Испытания для руководителя

Бог искушал Авраама.

Быт. 22:1

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола.

Мф. 4:1

Каждый, кто облечен духовной властью, неизбежно столкнется с испытаниями, призванными проверить его компетентность как руководителя.

Стремление к компромиссу

Согласны ли мы отказаться от своих принципов, чтобы достичь договоренности? Снижение требований – это всегда шаг назад, и к этому ведет почти каждый компромисс, любая уступка.

Повествование о состязании Моисея и фараона – классический пример того, каким может быть искушение пойти на компромисс. Когда фараон догадался, что Моисей стремится вывести евреев из Египта, он использовал хитроумие и угрозы, чтобы ему помешать. «Если хотите, поклоняйтесь своему Богу, – было его первой уловкой, – но для этого необязательно покидать Египет». Сегодня сходным образом звучали бы слова: «Религия – это нормально, но не слишком ей увлекайтесь. Не стоит позволять религии отделять вас от остального мира».

Когда это не подействовало, фараон пошел на другие уловки: «Если уж вам так надо выйти из Египта, не уходите слишком далеко. Нет ничего плохого в вашей религиозности, но и не нужно быть такими фанатичными. Постарайтесь остаться как можно ближе к реальному миру». Третья же попытка фараона заставить еврейский народ вернуться после служения в пустыне имела целью сыграть на естественных чувствах: «Пусть пойдут одни мужчины, а женщины и дети останутся здесь. Если уж вы решили порвать с этим миром, то хотя бы не заставляйте и остальных членов семьи настолько ограничить свой образ жизни».

Последняя уловка фараона помешать израильскому народу окончательно покинуть Египет была направлена на человеческую жадность: «Хорошо, идите все. Но пусть только останется ваш крупный и мелкий скот здесь. Не позволяйте своим эксцентричным религиозным взглядам мешать вашему успеху и благосостоянию».

Моисей показал ясное духовное видение, избежав всех уловок фараона. «Не останется ни копыта», – заявил он в лицо фараону (Hex. 10:26). Так Моисей с честью выдержал сложное испытание его способностей руководить Божьим народом.

Честолюбие

Все выдающиеся руководители, и Моисей в том числе, проходили через это испытание. Пока Моисей был на горе Синай, израильский народ впал в идолопоклонство, и Бог на него сильно прогневался, сказав Моисею: «Поражу его язвою и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14:12).

К тому времени Моисей уже более чем достаточно натерпелся от постоянных жалоб народа и их частых заигрываний с идолопоклонством. Почему бы не принять это предложение Бога как справедливое воздаяние израильтянам за их дела, чтобы затем начать все заново с небольшой группой людей, которыми Моисею было бы гораздо легче управлять?

Это было серьезное искушение, и исходило оно из уст Самого Бога. Но Моисей проявил не личное честолюбие, а бескорыстное благородство, истинную заботу о славе Божьей и сострадание к людям, введенным в заблуждение. Даже на секунду мысль о собственном величии не задержалась в его возвышенном разуме. Он отважно и решительно обратился к Богу. Благодаря молитве Моисея был спасен народ, отступивший от Господа.

Безвыходные ситуации

«Как ведет себя этот человек в безвыходной ситуации?» – этот вопрос задавал Джон Р. Мотт, желая отличить руководителей от последователей. Мотт побуждал руководителей справляться со сложными, почти невыполнимыми задачами, а не с простыми вопросами, чтобы воспитать индивидуальные способности, улучшить качество коллективной работы и укрепить веру «Я уже давно прекратил заниматься второстепенными делами, с которыми могут справиться другие», – говорил он. Истинный руководитель встречает лицом к лицу тяжелые обстоятельства и сложные задачи.

В наше время руководители сталкиваются с задачами такой сложности, о которой раньше и речи быть не могло. Если руководители настроены на выживание, им приходится относиться к трудностям как к нормальному явлению, принимать сложности как само собой разумеющееся.

Моисей столкнулся с безвыходной ситуацией, когда израильтяне подошли к Красному морю. С одной стороны от них была пустыня, по которой продвигалось войско фараона, с другой же стороны было море, а у израильтян не было лодок. Моисей оказался в тупике, и народ начал проявлять нетерпение. Вместе с упадком боевого духа израильтян все чаще доносились жалобы: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх. 14:11).

Моисей, величайший муж веры, оставался на стороне Бога. Его повеление народу могло прозвучать для них как плод больного воображения, однако на самом деле оно было определяющим моментом в его деятельности руководителя.

«Не бойтесь!» – призвал он народ, хотя для страха были все причины.

«Стойте!» – сказал он в то время, когда войско фараона стремительно их настигало.

«Увидите спасение Господне!» – провозгласил он.

И вот в этот необычный и чудесный день народ израильский увидел действие Бога, Который оправдал их надежду, сокрушив их врагов. Для нас ободрением может служить то, что Богу доставляет удовольствие вести людей и что в ответ на их веру Он являет могущество, справляясь с любой, даже самой безвыходной ситуацией.

Хадсон Тейлор за время своего миссионерского труда в Китае столкнулся со многими сложными проблемами. Большинство из великих дел, которые осуществляются для Бога, для него проходили в три этапа: невозможно, трудно, сделано.

В жизни своей приходил ли ты к Красному морю,

Когда выбора нет и известно тебе наперед,

Что назад нет пути и тебе больше некуда деться,

Остается одна лишь дорога: стремиться вперед?

Жди от Господа действий, доверься Ему безмятежно,

Пока страха в душе не останется даже следа;

Бог пошлет сильный ветер, подымет пучины морские,

И услышишь: «Иди!» ты от Господа ясно тогда.

Утром сможешь увидеть, как облаком дыма летучим

Пред тобою идет Сам Господь, внявший кроткой мольбе,

Приведет Он тебя через море и через пустыни

В чудный край, неизвестный доселе тебе.

И пройдут твои страхи, враги все бесследно исчезнут,

Обретешь наконец вместо страхов желанный покой,

Будешь славить Его в благодатном краю непрестанно,

В том, что создал Сам Бог Своею могучей рукой.

Анн и Джонсон Флинт1

Неудачи

Многие из тех, кого окружающие считают преуспевающими, внутри себя скрывают огромное чувство собственного поражения. Александр Макларен, замечательный англиискии проповедник, произнес прекрасную проповедь перед многочисленной аудиторией, но после этого отвернулся, сгорая от стыда, потому что полагал, что потерпел полное фиаско. «Мне больше никогда не следует проповедовать на таких собраниях», – говорил он, хотя все присутствующие разошлись, получив благословение и вдохновение от проповеди2.

Может, его ожидания были слишком высоки? Или дьявол ввел его в заблуждение, заставив скорбеть, хотя ему следовало испытывать огромную радость?

То, как руководитель отнесется к своему поражению, во многом определит его дальнейшую деятельность. Апостол Петр, казалось, совершенно потерял к себе уважение как к руководителю после того, как отрекся от Христа. Однако его покаяние и любовь к Иисусу дали ему новый шанс, так что затем труд Петра как руководителя церкви оказал влияние на все христианство. «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5:20).

Большинство библейских персонажей выдержали испытание поражением и неудачей. Даже в тех случаях, когда поражение было действительно полным, те, кто вновь обрел способность руководить, не стали лежать в прахе и оплакивать свое несчастье. По сути, их неудача и покаяние привели к более глубокому пониманию Божьей благодати. Они узнали, что Бог всегда дает второй шанс, а порой даже третий и четвертый.

Историк Джеймз Фрауд писал: «Человека необходимо оценивать по тому, как он прожил жизнь, а не по отдельным его неудачам и ошибкам. Апостол Петр, хотя его предупреждали об этом, трижды отрекся от Господа при первом же признаке опасности, однако Господь, зная его слабые и сильные стороны, все же избрал его»3.

Руководители, добившиеся успеха, осознали, что ни одно поражение нельзя считать окончательным, пусть это будет поражение самого руководителя или кого‑то другого. Никто не совершенен, и мы не можем все время оказываться правы.

Зависть

Большинство руководителей рано или поздно сталкиваются лицом к лицу с такой проблемой, как завистливый соперник. Даже Моисею пришлось пройти через это испытание. Зависть – обычное оружие дьявола.

Первое такое искушение постигло Моисея со стороны его родных: сестры и брата. Они, очевидно, совершенно забыли, что если бы Моисей самоотверженно не послушался гласа Божьего, повелевшего ему вывести народ из Египта, они и все остальные израильтяне по‑прежнему оставались бы рабами египтян.

Мариам к тому времени была пожилой женщиной, и ее опыт общения с Богом мог бы ее уже научить, как опасна и неблаговидна зависть. Но все же она подстрекала народ, распространяя недобрые слухи о Моисее, потому что он взял себе в жены эфиоплянку. Расовые предрассудки возникли не в XX в., а гораздо раньше. Мариам негодовала по поводу вторжения в их стан чужеземки, а также привлекла на свою сторону слабовольного Аарона.

Не будучи довольны тем, что занимают второе место после Моисея, Мариам и Аарон, по наущению сатаны, попытались воспользоваться случаем, чтобы свергнуть предводителя израильтян. Свое предательство они скрыли под маской богоугодного поступка: «Одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» (Чис. 12:2).

Моисея глубоко ранило такое нападение, но он ничего не сказал в свою защиту. Он был более всего обеспокоен тем, чтобы прославить Бога, а не своим положением или привилегиями. «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Но хотя Моисей с достоинством сохранял молчание, Бог не оставил без наказания такое посягательство на авторитет Своего слуги.

Поскольку Мариам и Аарон свой проступок совершили на людях, то и суд, и наказание были осуществлены в присутствии народа. «И облако отошло от скинии, и вот, Мариамь покрылась проказою, как снегом» (Чис. 12:10). Такое жестокое наказание показало всю тяжесть греха Мариам, и сразу же вновь проявилось величие Моисея. Его единственной реакцией на происшедшее была молитва за сестру, и Бог милостиво ответил на его молитву.

Урок для руководителя очевиден. Тот, кто занимает должность, предназначенную для него Богом, не должен беспокоиться о том, чтобы оправдать свои действия, когда соперники начинают завидовать или идут на предательство. Такой руководитель безопасно покоится в руках Небесного Защитника. Насколько он защищен, можно понять из грозного обращения Бога к Мариам: «Как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?» (Чис. 12:8).

Во второй раз Моисей встретил оппозицию со стороны Корея и его сообщников, известных своей завистью по отношению к Моисею и Аарону. Корей хотел знать, почему эти двое ставят себя выше всего народа, пользуясь всеми привилегиями высшего руководства. Неужели другие (напр., сам Корей) были менее способными или достойными?

И снова Моисей не стал оправдываться перед всеми, чтобы защититься от обвинений. В спор вмешался Бог, суд был совершен, и Моисей оказался выше, чем когда‑либо, в то время как народ продолжал учиться страху Божьему.

Бог будет оберегать руководителей, которых изберет. Он будет оказывать им честь, защищать и оправдывать их. Руководителям нет нужды беспокоиться о том, чтобы отстаивать свои права или свою должность.

Примечания

1. Used by permission of Evangelical Publishers, Toronto, Canada.

2. Александр Макларен (1826–1910) в течение сорока пяти лет был пастором в церкви Единства в Манчестере. В 1905 г. он стал первым президентом Всемирного союза баптистов.

3. Джеймз Энтони Фрауд (1818–1894) – английский писатель и историк, принадлежавший к Оксфордскому движению.

Глава 18

Наши рекомендации