от организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99 и разбиты на 8 разделов, в каждом из которых имеются свободные номера на случай дополнительного введения синтетических счетов.

Раздел I. Внеоборотные активы (01–09).

Раздел II. Производственные запасы (10–19).

Раздел III. Затраты на производство (20–39).

Раздел IV. Готовая продукция и товары (40–49).

Раздел V. Денежные средства (50–59).

Раздел VI. Расчеты (60–79).

Раздел VII. Капитал (80–89).

Раздел VIII. Финансовые результаты (90–99).

В самостоятельном разделе Плана счетов представлены забалан­совые счета (001–011), предназначенные для обобщения информации о наличии и движении ценностей, временно находящихся в пользова­нии или распоряжении организации (арендованных основных средств, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке и др.), а также для контроля за отдельными хозяйственными опера­циями. Бухгалтерский учет этих объектов ведется по простой системе.

В Инструкции по применению Плана счетов дана характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, а также типо­вая корреспонденция счетов. В случае возникновения фактов хозяй­ственной деятельности или совершения операций, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация дополня­ет ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией по при­менению Плана счетов.

На основании Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бух­галтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и ана­литических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Для учета специфических операций организация может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свобод­ные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, организация исполь­зует исходя из требований управления. Перечень субсчетов может дополняться, уточняться в целях детализации учета, усиления контро­ля и составления отчетности.

Порядок ведения аналитического учета организация устанавли­вает на основании Инструкции по применению плана счетов, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Контрольные вопросы по теме

1. Дайте определение бухгалтерского счета.

2. Дайте определение активного счета.

3. Дайте определение пассивного счета.

4. Каковы сущность и значение двойной записи?

5. Что такое синтетический учет?

6. Что такое аналитический учет?

7. Что такое субсчета и для чего их применяют?

8. Как происходит обобщение данных текущего бухгалтерского учета?

9. Как осуществляется взаимосвязь счетов и бухгалтерского баланса?

10. Как построены оборотные ведомости?

11. Что такое бухгалтерская процедура?

12. Каково значение Плана счетов бухгалтерского учета.

5. Стоимостное измерение и принципы учета

основных хозяйственных процессов

Оценка и калькуляция

Оценка имущества представляет собой способ выражения в бухгалтерском балансе учета и отчетности отдельных видов имущества и источников его образования в денежном измерителе. При оценке имущества предприятия, его обязательств и хозяйственных операций следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету и отчетности "Учетная политика предприятия”, ФЗ “О бухгалтерском учете” и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. От правильности оценки объектов бухгалтерского учета зависит реальность данных, на основании которых составляется бухгалтерская отчетность и определяется финансовый результат деятельности предприятия.

Оценка имущества предприятия, обязательств, хозяйственного процесса ведется в валюте действующей на территории страны, то есть в рублях. Если они выражены в иностранной валюте, то параллельно осуществляется ее пересчет в рубли (по курсу ЦБ на дату совершения операции).

Способы оценки:

1) Первоначальная стоимость – это затраты на сооружение, приобретение, установление основных средств.

2) Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях, то есть с учетом достигнутого уровня развития производительных сил, достижений научно-технического прогресса и уровня производительности труда.

3) Остаточная стоимость определяется вычитанием из первоначальной или восстановительной стоимости суммы износа (амортизации).

4) Твердая учетная цена – цена приобретения (договорная цена поставщика) или плановая себестоимость приобретения.

Объектами учета, подлежащими оценке, являются:

1. Нематериальные активы. В текущем учете отражаются по первоначальной и/или восстановительной стоимости. В балансе отражаются по остаточной стоимости (04 – 05).

2. Основные средства наряду с первоначальной стоимостью учитываются по остаточной и восстановительной стоимости. Перевод первоначальной в восстановительную происходит в результате переоценки. Переоценка основных средств связана с инфляционными процессами и направлена на приближение первоначальной оценки к реальной. В текущем учете основные средства отражаются по первоначальной стоимости или по восстановительной (если была переоценка). В балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости (02 – 01).

3. Материалы. В синтетическом учете и отчетности отражаются по их фактической себестоимости. Однако в текущем учете оценка материальных ценностей по фактической себестоимости затруднена, т.к. полную информацию для ее исчисления можно получить только после отражения на счетах бухгалтерского учета большинства хозяйственных операций. Фактическую себестоимость материальных ценностей можно определить только по окончании месяца, а текущий учет нужно вести ежедневно. Поэтому в текущем учете материальные ценности отражаются по твердым учетным ценам: по плановой себестоимости приобретения, договорным ценам поставщика и т.п. В конце месяца учетные цены доводят до фактической себестоимости:

1) если текущий учет ведется по ценам приобретения (договорные, оптовые, розничные), то фактическая себестоимость равна сумме цен приобретения и транспортно-заготовительных расходов (ТЗР);

2) если текущий учет ведется по плановой себестоимости, то фактическая себестоимость определяется как сумма плановой себестоимости и отклонения фактической себестоимости от плановой.

4. Готовая продукция отражается в балансе по фактической себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, материалов, энергии, трудовых ресурсов и т.д.

5. Товары в балансе отражаются по розничным или продажным ценам.

6. Краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения отражаются в суммах, вытекающих из содержания хозяйственных операций и подтвержденных первичными документами.

В РФ существуют три метода оценки запасов материальных ресурсов при списании их в производство:

1. Метод ФИФО (first-in-first-out) – это оценка материальных ресурсов по их первоначальной стоимости. Применяется такое правило: "первая партия на приход – первая в расход", то есть сначала списываются в расход материалы по цене первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д.

2. Метод средней себестоимости.

3. По себестоимости каждой единицы;

С 1 января 2008 года метод оценки запасов по себестоимости последних по времени приобретения матери­ально-производственных запасов (метод ЛИФО) не применяется в практике официального финансового учета организаций.

Таким образом, в самом общем виде оценка есть способ выражения экономических событий в денежном измерителе.

Калькуляция представляет собой способ исчисления себестоимости продукции путем суммирования издержек (затрат) производства или обращения, относящихся к единице продукции. Вопросы калькулирования возникают перед бухгалтером на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов, производства и реализации продукции.

В процессе исчисления себестоимости продукции необходимо исходить из четкого представления, что такое объект калькулирования и калькуляционная единица.

Объект калькулирования – это продукт производства (деталь, изделие, группы однородных изделий), то есть продукция разной степени готовности, виды работ или услуг.

Калькуляционная единица – это измеритель объекта калькулирования, обычно она совпадает с единицей измерения (кг, м, т, ц и т.д.).

Наши рекомендации