Письменная информация аудитора руководству аудируемого лица по результатам проведения аудита

Письменная информация аудитора руководству аудируемого лица - это отчет аудитора, составленный в виде письма к руководству и включающий в себя: опи­сание сведений о недостатках, выявленных в учетных записях, бухгалтерском учете и системе внутреннего контроля; перечень обстоятельств, при которых эти недочеты были найдены; рекомендации по их устранению.

Качественными характеристиками письменной информации с точки зрения ее содержания являются: существенность, краткость, содержательность, отсутствие фактических неточностей.

Согласно ПСАД №22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника» ауди­тор должен установить надлежащих получателей информации из числа руково­дства и представителей собственника аудируемого лица [23].

Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное управление аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый ди­ректор, главный бухгалтер).

Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллеги­альные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руково­дство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительны­ми документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего ру­ководства.

Письменная информация аудитора готовится в ходе аудита и предоставляется аудируемому лицу на завершающей стадии проверки.

Информация для руководства аудируемой организации должна отражать:

1) общий подход аудитора к проведению аудита и его объему, обеспокоен­ность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также коммента­рии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства ауди­руемого лица;

2) выбор учетной политики или ее изменение руководством аудируемого лица, которое оказывает или может оказать существенное влияние на финансовую (бух­галтерскую) отчетность аудируемого лица;

3) возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемо­го лица каких-либо существенных рисков и внешних факторов, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, судебных разбирательств);

4) предлагаемые аудитором существенные корректировки финансовой (бух­галтерской) отчетности, как осуществленные, так и не осуществленные аудируе­мым лицом;

5) существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, кото­рые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно вести свою деятельность;

6) разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по вопросам, кото­рые по отдельности или в совокупности могут являться значимыми для финансо­вой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица или аудиторского заключения. Сообщаемая в этой связи информация должна включать пояснения важности это­го вопроса и сведения о том, был ли данный вопрос разрешен или нет;

7) предполагаемые модификации аудиторского заключения;

8) вопросы, заслуживающие внимания представителей собственника (напри­мер, существенные недочеты в области внутреннего контроля, вопросы, касаю­щиеся деловой репутации руководства аудируемого лица, а также случаи недоб­росовестных действий руководства);

9) вопросы, освещение которых согласовано аудитором с аудируемым лицом в договоре оказания аудиторских услуг [23].

Письменная информация необходима не только руководителям или собствен­никам проверяемой организации (для которых письменная информация носит ре­комендательный характер), но и для самого аудитора. Она может использоваться аудиторской организацией в следующих случаях:

1) для контроля за выполненной аудиторами работы;

2) для контроля качества выполнения аудиторского процесса;

3) для накопления знаний о бизнесе клиента;

4) при планировании проведения последующих проверок;

5) для планирования сопутствующих работ;

6) для подтверждения того, что при проведении аудита соблюдались требова­ния стандартов в отношении независимости и профессионализма аудиторов, пла­нирования и документирования аудиторского процесса, достаточности аудитор­ских доказательств для выражения мнения;

7) для подготовки аудиторского заключения;

8) в качестве доказательства в случае спора с аудируемым лицом (в том числе судебного), который впоследствии может произойти.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземп­лярах: один экземпляр передается под расписку только следующим лицам:

а) лицу, подписавшему договор на оказание аудиторских услуг;

б) лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации ау­
дитора в договоре на оказание аудиторских услуг;

в) любому другому лицу - в случае наличия указания на то, от лица, подпи­
савшего договор на оказание аудиторских услуг [23].

Второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и при­общается к общей рабочей документации аудитора [30].

Контрольные вопросы

1. Что Вы понимаете под аудиторским заключением, и какие виды аудитор­ских заключений Вы знаете?

2. Каковы основные требования к составлению аудиторского заключения?

3. Каковы основные элементы аудиторского заключения?

4. Что представляет собой письменная информация аудитора руководству ау­дируемого лица?

5. В каких случаях может использоваться письменная информация самим ау­дитором?

Тесты

1. Официальный документ, предназначенный для пользователей бухгал­
терской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное
в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального
аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируе­
мого лица-это:

а) аудиторское доказательства;

б) письмо о проведении аудита;

в) аудиторское заключение;

г) рабочий файл аудитора.

2. Вводная часть аудиторского заключения должна содержать:

а) адресат;

б) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудитор;

в) сведения об аудируемом лице;

г) перечень проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Должна ли прилагаться к аудиторскому заключению проверенная фи­
нансовая (бухгалтерская) отчетность:

а) да;

б) да, если аудиторская проверка является обязательной в соответствии с за­
конодательством РФ;

в) да, если аудиторское заключение является модифицированным;

г) нет.

4. Модифицированное аудиторское заключение содержит:

а) факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но раскрытые в отчетности;

б) отрицательное мнение;

в) мнение с оговоркой;

г) отказ от выражения мнения;

д) правильные ответы «б» и «в»;

е) все ответы правильные.

5. Аудиторское заключение, составленное без проведения аудита или со­
ставленное по результатам аудита, но явно противоречащее содержанию до­
кументов, представленных аудиторской организации, индивидуальному ау­
дитору и рассмотренных в ходе аудита- это:

а) модифицированное аудиторское заключение;

б) заведомо ложное аудиторское заключение;

в) отрицательное аудиторское заключение;

г) ошибочное аудиторское заключение.

Наши рекомендации