Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется

Понимание деятельности аудируемого лица представляет собой непрерывный процесс по сбору и анализу информации, проходящий на всех стадиях аудиторской проверки. Значение особенностей деятельности клиента и среды, в которой она осуществляется закладывает основу для формирования профессионального мнения аудитора. Информация, полученная в данного процесса, позволяет:

- оценивать риски и выявлять проблемные области;

- эффективно планировать и проводить аудит;

- оценивать аудиторские доказательства;

- обеспечивать высокое качество аудита и надёжность выводов аудитора.

Требования к информации, необходимой для понимания деятельности указываются в МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»

В процессе понимания деятельности аудируемого лица, аудитор должен изучить ряд вопросов:

- соответствующие отраслевые и регуляторные факторы и прочие внешние факторы, включая применимую концепцию подготовки финансовой отчетности;

- характер её операционной деятельности;

- структура собственности и форма корпоративного управления;

- виды инвестиций, которые организация осуществляет и планирует осуществлять, включая инвестиции в организации специального назначения;

- структуру организации и способы ее финансирования;

- выбор и применение организацией учетной политики, включая обоснование вносимых в нее изменений;

- цели и стратегии организации, а также связанные с ними бизнес-риски, которые могут привести к рискам существенного искажения;

- оценка и анализ финансовых результатов деятельности организации.

Процесс приобретения знаний о деятельности аудируемого лица необходимо разделить на 3 этапа: предварительный, промежуточный, этап комплексного понимания деятельности аудируемого лица. Основанием для такого разделения процесса служит степень открытости информации о клиенте, которая на предварительном этапе ограничивается реквизитами и публикуемой отчётностью, на промежуточном этапе доступна информацией, полученной в ходе аудиторских процедур, к практически полному доступу на завершающем этапе проверки.

На промежуточном этапе производится анализ ряда факторов, информация о которых общедоступна и не никак скрывается аудируемым лицом.

Информация, полученная в ходе процесса понимания деятельности аудируемого лица, группируется и оформляется в виде досье клиента. Перечень информации содержащейся в досье клиента, продемонстрирована на рисунке 2.2.1

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется - student2.ru

Рисунок 2.2.1 – Информация, содержащаяся в досье клиента

Факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, подлежащие изучению на предварительном этапе проиллюстрированы на рисунке 2.2.2.

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется - student2.ru

Рисунок 2.2.2 - Факторы, подлежащие проверке на предварительном этапе аудита

В первую очередь, аудитор должен установить схему осуществления деятельности аудируемого лица, основанную на информации, которая собрана аудитором на предварительном этапе проверки. Данная схема в дальнейшем дополняется на следующих этапах проверки.

Первостепенно необходимо оценить информацию, полученную в ходе анализа факторов, характеризующих общее состояние экономики страны, а также отрасли, в которой функционирует организация, выяснить особенности данной отрасли.

Аудитору необходимо ознакомиться с особенностями деятельности аудируемого лица, которые определяются на основе сбора и анализа информации об наиболее существенных хозяйственных операциях. Нужно определить форму собственности, методы управления руководства, установить наличие финансовых вложений, источники финансирования деятельности и структуру.

Аудитору необходимо получить информацию об учётной политике организации за проверяемый период. Нужно установить её совместимость и приемлемость с деятельностью аудируемого лица и способами ведения бухгалтерского учёта и подготовки отчётности.

Так же для в целях изучения деятельности клиента, аудитор должен ознакомиться с целями и стратегическими планами аудируемого лица, а также возможными в связи с этим рисками, которые указывают на возможное существенное искажение отчётности.

В обязанности аудитора не входит выдача рекомендаций по совершенствованию организационной структуры, однако влияние внутренних механизмов управления на достоверность отчётности и эффективность системы контроля может оказаться существенным, поэтому аудитор должен оценить способы управление и структуру собственности аудируемого лица.

Также на предварительном этапе аудитор производит оценку и анализ финансовых результатов деятельности аудируемого лица, путём проведения предварительной оценки финансового состояния предприятия, выяснения основных показателей деятельности, с формированием выводом. Данная процедура способствует поиску наиболее важных по мнению аудируемого лица сферами его деятельности.

В результате проверки и анализа можно сделать следующие выводы:

1) Уровень развития экономики в стране за последние 2-3 года существенно снизился. Причинами послужили непростая политическая ситуация и взаимоотношения с большинством близлежащих стран, торговля с которыми ограничена, в связи с эмбарго и экономическими санкциями, а также затянувшийся финансовый кризис внутри страны, сдерживающий развитие большинства отраслей экономики.

Инфляция является основным дестабилизирующим, оказывают отрицательное влияние на развитие экономики. В 2013-го по 2015 её уровень составил 6,45 %, 11,36 % и 12,90 %. Резкий рост инфляции к возникновению множества факторов, сдерживающих развитие экономики:

- повышение цена на материальные, информационные и трудовые ресурсы;

- снижению спроса на продукцию и платежеспособности населения и организаций;

- повышению роста безработицы.

- Постоянные колебания курса валюты за последние несколько лет также дестабилизируют как экономику в целом, так и отдельные отрасли производства, лишая их возможности долгосрочного планирования своей деятельности.

2) За последние 5 лет отрасль строительства и СМР находится в состоянии рецессии. Затянувшийся кризис и политическая обстановка оказали на данный факт основополагающее влияние. Снижаются такие показатели как: финансовые ресурсы, инвестиционная активность компаний, доступность заемных средств.

3) ООО «ХХХ» в вопросах определения методов управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, выбора подхода к источникам формирования капитала, ценовой политики, уровня заработной платы, распределения прибыли от деятельности, является хозяйственно самостоятельной организаций и при принятии решений руководствуется коммерческими целями;

- участник общества, являющийся учредителем в единственном числе, не отвечает по обязательствам фирмы и несёт риск убытков, связанных с деятельностью её, только в пределах стоимости уставного вклада.

- организация имеет значительный опыт работы в сфере строительства производственных зданий и сооружений, выполнению СМР различной сложности и ремонту железнодорожных путей. В следствие этого услуги организации пользуются спросам на рынке, как следствие, имеет деловая репутация, позволяющую ей стабильно развиваться. Текучесть кадров имеет низкий уровень по причине приемлемых условий труда и высокого уровня заработной платы. Финансовыми вопросами занимается непосредственно руководитель и его заместитель.

В организации применяется общая система налогообложения. Персонал осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы в порядке, установленном законодательством России.

Руководитель компании несет ответственность за организацию налогового учета, которая включает в себя: разработку аналитических регистров налогового учета, контроль правильности составления первичных учетных документов и формирования на их основе аналитических регистров, составление расчета аналитической базы.

Организационная структура общества с ограниченной ответственностью «ХХХ» представлена на рисунке 1.1

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется - student2.ru

Рисунок 1.1 – Организационная структура ООО «ХХХ»

Организация структура имеет иерархическую структуру и служит одним из основных инструментов распределения ответственности между сотрудниками и структурными подразделениями в целом. Она составлена с учётом специфики деятельности организации, осуществляющей, преимущественно, строительно-монтажные работы и работы по установке и монтажу железнодорожных путей.

Бухгалтерский и кадровый учёт осуществляется компанией аутсорсером на основе договора на оказание бухгалтерских услуг и кадрового обслуживания.

- наличие системы внутреннего контроля в ООО «ХХХ» не предусмотрено. Контроль производится руководством и персоналом организации методом осуществления выборочных и плановых проверок.

4) ООО «ХХХ» осуществляет строительство производственных зданий и сооружений, производство СМР, ремонт и установка железнодорожных дорог подготовка строительных площадок;

- поставщиками организации являются заводы, фирмы и индивидуальные предприниматели г. Новосибирска и Новосибирской области, а также близлежащих городов и областей;

- покупателями и заказчиками выступают как крупные организации, так и средние и небольшие организации, заинтересованные в услугах организации;

- основными расходами организации являются расходы на привлечение строительного и монтажного оборудования и транспорта, расходы на материальные запасы, расходы на оплату труда, содержание и аренду складских помещений.

5) В ходе анализа финансового состояния организации, был рассчитан ряд показателей, характеризующих её финансовое состояние, финансовую устойчивость и ликвидность, размер чистых активов. Так, с 2014-го по 2015 г. размер чистых активов компании вырос на 250 000 рублей и составил 960 000 рублей. Размер чистых активов намного превышает размер уставного капитала, что говорит о том, что требования законодательства в части размера чистых активов выполняются. В ходе анализ относительных показателей финансовый устойчивости, было выяснено, что организация зависимость организации от привлеченного капитала для финансирования деятельности постепенно увеличивается. Наиболее ярко характеризует данный факт коэффициент обеспеченности автономии, который в 2014 и 2015 гг. при рекомендуемом для отрасли размере 0,4-0,5 составил 0,105 и 0,097 соответственно. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости также свидетельствует о том, что организации для улучшения положения не хватает собственных оборотных ресурсов. В 2015-м году покрытия стоимости запасов возможно невозможно даже за счёт стоимости общих источников формирования оборотных ресурсов.

Анализ ликвидности показал, что высоколиквидных текущих активов у ООО «ХХХ» в достатке что бы погасить краткосрочные обязательства. Однако, баланс организации между пассивами и активами абсолютно не ликвиден, так как организация не имеет долгосрочных источников финансирования.

6) Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ на основании принятого приказа об учетной политике. В ООО «ХХХ» применяется автоматизированная форма бухгалтерского учета. Непосредственное ведение учёта осуществляет компания аутсорсер ООО «БизнесПремиум» по договору оказания услуг.

8) В процессе сбора информации была проанализирована применяемая организацией учётная политика, на основании чего были сделаны следующие выводы:

- бухгалтерский учет организации ведет бухгалтер компании аутсорсера, что является допустимым вариантом;

- перечень форм первичной документации, используемой организацией в ходе деятельности, не закреплен;

- не установлен перечень лиц, имеющих право подписи документации от имени организации;

- отсутствует график документооборота, который должен быть оформлен в качестве приложения к приказу об учётной политике организации;

- положение о порядке и сроках проведения инвентаризации также отсутствует;

- не установлены формы расчётов с покупателями и заказчиками.

На основании проверки учётной политики можно сделать вывод о том, что организация подвергает свою деятельность риску, особенно в части поддержания непрерывности её осуществления. Отсутствие графика проведения инвентаризации, лишает организацию возможности контролировать дебиторскую задолженность, а также вовремя выявлять просроченную задолженность. Учитывая тот факт, что в ООО «ХХХ» основным источником погашения кредиторской задолженности являются средства, полученные в результате погашения контрагентами дебиторской задолженности, организация нужная в срочной доработке учётной политики с формированием приложений.

7) Согласно требованиям и рекомендациям нормативно-правовых актов, применяемых в процессе деятельности организации, ООО «ХХХ» необходимо:

- проводить инвентаризацию активов, в т.ч. незавершенного производства, и обязательств,

- начисление амортизации по объектам основных средств производить линейным способом;

- учитывать финансовый результат по степени выполнения работ;

- при оформлении договоров подряда руководствоваться требованиями ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» и т.д.

8) ООО «ХХХ» не пользуется стратегическим планированием и не осуществляет инвестиций.

9) Пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО «ХХХ» являются контрагенты организации, банк и кредитные организации, налоговые и статистические органы, органы государственной исполнительной власти (суды).

Наши рекомендации