Из данной таблицы видно, что корреспонденции по учету поступления основных средств на предприятии составляются правильно

В соответствии с п.23 и п.24 Приказа Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Согласно учетной политики филиала основные средства также принимаются к учету по первоначальной стоимости, что не противоречит Приказу Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств".

ПБУ 6/01 представляет предприятиям право выбора метода начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств. Каждый из выбранных способов должен быть в обязательном порядке зафиксирован в учетной политике предприятия.

В учетной политике филиала ООО «Искра» прописано, что первоначальная стоимость погашается посредством начисления амортизации по установленным нормам в течение их нормативного срока службы, линейным способом.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ВЫБЫТИЯ

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4), Акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а) применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:

- объекта основных средств - по форме № ОС-4;

- автотранспортных средств - по форме № ОС-4а.

Именно в таких типовых межотраслевых формах первичных документов в бухгалтерии филиала «Искра-К» ООО «Искра» отражается списание основных средств. Здесь обязательными реквизитами являются: первоначальная стоимость основного средства, норма амортизационных отчислений, сумма износа, техническое состояние, причина ликвидации объекта, состав комиссии. Бухгалтер предприятия данный документ заполняет с указанием всех необходимых реквизитов, а также проставляются все подписи.

В статье Я.И.Устиновой говориться о том, что согласно п.77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия.

Также и в филиале ООО «Искра» имеется комиссия, в состав которой входят старший бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Постоянно действующая комиссия проводит осмотр объекта, подлежащего списанию. При выбытии животных заполняется акт на выбытие животных и птицы формы №100.

На основании первичной документации в филиале ООО «Искра» ведется аналитический учет. В хозяйстве аналитический учет ведется по каждому инвентарному объекту в разрезе общепринятой типовой классификации основных средств. Аналитические счета открываются в бухгалтерии хозяйства на инвентарных карточках формы № ОС-6 «Карточка учета основных средств» для зданий и сооружений, для сельскохозяйственных машин и оборудования.

Данные приема и исключения объекта из состава основных средств вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объектов основных средств (формы № ОС-6) (См. Приложение 5). Форма №ОС-6 содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, о чем говорится в Постановлении Госкомстата РФ от 21.01.2003 №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» .

На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска, дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта .

Инвентарные карточки заполняются на предприятии на основе актов приемки-передачи. В бухгалтерии хозяйства инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств. Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

На основании первичной документации по учету выбытия основных средств и счетов аналитического учета в хозяйстве ведется синтетический учет выбытия основных средств.

Рассмотрим схему бухгалтерских проводок по учету выбытия основных средств, которая применяется в филиале ООО «Фотон», в следующей таблице.

Таблица № 5

Наши рекомендации