Общая характеристика предприятия оао «стройтранссервис»

Основной вид деятельности, записанный в уставе ОАО «Стройтранссервис» - производство продукции а также розничная торговля.

Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет.

ОАО «Стройтранссервис» в лице директора заключает договора, приобретает права и несет обязанности, выступая истцом и ответчиком в суде.

ОАО «Стройтранссервис» от имени директора имеет право:

- приобретать и арендовать основные и оборотные средства;

- осуществлять материально-техническое обеспечение;

- осуществлять все виды коммерческих сделок;

- планировать свою деятельность;

- использовать чистую прибыль;

- определять и использовать фонд оплаты труда;

- определять штатное расписание;

- устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы.

ОАО «Стройтранссервис» обязано:

- вести свою деятельность в соответствии с законодательством;

- обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;

- осуществлять оперативный и бухгалтерский учет, вести отчетность.

Предприятие, руководствуясь законодательством Российской Федерации, самостоятельно формирует свою учетную политику. Учетная политика утверждается приказом руководителя и изменение (если они необходимы) могут вводиться только с начала финансового года.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, а также применяется типовой План счетов.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель.

Бухгалтерия - самостоятельная структурная единица организации и не может входить в другое организационное подразделение. Возглавляет ее главный бухгалтер, который обеспечивает правильность постановки учета, его достоверность, осуществляет контроль за рациональным и экономным использованием всех активов.

Предприятие ОАО «Стройтранссервис» отличается своей малочисленностью, поэтому главный бухгалтер совмещает в своем лице расчетный отдел, материальный отдел, общий отдел и отдел расчетных операций.

Основными задачами ОАО «Стройтранссервис» являются:

- производство продукции согласно планам;

- розничная реализация товаров народного потребления;

- приобретение товаров розничного ассортимента и его продажа.

Предприятие имеет самостоятельный баланс, в котором отражается его имущество. Имущество предприятия состоит из основных и оборотных средств, а также иных материальных и финансовых ценностей. Управление деятельностью предприятия осуществляется его собственником, который является директором предприятия. Директор самостоятельно определяет структуру управления предприятия и формирует штаты. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Размер оплаты труда работников предприятия установлен согласно штатному расписанию. Торговлю товарами ОАО «Стройтранссервис» осуществляют через магазины, а также сотрудничество с разными покупателями на договорной основе.

Большое влияние на развитие розничного товарооборота предприятия оказывают состояние, развитие и использование материально-технической базы предприятия. Торговый зал и складские помещения предприятия оснащены современными видами оборудования, кассовыми аппаратами. Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы предприятия, временем обеденного перерыва, выходными и санитарными днями.

ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ОАО «СТРОЙТРАНССЕРВИС»

Планирование аудита в ОАО «Стройтранссервис» - один из первых обязательных этапов при подготовке к аудиторской проверке, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.

Планирование аудита способствует:

- уделению необходимого внимания важным областям аудита;

- выявлению потенциальных проблем;

- выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;

- эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;

- координации работы аудиторов и других специалистов.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

При планировании аудита выделяют следующие этапы:

- предварительное планирование аудита;

- подготовка и составление общего плана аудита;

- разработка программы аудита.

Для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с руководством и персоналом клиента. При этом он несет ответственность за содержание общего плана, программы аудита. Общий план является описанием предполагаемого объема и порядка проведения проверки.

Для осуществления проверки расчетов на предприятии ООО «Стройтранссервис» был заключен договор на оказание аудиторских услуг, составлены общий план аудиторской проверки расчетов и программа проведения аудита.

При проведении аудита на первом этапе составляется вопросник (таблица 2.1), в котором отражаются основные вопросы аудита.

Результаты вопросника показывают, что на предприятии ОАО «Стройтранссервис» имеются определенные недочеты в организации расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия.

Таблица 2.1 - Вопросник для проведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Стройтранссервис»

Критерий оценки Вопрос да нет Неполный ответ
Реальность Наличие договоров с дебиторами и кредиторами, соответствие их оформления и содержания требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации? Х    
Реальность Своевременно и правильно ли обоснованны отражения на расчетах с дебиторами и кредиторами сумм задолженностей покупателей, заказчиков поставщикам, подрядчикам? Х    
Полнота Возможно ли наличие неучтенных товаров?     Х
Полнота Возможно ли неоприходование денежных средств в кассу?     Х
Полнота Своевременно и правильно ли обоснованны отражения на расчетах с дебиторами и кредиторами сумм по претензиям?   Х  
Полнота Своевременно и правильно ли обоснованны отражения в учете перемены лиц в обязательствах по дебиторской и кредиторской задолженности? Х    
Разрешение Своевременность и полнота проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами.   Х  
Разрешение Ведение аналитического учета расчетов с дебиторами и кредиторами. Х    
Полнота Правильность отражения информации о расчетах с дебиторами и кредиторами в бухгалтерской отчетности. Х    

Определим уровень существенности на основании данных 2013 г. ОАО «Стройтранссервис» (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Расчет уровня существенности ОАО «Стройтрассервис»

Наименование базового показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб. Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.
Балансовая прибыль предприятия (П)
Выручка (В)
Валюта баланса (ВБ)
Дебиторская задолженность (ДЗ)
Кредиторская задолженность (КЗ)  

УС =∑П*В*ВБ*ДЗ*КЗ / 5, (2.1)

где П - балансовая прибыль предприятия, тыс. руб.;

В – выручка, тыс. руб.;

ВБ - валюта баланса, тыс. руб.;

ДЗ - дебиторская задолженность, тыс. руб.;

КЗ - кредиторская задолженность, тыс. руб.

УС = (2556+3132+3336+3162+629)/5=2563 тыс. руб.

Откидываем наибольшее значение: 3336 тыс. руб., откидываем наименьшее значение: 629 тыс. руб.

УС = (2556+3132+3162) / 3 = 2950 тыс. руб.

Уровень существенности (УС) = 2950 тыс. рублей.

В практике аудита приемлемым считается аудиторский риск — 5%. Это означает, что пять из 100 подписанных аудитором заключений содержат неверные сведения по спорным вопросам. Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность аудиторской организации.

Произведем расчет аудиторского риска, данные по которому представлены в таблицах 2.3, 2.4 и 2.5.

Таблица 2.3 - Оценка средств контроля ОАО «Стройтранссервис»

Показатель Оценка (1-10)
1. Предварительная оценка образования, опыта и квалификации персонала бухгалтерии
2. Повышение квалификации, своевременность реагирования на изменения в законодательстве
3. Отсутствие чрезмерной загруженности персонала бухгалтерии
4. Отсутствие текучести персонала бухгалтерии
5. Выявление и анализ причин отклонений от плановых показателей
6. Принятие мер по сохранности учетных документов
7. Оценка надежности программного обеспечения
Итого:

Планируя аудиторский риск, аудитор определяет внутрихозяйственный риск бухгалтерской отчетности (таблица 2.4) и риск контроля, которые присущи этой отчетности независимо от аудита экономического субъекта.

Таблица 2.4 - Оценка внутрихозяйственного риска ОАО «Стройтранссервис»

Показатель Оценка (1-10)
1. Контролируется ли выдача и вывоз ценностей, готовой продукции?
2. Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей, готовой продукции, готовой продукции?
3. Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?
4. Составляются ли на дату инвентаризации отчеты материально-ответственных лиц?
5. Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?
6. Заключаются ли договоры о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.?
7. Бухгалтерский учет ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям, готовой продукции?
8. Применяются ли унифицированные формы первичной документации?
9. Документы составляются в день совершения операции?
10. Производится ли нумерация первичных документов?
11. Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?
12. Производится ли проверка полноты оприходования материалов, готовой продукции?
Итого:

Произведем оценку ведения учета ОАО «Стройтранссервис», которая представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Оценка ведения учета ОАО «Стройтранссервис»

Показатель Оценка (1-10)
1. Итоговое количество баллов оценки ведения учета
2. Максимальное количество баллов оценки ведения учета
3. Оценка внутрихозяйственного риска (1 - гр.1 / гр.2) 0,3
4. Итоговое количество баллов оценки средств внутреннего контроля
5. Максимальное количество баллов оценки средств внутреннего контроля
6. Оценка риска внутреннего контроля (1 - гр.4 / гр.5) 0,2
7. Оценка риска присутствия ошибки (гр.3 х гр.6) 0,01
8. Оценка общего аудиторского риска согласно правилам, установленным в аудиторской организации 0,2
9. Оценка риска необнаружения (гр.8 / гр.7) 0,05 (5%)

В таблице 2.6 аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля, оценки рисков.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы. Программа аудита расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Стройтранссервис» отображена в таблице 2.6

Таблица 2.6 – Общий план аудита расчетов с дебиторами и кредиторами ОАО «Стройтранссервис» за 2013 г.

Проверяемая организация ОАО «Стройтранссервис»
Период аудита с 01.09.2014 по 30.09.2014
Количество человеко–часов
Состав аудиторской группы Петрова А. Ю.
Планируемый аудиторский риск 5%
Планируемый уровень существенности 2950 тыс. руб.
Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнитель
Учетная политика организации 01.09-05.09.2014 Петрова А. Ю.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками 06.09-11.09.2014 Петрова А. Ю.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 12.09-16.09.2014 Петрова А. Ю.
Аудит расчетов по налогам и сборам 17.09-19.09.2014 Петрова А. Ю.
Аудит заработной платы 19.09-20.09.2014 Петрова А. Ю.

Продолжение таблицы 2.6

Аудит расчетов с подотчетными лицами 23.09-24.09.2014 Петрова А. Ю.
Оформление аудиторского заключения 25.09-30.09.2014 Петрова А. Ю.

Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта. По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита оформляются документально и визируются.

Программа аудиторской проверки представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Программа аудиторской проверки ОАО «Стройтранссервис»

Проверяемая организация ОАО «Стройтранссервис»
Период аудита с 01.09.2014 по 30.09.2014
Количество человеко–часов
Состав аудиторской группы Петрова А. Ю.
Планируемый аудиторский риск 5%
Планируемый уровень существенности 2950 тыс. руб.
Перечень аудиторских процедур Период проведения Рабочие документы аудитора
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Проверка заключенных договоры поставки продукции, проверка реальности задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) счетов. Аудит правильности ведения аналитического учета по сч. 62, правильность составления бухгалтерских проводок по сч. 62.соответствие записей аналитического учета по сч. 62 записям в ж/о № 11, Главной книге и балансе. 06.09-11.09 Накладные № 125 по № 245 включительно; счета-фактуры к накладным; договоры поставки продукции №10,12,18,27; баланс (форма №1); главная книга.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Продолжение таблицы 2.7

Проверка полноты оприходывания материальных ценностей, правильности установления цен на материальные ценности (соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки), правильности списания затрат с кредита счетов учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на себестоимость продукции (работ, услуг), предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств. Аудит списания задолженности с истекшим сроком исковой давности. 12.09-16.09. Накладные, оформляемые при отгрузке товара за весь период проверки, а также товарно-транспортные накладные, счета, выписываемый поставщиком до поставки товарно-материальных ценностей или исполнителем работ заказчику, счета-фактуры, акты о приемке материалов.
Аудит расчетов по налогам и сборам
Аудит полноты и правильности определения налогооблагаемой базы. Проверка применения ставок. 17.09-19.09. Приказ об учетной политике организации; Регистры синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам, используемые в организации; Бухгалтерская и налоговая отчетность за период проведения проверки.
Аудит расчетов по оплате труда
Проверка аналитического и синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», полноты и точности раскрытия информации о расчетах с персоналом в отчетности. Аудит применяемых выплат и удержаний из заработной платы, ведения табелей учета рабочего времени, обоснованности начисления работникам премий по результатам работы, своевременность выплаты заработной платы; Проверка отражения в бухгалтерском учете начисленной заработной платы. 19.09-20.09. Документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. По учету личного состава используются приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №т-1), личная карточка, приказ о переводе на другую работу, приказ о предоставлении отпуска, приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №т-8). Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № т-12), расчетно-платежная ведомость (ф. № т-49), расчетная ведомость (ф. №т-53), лицевой счет.

Продолжение таблицы 2.7

Аудит расчетов с подотчетными лицами
Проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия. Проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия; сроки предоставления отчета по подотчетным суммам. Проверка получения под отчет сумм денежных средств, включая лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам.   Аудит фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы, списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия, наличия приказов о направлении работников в командировку.   Проверка полноты оправдательных документов, приложенных к авансовым отчетам. 23.09-24.09 Приходные и расходные кассовые документы.   Авансовые отчеты №12,13,14, а именно проверка товарных и кассовых чеки, квитанций.  
Написание аудиторского заключения 25.09-30.09  

По результатам аудиторской проверки выдается официальное аудиторское заключение с подробным описанием всех выявленных отклонений.


Наши рекомендации