Права и обязанности главного бухгалтера

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1.ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА

ПРЕДПРИЯТИИ

1.1.Организация работы аппарата бухгалтерии

1.2.Права и обязанности главного бухгалтера...

1.3.Учетная политика предприятия...............

1.4.Организация бухгалтерского учета

1.5.Основные требования к бухгалтерскому учету

и его задачи..................................................

Глава 2. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.

2.1.Учет кассовыхопераций

2.2.Документальное оформление и учет операций

на расчетном счете.....................................

2.3.Бухгалтерский учет расчетных отношений

2.4.Учет расчетов с подотчетными лицами.....

2.5. Учет операций на валютном счете..............

Глава 3. УЧЕТ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Глава 4.УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ............

Глава 5. УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Глава 6. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ И ЦЕННЫХ БУМАГ

Глава 7. УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Глава 8.УЧЕТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Глава 9. УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ

Глава 10. УЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

10.1.Учет уставного капитала.......................

10.2.Учет резервного капитала.....................

10.3.Учет добавочного капитала..................

10.4.Нераспределенная прибыль..................

10.5 Учет расчетов с учредителями

Глава 11. УЧЕТ КРЕДИТОВ, ЗАЙМОВ И ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

11.1. Учет кредитов и займов.......................

11.2.Учет целевого финансирования и поступлений

11.3.Учет операций целевого финансирования
некоммерческими организациями.........

11.4.Учет операций целевого финансирования
коммерческими организациями.............

11.5.Учет доходов будущих периодов..............

Глава 12. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

12.1.Формирование финансовых результатов

12.2.Учет прочих доходов и расходов..............

12.3.Образование и использование резерва сомнительных
долгов..........................................................

Глава 13. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ АППАРАТА БУХГАЛТЕРИИ

Первичным звеном бухгалтерского учета является бухгалтерия организации. Бухгалтерия — самостоятельная структурная единица организации и не может входить в состав какого-либо другого орга­низационного подразделения; организация, не имеющая бухгалте­рии, может привлекать для ведения бухгалтерского учета специали­зированную организацию или соответствующего специалиста на договорных началах.

Структура аппарата бухгалтерии зависит от содержания и объема учетной работы. В объединениях и на крупных предприятиях бухгал­терия подразделяется на ряд отделов.

Главный бухгалтер

Расчетный отдел Отдел по учету сбытовых

Операций

Материальный отдел Общий отдел

Производственно- Отдел расчетных и

Калькуляционный валютных операций

Отдел

Расчетный отделбухгалтерии ведет расчеты с рабочими и служа­щими по оплате труда и социальному страхованию, осуществляет расчеты с финансовыми органами, банками и депонентами, состав­ляет отчетность по труду и заработной плате.

Материальный отдел занимается учетом расчетов с поставщика­ми, учитывает движение основных средств, материалов, тары. Про­веряет правильность ведения складского учета материальных цен­ностей, составляет отчет о наличии и движении материальных и дру­гих имущественных ценностей.

Производственно-калькуляционный отделосуществляет учет издер­жек производства, исчисляет себестоимость продукции, составляет отчетность о выполнении плана по выпуску продукции и ее себе­стоимости. В функции этого подразделения бухгалтерии входят так­же общее руководство и контроль за наличием, движением и со­хранностью полуфабрикатов собственного и незавершенного про­изводства.

Отдел по учету сбытовых операцийучитывает наличие и движе­ние готовых изделий на складах отдела сбыта. В этом отделе ведется учет готовой продукции, ее реализации. Отдел ведет учет расчетов с покупателями, осуществляет контроль за правильностью и своевре­менностью поступления платежей от них.

Отдел расчетных и валютных операцийзанимается учетом бан­ковских и валютных операций. На этот же отдел при отсутствии фи­нансовой службы возлагается функция организации финансовой работы.

Общий отделбухгалтерии предприятия ведет учет всех остальных хозяйственных операций, составляет сводные и обобщающие доку­менты, организует бухгалтерский архив.

Рассмотренная структура организации аппарата бухгалтерии при­меняется на большинстве средних, а иногда и крупных предприя­тий и носит название вертикальной.

На небольших предприятиях, как правило, применяется линей­наяструктура, при которой все работники аппарата бухгалтерии под­чиняются непосредственно главному бухгалтеру.

На крупных предприятиях используется комбинированная систе­ма организации аппарата бухгалтерии. В этих случаях права главно­го бухгалтера будут передаваться его заместителям в пределах ихполномочий.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на пред­приятии несет его руководитель. Он обязан создать необходимые условия для правильного ведения учета, обеспечить неукоснитель­ное выполнение всеми структурными подразделениями требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется бухгалтерией. Возглавляет ее главный бухгалтер, который должен обеспечивать правильность постановки учета, его достоверность, осуществлять контроль за сохранностью, рациональ­ным и экономным использованием всех средств предприятия. Он обязан организовать внедрение передовых форм и методов учета, отвечающих требованиям оперативного руководства предприятием.

Главный бухгалтер назначается на должность руководителем предприятия и подчиняется непосред­ственно ему. Он должен руководствоваться в своей работе Федераль­ным законом «О бухгалтерском учете» от 21.10.96 г. № 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003 № 8-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности в РФ от 27.08.98 г. № 34-н (ред. от 24.03.2000 № 31-н).

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтер­ского учета хозяйственных операций, представление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской от­четности, проведение (совместно с другими службами) экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности в целях выяв­ления и мобилизации внутрихозяйственных резервов предприятия.

Главный бухгалтер совместно с руководителем предприятия подпи­сывает документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также рас­четные, кредитные и финансовые обязательства и хозяйственные до­говора. Указанные документы без подписи главного бухгалтера счи­таются недействительными и к исполнению не принимаются. Пра­во подписи может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.

Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и офор­млению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких доку­ментах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю, кото­рый может письменным распоряжением обязать принять указанные документы к учету. С этого момента ответственность за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия.

С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заве­дующих складом и др.). Перечень лиц, имеющих право подписи пер­вичных учетных документов, утверждается руководителем пред­приятия по согласованию с главным бухгалтером. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйствен­ных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников предприятия.

На главного бухгалтера не могут возлагаться обязанности, не­посредственно связанные с материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Ему не разрешается получать по чекам и другим документам денежные средства и то­варно-материальные ценности для предприятия. На малых предпри­ятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выпол­няться главным бухгалтером или другим работником по письмен­ному распоряжению руководителя предприятия.

При освобождении главного бухгалтера производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (а при отсутствии послед­него — работнику, назначенному приказом руководителя). Одновре­менно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и досто­верности данных с составлением акта, утверждаемого руководите­лем предприятия.

Наши рекомендации