Обязанности руководителя
Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах.
2 Кор. 11:28
Иисус говорил о руководстве людьми как о служении им, и это можно применить как к тому, кто трудится в церкви, так и к руководителю в светской организации. Фельдмаршал Монтгомери из своего военного опыта сделал вывод, что входящие в состав военного штаба офицеры должны служить солдатам и что хороший штабной офицер подчиняется своему командиру, сам оставаясь в тени.
В своей книге «Training of the Twelve» («Подготовка двенадцати») А. Б. Брюс писал: «В иных царствах правят те, кто считает, что им обязаны прислуживать. В Божьем государстве правят те, кто считает за честь служение другим»1. Джон Маккей из Принстона полагал, что центральным образом христианской веры является образ слуги. Сын Божий стал слугой Бога, чтобы осуществить Божий замысел. Этот образ – пример, которому должны следовать миссионерские общества, церкви и отдельные верующие, чтобы исполнять Божье поручение.
Истинный руководитель в первую очередь думает о благе других, не о собственном удобстве или авторитете. Он проявляет сочувствие к несчастьям других, но это сочувствие укрепляет и дает людям надежду, оно не смягчает сердца и не заставляет людей чувствовать себя слабее. Духовный руководитель всегда направит людей к тому, чтобы они полагались на Господа и доверяли Ему. В любом происшествии он может усмотреть возможность помочь кому‑то. Когда Бог избрал руководителя, который должен был сменить Моисея, им стал Иисус Навин, доказавший, что он – верный слуга (Исх. 33:11).
Диксон Хоуст, рассказывая о Хадсоне Тейлоре, чьим преемником в руководстве Китайской внутренней миссией он стал, писал:
Еще один секрет того, почему он оказывал на нас такое влияние, заключался в его огромном сострадании и заботливом, внимательном отношении к благополучию и удобству окружающих. Высокая степень самопожертвования и готовность к тяжелому труду, которых он постоянно придерживался сам в своей деятельности, никогда не вызывали у него недостаток мягкости и сочувствия к тем, кто не мог в этом отношении продвинуться так же далеко, как он. Он проявлял поразительную чуткость и немалое терпение к неудачам и недостаткам своих братьев, и потому во многих случаях мог помочь им достичь большего уровня преданности Богу2.
Дисциплина и умение навести порядок – еще одна обязанность руководителя, которую часто принимают без особого энтузиазма. Любое христианское сообщество нуждается в благочестивой дисциплине, основанной на любви, чтобы соответствовать нормам в отношении учения, нравственности и поведения.
Апостол Павел рассказывает, какой дух должен отличать руководителей, приученных к порядку: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Чтобы установить порядок, необходима самая важная составляющая дисциплины – любовь. «Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:15). «И потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2:8). Тот, кто сумел примириться со своими проблемами и слабостями, лучше всего сможет помочь другому, мягко и в то же время решительно. Дух кротости способен достичь гораздо большего, чем дух критики.
Имея дело с ситуацией, когда требуется навести порядок, руководитель должен помнить несколько важных моментов: 1) сперва нужно провести тщательное и беспристрастное изучение ситуации; 2) затем необходимо оценить, какую пользу это может принести для дела и для человека; 3) все следует делать в духе любви и как можно более тактично; 4) нужно всегда принимать во внимание восстановление духовного благополучия нарушителя дисциплины; 5) на каждом шагу молиться.
Третья сфера ответственности руководителя – указание пути другим. Духовный руководитель обязан знать, куда он или она следует, прежде чем вести за собой кого‑то. Руководитель должен идти впереди своей паствы. Наш Главный Пастырь дал нам образец для подражания: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10:4). «Совершенный руководитель, – сказал однажды Э. У. Тозер, – это тот, кто слышит голос Божий и делает знак другим следовать за ним, поскольку Бог обращается к нему и к другим». Апостол Павел призывал христиан в Коринфе: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1). Павел знал, Кому подражает и куда идет, так что он мог призывать других следовать за ним в том же направлении.
Не так уж легко вести за собой людей, даже если они – зрелые христиане, устоявшиеся в своих взглядах. Руководитель не может позволить себе безрассудно стоять на своем. Хоуст писал:
В таком деле, к которому призваны мы, руководящие лица должны быть готовы смириться с упрямством и противостоянием, они должны уметь воздерживаться от тех действий, которые, будучи на их взгляд по‑настоящему здравыми и выгодными, встречают неодобрение некоторых из числа тех, кого это касается. Хадсона Тейлора снова и снова заставляли либо существенно переработать свои предложения, либо совсем отказаться от здравых и полезных проектов, которые встречали решительное противодействие, а потому предлагаемые перемены сомнительной ценности могли принести больше вреда, чем пользы. Позднее, в ответ на его терпение и молитвы, многие из них [проектов] все же были осуществлены3.
Руководитель обязан брать на себя инициативу. Некоторые руководители лучше умеют сохранять достигнутое, чем начинать новые проекты, поддерживать порядок, чем побуждать людей усердно стремиться вперед. Истинный руководитель должен уметь отважно идти на риск, но в то же время не терять видения. Он должен быть готов как к резкому старту, так и к поддержанию набранной скорости. Апостол Павел то и дело шел на обдуманный риск, всегда со всей осторожностью и усиленной молитвой, но каждый раз стремясь к далекой, труднодостижимой цели.
Руководитель должен либо сам предлагать смелые идеи, либо по достоинству оценивать и принимать достойные планы других. Он должен оставаться впереди, давая указания и направляя тех, кто идет за ним. Руководитель не ждет, пока что‑то произойдет, но сам все предпринимает для того, чтобы это произошло. Он способен сам начать действовать, всегда подыскивая усовершенствованные методы, будучи готов испытывать свежие решения.
Роберт Льюис Стивенсон называл ощущение безопасности и сохранности «этим зловещим грибом‑паразитом»4. Хадсон Тейлор предпринимал шаги веры, которые казались окружающим рискованными и непоследовательными. Величайшие достижения в истории миссий на счету у тех руководителей, кто был в близких отношениях с Богом и шел на смелый, но продуманный риск.
Гораздо больше неудач вызваны чрезмерной осторожностью, нежели отчаянными экспериментами с новыми идеями. Один мой друг, занимавший ключевую должность в одной из социальных программ церкви, недавно признался, что когда он проанализировал прожитую жизнь, то пришел к выводу, что большинством своих неудач он обязан недостатку смелости. Жена архиепископа Моулла заметила: «Границы Царства Божьего никогда не удавалось расширить людям, привыкшим к чрезмерной осторожности»5.
Руководитель не может позволить себе не прислушаться к совету осторожных людей, которые могут зачастую уберечь то или иное предприятие от возможных ошибок и потерь. Однако осторожность не должна сдерживать видение и предприимчивость, особенно когда руководитель знает, что над всем стоит Бог.
Отличительной чертой руководителя является готовность взять на себя ответственность. Таким был Иисус Навин. Он не колеблясь стал на замену одному из величайших руководителей в истории человечества, Моисею. У Иисуса Навина было больше причин, чем у Моисея, чтобы жаловаться на свою непригодность, однако он не повторил греха Моисея. Вместо этого он без промедления принял поручение, данное ему, и приступил к работе.
Когда Илия был взят на небо, Елисей не стал уклоняться от того, чтобы занять его место. Он решительно принял авторитет, данный ему вместе с упавшей милостью Илии, тоже став выдающимся руководителем.
В каждом из описанных случаев руководители были уверены в том, что их призвал Бог. Когда в этом нет сомнений, никому не следует колебаться вместо того, чтобы делать то, к чему призывает его Бог.
Архиепископ Бенсон жил в эпоху, отличную от нашей, но правила, которых он придерживался в своей жизни, имеют смысл и сегодня:
• С желанием приступай к главному труду дня.
• Не жалуйся на свою занятость или быстротечность времени, а лучше используй время рационально.
• Никогда не ворчи, когда приходят письма.
• Никогда не преувеличивай свои обязанности, чтобы ноша не казалась тяжелее, но относись к своему долгу с доброй волей и радостным сердцем.
• Никогда не старайся привлечь внимание других к своему тяжкому труду или рутинным делам.
• Перед тем, как спорить с кем‑то или оценивать его работу, проси у Бога истинной любви к тому, кто провинился. Узнавай все факты; будь великодушен в своих суждениях. Иначе твоя критика может оказаться совершенно безрезультатной, бездумной и, возможно, чересчур вызывающей.
• Не верь всему тому, что говорят; не распространяй слухи.
• Не ищи похвалы, славы, уважения или благодарности за предыдущие услуги.
• Не ворчи, когда не спросили твоего мнения, или, спросив у тебя совета, не последовали ему.
• Никогда не позволяй сравнивать себя с кем‑то другим, если сравнение в твою пользу.
• Не переводи разговор на свои собственные заботы и нужды.
• Не стремись к одобрению, не ищи сочувствия, не проси мягкости, но принимай то, что есть.
• Принимай вину на себя, не перекладывай ее на плечи других, не ищи того, кто бы смог разделить с тобой эту вину.
• Будь благодарен, когда кого‑то другого хвалят за твои собственные идеи и свершения6.
Примечания
1. Александр Балмейн Брюс (1831–1899), профессор апологетики и Нового Завета, с 1868 г. и до самой своей смерти преподавал в Глазго, в Свободном церковном колледже. Книгу «Подготовка двенадцати» он написал в 1871 г.
2. Phyllis Thompson, D. Е. Hoste (London: China Inland Mission, n.d.), 217.
3. Ibid., 158.
4. In The Reaper, May 1961, 89. Роберт Льюис Стивенсон (1850–1894), английский писатель, среди самых известных произведений которого можно назвать «Остров сокровищ» и «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда».
5. Marcus Loane, Archbishop Mowll (London: Hodder & Stoughton, 1960), 249.
6. Из книги «The Life of Robert E. Speer» («Жизнь Роберта E. Спира»). Исходный текст несколько перефразирован. Эдуард Уайт Бенсон (1829–1896) стал архиепископом Кентерберийским в 1882 г. Его деятельность в англиканской церкви отличалась особой заботой об образовании и церкви в Уэльсе.
Глава 17