Нижнетагильский машиностроительный техникум

Нижнетагильский машиностроительный техникум

УТВЕРЖДАЮ

Директортехникума

____________ В.В. Потанин

« ___»_____________201 г.

Методические рекомендации

По выполнению домашней контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности

МДК.04.01.Технология составления бухгалтерской отчетности

специальность 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Нижний Тагил,

Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 28 июля 2014 года № 832 укрупненной группы подготовки 38.00.00 Экономика и управление

Организация разработчик: ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России В.Н. Ельцина» Нижнетагильский технологический институт (филиал) Нижнетагильский машиностроительный техникум
Разработчик: Зарубина Елена Юрьевна, преподаватель первой категории

Программа обсуждена и одобрена на заседании цикловой комиссии техники и технологии строительства, информатики и вычислительной техники, экономики и управления

от ____________ протокол № ____

Председатель ЦК ___________________ А.В. Елисеев

Методические рекомендации рассмотрены и ободрены на заседании и Методического Совета НТМТ

Протокол № ___________ «____» _________ 201 г. Председатель Методического Совета _________________ В.В. Потанин

Содержание

Введение
1. Пояснительная записка
1.1 Результаты освоения профессионального модуля.
1.2 Основные понятия, необходимые для выполнения ДКР.
   
2. Задания для домашней контрольной работы
3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Введение

Цель методических рекомендаций- помочь студентам освоить курс ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности и приобрести практический опыт в области составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации.

В методических указаниях кратко излагаются узловые теоретические вопросы, без знания которых нельзя выполнить ДКР, учтены действующие в настоящее время нормативные документы.

Приведен список учебно-методической и нормативно-правовой литературы, необходимой для успешного выполнения ДКР и освоения учебной программы.

Весь цифровой материал, цены, а также названия предприятий и видов продукции являются условными.

Студентам предлагается для выполнения ДКР, состоящую из сквозной практической задачи, по результатам решения которой заполняются формы бухгалтерской отчетности. Кроме того, для самостоятельного изучения выдаются темы, включенные в экзаменационные билеты.

Пояснительная записка

1.1 Результаты освоения МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности

Тематический план и содержание профессионального модуля соответствует рабочей программе ПМ 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности.

С целью овладения видом профессиональной деятельности «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен

иметь практический опыт:

· составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния организации;

· составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные законодательством сроки;

· участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;

· анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;

уметь:

· отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;

· определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;

· закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;

· устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;

· осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации организации в государственных органах;

знать:

· определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации;

· механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период;

· методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;

· порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;

· методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;

· требования к бухгалтерской отчетности организации;

· состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;

· бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;

· методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности;

· процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

· порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;

· порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;

· сроки представления бухгалтерской отчетности;

· правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;

· формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;

· форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;

· сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы, внебюджетные фонды и государственные органы статистики;

· содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их заполнению;

· порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;

· методы финансового анализа;

· виды и приемы финансового анализа;

· процедуры анализа бухгалтерского баланса:

· порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса;

· порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;

· процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;

· порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;

· состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;

· процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;

· процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:

· принципы и методы общей оценки деловой активности организации,

· технологию расчета и анализа финансового цикла;

· процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности; процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Составление бухгалтерской отчетности, участие в контроле и анализе финансово-хозяйственной деятельности на ее основе, в том числе общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.

Основные понятия, необходимые для выполнения ДКР

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия (организации) и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей

Одна из основных форм бухгалтерской отчетности уже известный нам бухгалтерский баланс (форма №1). Его составляют на основе данных об остатке по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из главной книги и проверенных в оборотной ведомости по счету главной книги.

Некоторые балансовые статьи заполняют непосредственно по остаткам соответствующих счетов, но значительная часть балансовых статей отражает сгруппированные данные нескольких синтетических счетов.

Правила оценки статей баланса установлены Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии с вышеуказанным положением:

2. основные средства, нематериальные активы, отражают в балансе по остаточной стоимости;

3. сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, запасные части и другие материальные ресурсы – по фактической себестоимости;

4. готовую и отгруженную продукцию в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета № 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции;

5. товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в балансе по стоимости их приобретения;

6. незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям расходов, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражают по фактическим производственным затратам;

7. расчеты с дебиторами и кредиторами каждая сторона отражает в своей отчетности в суммах вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными;

8. отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми, налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках содержит сведения за отчетный и предыдущий годы:

1) доходы и расходы по обычным видам деятельности, то есть от реализации товаров, продукции, работ, услуг (прибыль (убыток) от реализации: из выручки нетто вычитают себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализации);

2)прочие доходы и расходы: операционные и внереализационные доходы и расходы.

Первый раздел заполняется на основе данных, сформированных на балансовом счете 90 «Продажи». Здесь учитываются доходы и расходы по основным видам деятельности (в курсовой работе – доходы и расходы от реализации услуг).

Во втором разделе отражаются данные счета 91 «Прочие доходы и расходы». Здесь учитываются доходы и расходы по видам деятельности, не являющимся основными. В курсовой работе – это реализация основного средства и расходы на услуги банка. В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации» эти доходы и расходы относятся к операционным.

Это важно

Денежные потоки в виде поступлений от покупателей и платежей поставщикам в Отчете нужно указывать без косвенных налогов (НДС и акцизов).

Расход денег и денежных эквивалентов указывается в Отчете в круглых скобках. НДС и акцизы, уплаченные поставщикам и подрядчикам, в денежный поток не включают.

По строке 4121 «поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги» отражают оплаченные расходы фирмы по текущей деятельности. Необходимые данные содержатся в оборотах по кредиту счетов учета денежных средств (50, 51, 52) в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (по дебету). Передача денежных эквивалентов контрагентам (их выбытие) отражается через субсчет 91/2 «Прочие расходы». Кроме того, наличные деньги на эти цели могут расходоваться через подотчетных лиц.

В строку 4122 Отчета о движении денежных средств включаются суммы заработной платы, выплаченные работникам фирмы. При этом используются данные по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счета 50 или 51.

Если в отчетном (прошлом) году фирма выплачивала проценты по долговым обязательствам, то покажите их сумму в строке 4123 Отчета.

Уплата налога на прибыль отражается по строке 4124. Все остальные налоги, кроме косвенных, а также взносов на обязательное социальное страхование, показывают по строке 4129 «прочие платежи». Сюда же записываются и другие оплаченные расходы.

Итог по движению денег, связанному с текущей деятельностью, подведите в строке 4100 «сальдо денежных потоков от текущих операций». В ней показывают разницу между суммами поступивших и израсходованных денег и денежных эквивалентов.

Особые правила

Оплата процентов может отражаться по-разному. В частности, если процентные платежи входят в стоимость инвестиционных активов, отражать уплату процентов необходимо в составе инвестиционных операций.

Доходы по инвестиционной деятельности, не поименованные в строках 4211– 4214 Отчета, отражают в строке 4219 «прочие поступления».

«Расходная» часть этого раздела также подверглась изменениям. Строк для отражения расходования денег на инвестиционную деятельность стало теперь пять.

Добавились строки 4223 «платежи в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам» и 4224 «платежи по процентам по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива». Строка «прочие платежи» теперь имеет код 4229 (раньше был 4223).

Ранее платежи на финансовые вложения отражались в одной строке 4222. В новой форме Отчета о движении денежных средств к ней добавилась еще одна 4223. Таким образом, сумма средств, направленных на осуществление долгосрочных финансовых вложений, записывается по строкам 4222 и 4223. Данные для заполнения этих строк берутся из оборота по дебету счета 58. Денежные эквиваленты хотя и отражаются по счету 58, но долгосрочными активами не являются.

Если уплата процентов включается в стоимость инвестиционных активов, то она отражается по новой строке 4224 Отчета. В противном случае уплату процентов показывают в составе текущих операций. То есть по строке 4123.

Задания для контрольной работы

Для получения аттестации по ПМ 04 МДК 04.01 необходимо выполнить домашнюю контрольную работу, сдать зачет в форме защиты выполненной работы.

Темы, изучаемые в ПМ 04:

  1. Понятие, состав, требования, порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности.
  2. Оценка показателей имущества и обязательств в бухгалтерском учете и отчетности.
  3. Инвентаризация имущества и обязательств как обязательный элемент составления годового отчета.
  4. Содержание отчета о прибылях и убытках, движении денежных средств, капитала, пояснительной записки к годовому отчету.
  5. Содержание приложения к бухгалтерскому балансу.
  6. Ответственность за нарушение порядка представления отчетности и искажение отчетных данных.
  7. Налоговые проверки. Налоговая ответственность.
  8. Выездные и камеральные налоговые проверки, их порядок, сроки, ответственность по результатам проверок.
  9. Бухгалтерская отчетность при реорганизации и ликвидации предприятия.
  10. Понятие реорганизации и банкротства юридических лиц

Методические указания для выполнения ДКР:

· ДКР состоит из практической задачи. Количество вариантов соответствует количеству студентов.

  • Номер варианта выбирается по порядковому номеру в учебном журнале.

· Обязательно пояснение всех выполняемых действий, пояснение желательно начинать с глагола (например, рассчитываем, определяем, находим и т.д.)

· Решение задачи завершается заполнением форм бухгалтерской отчетности.

· Сокращения слов не допускаются.

· Необходимо указать список использованной литературы, год издания которой не старше 5 лет.

· Работа выполняется в тетради вручную или в печатном варианте. Отдельные листы необходимо скрепить.

· На проверку ДКР сдается не позднее двух недель до начала сессии. В случае возврата преподавателем выполненной ДКР, ошибки исправляются в этой же тетради, первый отзыв должен быть приложен к работе.

Контрольная работа засчитывается, если соблюдены все требования и задания выполнены верно.

Желаем Вам успехов в самостоятельном изучении материала

и решении предложенных задач!

Задание для контрольной работы

1. На основании исходных данных составить баланс предприятия на 1 декабря.

2. Заполнить журнал регистрации хозяйственных операций за декабрь.

3. Открыть счета, отразить на них операции.

4. Составить оборотную ведомость за декабрь.

5. Заполнить листы Главной книги к трем любым счетам.

6. Составить годовой бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Дополнительная информация из учетной политики предприятия:

Выручка для целей бухгалтерского и налогового учета признается по отгрузке. Предприятие создает резерв на ремонт ОС, учитываемый на сч.96. Резерв рассчитан на 2 года, в конце отчетного года не сторнируется. На сч.97 учитывается арендная плата за аренду склада, начисленная за 3 месяца. Учет материалов ведется по фактической стоимости приобретения. Учет себестоимости продукции – по полной фактической производственной себестоимости.

Исходные данные по вариантам приведены в отдельном файле.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Налоговый кодекс РФ, части 1,2.
  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г.
  3. Положения по бухгалтерскому учету 1998-2003гг.
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Утв.приказом Министерства финансов от 31 октября 2000г. (в ред.от 7 мая 2003г.)
  5. Бухгалтерский учет. Учебник/под ред. Ю.А.Бабаева;М., изд-во Проспект, 2005.
  6. Бухгалтерский учет. Учебник/ Кондраков Н.П., М., ИНФРА-М,1998.
  7. Бухгалтерский учет. Тесты, криптограммы, задачи и ситуации/ Каморджанова Н.А. и др., СПб.: Питер, 2003.
  8. Практическая энциклопедия бухгалтера. Т .1 – Корреспонденция счетов; т.2 - Первичные документы, М., Бератор, 2002 с дополнениями и обновлениями 2003, 2004, 2005гг.
  9. Сборник задач по бухгалтерскому учету. Учебное пособие/под ред. Ларионова А.Д., М., Проспект, 2005.

Дополнительная:

Периодические издания

  1. Журнал «Главный бухгалтер»
  2. Журнал «Практическая бухгалтерия»
  3. Информационная система «Гарант»
  4. Информационная система «Консультант Плюс»

Нижнетагильский машиностроительный техникум

УТВЕРЖДАЮ

Директортехникума

____________ В.В. Потанин

« ___»_____________201 г.

Методические рекомендации

Наши рекомендации