На основе исходных данных составить бухгалтерские проводки и подробно описать расчеты, ход решения и объяснить все.

Исходные данные:

Задача 1.1

Организация приобрела станок стоимостью 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. Для доставки станка организация восполь­зовалась услугами транспортной организации. Стоимость достав­ки — 4720 руб. (в том числе НДС — 720 руб.). Станок введен в экс­плуатацию. Счета поставщика станка и транспортной организации оплачены.

Составить бухгалтерские проводки:

Задача 1.2

Учредитель организации внес в счет вклада в уставный капитал объект основных средств, оцененный учредителями в 15 000 руб. Организация понесла дополнительные затраты, связанные с достав­кой объекта. Стоимость услуг транспортной организации по достав­ке объекта составила 2950 руб. (в том числе НДС — 450 руб.).

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.3

Организацией безвозмездно получен объект основных средств, рыночная стоимость которого на дату принятия к учету составила 40 000 руб. Стоимость доставки объекта — 2360 руб. (в том числе НДС — 360 руб.). Срок полезного использования определен в 5 лет. Объект используется во вспомогательном производстве.

Составить бухгалтерские проводки.

Пример 1.4

По договору мены организация получает объект основных средств в обмен на 10 единиц продукции собственного производст­ва. Обычно организация реализует собственную продукцию по цене 1475 руб. (включая НДС — 225 руб.). Себестоимость единицы про­дукции — 900 руб.

Составить бухгалтерские проводки.

1.2. НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Задача 1.5

Начислена амортизация основных средств, используемых:

в основном производстве — 220 руб.;

транспортном цехе — 350 руб.;

ремонтном цехе — 260 руб.;

капитальном строительстве — 176 руб.;

для нужд управления (в офисе) — 188 руб.

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.6

Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб. Срок полезного ис­пользования — 5 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по го­дам и месяцам эксплуатации.

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.7

Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб. Срок полезного ис­пользования — 5 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по го­дам и месяцам эксплуатации.

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.8

Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб. Срок полезного ис­пользования — 5 лет. Объект амортизируется линейным способом. Необходимо рассчитать суммы амортизационных отчислений по го­дам и месяцам эксплуатации.

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.9

Первоначальная стоимость объекта основных средств, исполь­зуемого в основном производстве, — 28 800 руб. Объект амортизи­руется способом списания стоимости пропорционально объему про­дукции (работ). Предполагаемый объем производства продукции за весь период использования объекта — 100 000 единиц. За отчетный период было произведено 1200 единиц продукции.

Рассчитать сум­му амортизационных отчислений.

1.3. РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Задача 1.10

Организация осуществляет косметический ремонт производст­венного цеха собственными силами. В ходе ремонта были осуществ­лены следующие затраты:

израсходовано материалов (краска, лак, гвозди и т. д.) — 450 руб.;

начислена заработная плата рабочим — 5700 руб.;

отчисления с заработной платы — 1482 руб.

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.11

Годовая смета затрат на ремонт основных средств производст­венного назначения составляет 300 000 руб..). Отразить создание резерва

Задача 1.12

В отчетном месяце организация ремонтирует производственное помещение. В организации предусмотрено создание резерва расхо­дов на ремонт. Фактические расходы на ремонт составили:

затраты ремонтного цеха — 9560 руб. (в том числе стоимость материалов — 800 руб., амортизация основных средств — 1200 руб.;

заработная плата рабочих, занятых ремонтом,— 6000 руб.; отчисле­ния с заработной платы — 1560 руб.);

стоимость услуг сторонней ремонтной организации — 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.).

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.14

В январе торговая организация отремонтировала складские по­мещения. Ремонт осуществлялся подрядной организацией. Стои­мость работ подрядной организации — 37 760 руб. (в том числе НДС — 5760 руб.). Счет подрядчика оплачен.

Учетной политикой организации предусмотрен предваритель­ный учет расходов на ремонт в составе расходов будущих периодов в целях равномерного их включения в издержки обращения.

Составить бухгалтерские проводки

1.4. ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Задача 1.15

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстано­вительная) стоимость объекта на дату переоценки — 18 000 руб.

Первоначальная стоимость объекта основных средств на дату переоценки — 15000 руб., сумма начисленной амортизации — 2000 руб. Составить бухгалтерские проводки с учетом дооценки.

Задача 1.16

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстановительная) стоимость объекта на дату переоценки — 26 000 руб.

Восстановительная стоимость объекта, по которой он числится в учете на дату переоценки, составляет 20 000 руб., сумма начислен­ной амортизации — 6000 руб. Ранее объект уценивался, в результате чего первоначальная стоимость была уменьшена на 3000 руб., сумма амортизации — на 1000 руб.

С учетом дооценки составить бухгалтерские проводки

Задача 1.17

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восста­новительная) стоимость объекта на дату переоценки составляет 27 000 руб.

Первоначальная стоимость объекта основных средств на дату переоценки — 30 000 руб., сумма начисленной амортизации — 22 000 руб. Объект основных средств списывается с ба­ланса организации.

С учетом уценки составить бухгалтерские проводки

Задача 1.18

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восста­новительная) стоимость объекта на дату переоценки составляет 27 000 руб.

Первоначальная стоимость объекта основных средств на дату переоценки — 30 000 руб., сумма начисленной амортизации — 22 000 руб. С учетом уценки составить бухгалтерские проводки

Задача 1.19

Переоценивается объект основных средств. Текущая (восстано­вительная) стоимость объекта на дату переоценки — 22 200 руб.

Восстановительная стоимость объекта, по которой он числится в учете на дату переоценки, составляет 37 000 руб., сумма начисленной амортизации — 17 000 руб. Ранее объект дооценивался, в результате чего первоначальная стоимость была увеличена на 5000 руб., сумма амортизации — на 2000 руб. Составить бухгалтерские проводки

1.5. ВЫБЫТИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Продажа основных средств

Задача 1.20

Организация продает автомобиль. Согласно данным бухгалтер­ского учета восстановительная стоимость автомобиля составляет 34 000 руб., сумма начисленной амортизации — 10 000 руб. Автомо­биль ранее дооценивался. Сумма дооценки, учтенная в составе до­бавочного капитала организации, — 14 000 руб. Согласно договору с покупателем цена реализации автомобиля составляет 29 500 руб. (в том числе НДС — 4500 руб. ).

Составить бухгалтерские проводки.

Задача 1.21

Организация приняла решение о списании с баланса станка, не пригодного к дальнейшему использованию ввиду морального и фи­зического износа. Первоначальная стоимость станка — 26 300 руб.;

сумма начисленной амортизации — 21 040 руб. За демонтаж станка рабочим начислена заработная плата — 620 руб.; отчисления на со­циальное и медицинское страхование и др. с суммы заработной пла­ты — 160 руб. Стоимость полученных при демонтаже и разборке станка запасных частей и металлолома — 250 руб.

Составить бухгалтерские проводки.

Передача основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций

Задача 1.22

Организация А участвует в создании организации Б. В счет вклада в уставный капитал организации Б организация А вносит объект основных средств, первоначальная стоимость которого — 230 000 руб., сумма начисленной амортизации — 15 000 руб. По со­гласованию с учредителями стоимость передаваемого объекта ос­новных средств определена в размере 220 000 руб. Оформить проводки организации А.

Безвозмездная передача основных средств

Задача 1.23

Организация безвозмездно передала объект основных средств другой организации. Стоимость объекта — 400 000 руб., сумма на-- численной амортизации — 80 000 руб. Остаточная стоимость объек­та — 320 000 руб. (400 000 руб. - 80 000 руб.) соответствует его ры­ночной цене без учета НДС.

Составить бухгалтерские проводки.

1.6. АРЕНДА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Задача 1.24

По договору аренды арендодатель обязуется передать в пользова­ние арендатору объект основных средств на три года, а арендатор — своевременно уплачивать арендную плату. Предоставление имуще­ства в аренду не является предметом деятельности арендодателя.

Объект возвращается арендодателю по истечении договора аренды.

Объект используется у арендатора в основном производстве.

Составить бухгалтерские проводки, отражающие исполнение до­говора аренды арендодателем и арендатором, исходя из следующих данных:

стоимость объекта, передаваемого в аренду, — 48 000 руб.;

годовая норма амортизационных отчислений — 12,5 %;

ежемесячная сумма арендной платы — 1180 руб. (в том числе НДС - 180 руб.);

затраты арендатора на текущий ремонт объекта, осуществлен­ный силами подрядной организации, — 10620 руб. (в том числе НДС - 1620 руб.).

Задача 1.25

Исходя из условий примера 1.26 допустим, что предоставление имущества в аренду является предметом деятельности арендодателя. Данное обстоятельство не влияет на порядок отражения арендных операций в учете арендатора.

Составить бухгалтерские проводки.

1.7. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Оприходование неучтенных основных средств

Задача 1.26

При проведении плановой инвентаризации выяснилось, что один из имеющихся в организации объектов основных средств не числится в бухгалтерском учете. Текущая рыночная стоимость тако­го объекта составляет 45 000 руб.

Составить проводки в учете организации.

Списание основных средств при выявлении недостач или порчи

Задача 1.27

У организации угнан автомобиль. Первоначальная стоимость автомобиля — 150000 руб., сумма начисленной амортизации — 30 000 руб. Автомобиль не найден.

На основании решения следственных органов, в котором сооб­щается, что виновники угона не установлены, автомобиль подлежит списанию за счет финансовых результатов организации.

Составить бухгалтерские проводки

Задача 1.28

В результате дорожно-транспортного происшествия по вине во­дителя предприятия пришел в негодность автомобиль. Первоначаль­ная стоимость автомобиля — 50 000 руб., начисленная амортиза­ция — 38 000 руб. На основании решения суда с водителя предпри­ятия за нанесенный ущерб удержано из заработной платы 8000 руб.

Составить бухгалтерские проводки.

Глава 2 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

2.1. ПОСТУПЛЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Получение нематериальных активов в счет вклада в уставный капитал

Пример 2.2

Один из учредителей организации за счет собственных средств оплатил расходы по регистрации фирмы и приобретение лицензии. Расходы составили 4000 руб. Расходы учредителя признаны вкладом в уставный капитал организации. В соответствии с п. 4 ПБУ 14/2000 расходы, связанные с образованием юридического лица, признан­ные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал органи­зации, — организационные расходы — относятся к нематериальным активам.

Составим бухгалтерские проводки:

Создание нематериальных активов в организации

Пример 2.3

Силами работников организации разработано программное обеспечение для использования в производственных целях. Исклю­чительное право организации на программное обеспечение оформ­лено в установленном порядке. Сумма затрат на разработку состави­ла 65 000 руб., в том числе: материальные затраты — 20 000 руб.; за­работная плата разработчиков — 35 000 руб.; отчисления на социальное и медицинское страхование и др. — 10 000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

2.2. НАЧИСЛЕНИЕ АМОРТИЗАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Пример 2.4

Первоначальная стоимость нематериального актива производст­венного назначения — 12 000 руб. Срок полезного использования — 5 лет. Амортизация начисляется линейным способом и отражается в учете путем накопления соответствующих сумм.

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений и составим бухгалтерскую проводку.

Пример 2.5

На баланс организации приняты организационные расходы в размере 16 800 руб. В соответствии с и. 21 ПБУ 14/2000 амортизаци­онные отчисления по организационным расходам организации от­ражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение двадцати лет (но не более сро­ка деятельности организации).

Рассчитаем ежемесячную сумму амортизационных отчислений и составим бухгалтерскую проводку.

Годовая норма амортизации:

100%: 20 лет =5%.

Годовая сумма амортизационных отчислений:

16 800 руб. х 5%= 840 руб.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений:

840 руб. : 12 мес. = 70 руб.

Составить бухгалтерские проводки.

2.3. СПИСАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Пример 2.6

Организация продала числящийся на ее балансе нематериаль­ный актив. Первоначальная стоимость актива — 18 000 руб. Сумма амортизационных отчислений, накопленная на счете 05 «Амортиза­ция нематериальных активов», — 10 000 руб. Согласно договору с покупателем цена реализации актива — 17 700 руб. (в том числе НДС - 2700 руб.).

Составим бухгалтерские проводки:

2.4. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Пример 2.7

Организация-правообладатель предоставила организации-поль­зователю неисключительное право на использование изобретения, охраняемого патентом, сроком на один год. Предоставление в поль­зование прав на объекты интеллектуальной собственности является основным видом деятельности организации.

Первоначальная стоимость предоставляемого в пользование не­материального актива составляет 240000 руб., ежемесячная сумма амортизации — 1000 руб. Согласно условиям договора ежемесячный лицензионный платеж составляет 16 520 руб. (в том числе НДС — 2520 руб.).

Составим проводки, оформляемые у организации-правооблада-теля, отражающие исполнение договора с организацией-пользова­телем.

Пример 2.8

Исходя из условий примера 2.7 допустим, что предоставление в пользование прав на объекты интеллектуальной собственности не является основным видом деятельности организации-правооб-ладателя.

Составить бухгалтерские проводки.

Пример 2.9

Для условий примера 2.7 расчеты между организацией-правооб-ладателем и организацией-пользователем осуществляются не в фор­ме периодических (ежемесячных) платежей, а в виде фиксирован­ного разового платежа. Размер платежа — 198 240 руб. (в том числе НДС - 30 240 руб.).

Составить бухгалтерские проводки.

Пример 2.10

Составим бухгалтерские проводки, которые следует оформить организации-пользователю при заключении лицензионного догово­ра, условия которого описаны в примере 2.7. Нематериальный актив используется в основном производстве.

Составить бухгалтерские проводки.

МАТЕРИАЛЫ

3.1. ПОСТУПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ

Приобретение материалов за плату

Пример 3.1

Организация приобрела сырье, необходимое для производства продукции. Стоимость сырья согласно документам поставщика 159 300 руб. (в том числе НДС — 24 300 руб.). Стоимость доставки сырья согласно документам транспортной компании — 14 750 руб. (в том числе НДС — 2250 руб.). Сырье оприходовано на склад. Сче­та поставщика и транспортной компании оплачены.

Согласно учетной политике предприятия фактическая себестои­мость материалов формируется на счете 10 «Материалы».

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 3.2

Для данных примера 3.1 учетной политикой организации преду­смотрено использование счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материаль­ных ценностей», т. е. материалы учитываются на счете 10 «Материа­лы» по учетным ценам. Учетная стоимость приобретаемого сырья — 130 000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 3.3

Согласно учетной политике организации поступление материа­лов отражается с использованием счетов 15 «Заготовление и приоб­ретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В январе в организацию поступили расчетные документы на приобретаемые материалы. Согласно документам стоимость приоб­ретаемых материалов — 40 120 руб. (в том числе НДС — 6120 руб.). Учетная стоимость материалов — 32 000 руб. Материалы оплачены в январе, фактически поступили в организацию в феврале.

Составим бухгалтерские проводки:

Неотфактурованные поставки

Пример 3.4

По договору с поставщиком организация приобретает партию материалов, стоимость которых в договоре не оговорена. Рыноч­ная стоимость материалов без НДС составляет 50 000 руб. Мате­риалы доставлены поставщиком в марте. Расчетные документы от поставщика поступили в апреле. Согласно этим документам стои­мость материалов составляет 63 720 руб. (в том числе НДС — 9720 руб.).

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 3.5

Допустим, что для условий примера 3.5 материалы поступили в декабре, а расчетные документы на них — в январе следующего

года.

Составим бухгалтерские проводки:

Получение материалов по товарообменным операциям

Пример 3.6

Организация по договору мены приобретает материалы, рыноч­ная стоимость которых 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.), в обмен на собственную продукцию той же стоимости. Себестоимость готовой продукции, отгружаемой покупателю, — 18 000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Изготовление материалов силами организации

Пример 3.7

В цехе вспомогательного производства организации изготавли­ваются детали, используемые в основном производстве. В отчетном периоде при изготовлении деталей были осуществлены следующие затраты:

материалы — 7000 руб.;

заработная плата — 15 000 руб.;

отчисления с заработной платы — 3900 руб.;

амортизация основных средств — 800 руб.

Составим бухгалтерские проводки и определим фактическую се­бестоимость изготовленных деталей.

Внесение материалов в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации

Пример 3.8

В счет вклада в уставный капитал организации учредителем вне­сены материалы, которые оценены учредителями в сумме 10 000 руб. За доставку материалов организация уплатила транс­портной компании 2950 руб. (в том числе НДС — 450 руб.).

Составим бухгалтерские проводки:

Безвозмездное получение материалов

Пример 3.9

В марте организацией безвозмездно получены материалы, ры­ночная стоимость которых составляет 8000 руб. В апреле часть мате­риалов на сумму 6000 руб. были отпущены в производство. В мае оставшиеся материалы были использованы для ремонта офиса орга­низации.

Составим бухгалтерские проводки:

3.2. ОТПУСК МАТЕРИАЛОВ НА ПРОИЗВОДСТВО

Пример 3.10

Используя нижеприведенные данные, определим стоимость ма­териалов, списываемых на производство в январе, и стоимость ос­татка материалов на 1 февраля.

Материалы оцениваются по средней себестоимости.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

№   Содержание операции   Кол-во материала, шт.   Стоимость единицы материала, руб.   Сумма, руб.  
  Остаток на 1 января        
  Поступило в январе, в том числе:       361 000  
10 января        
15 января        
20 января       147 000  
  Всего материалов с остатком на начало месяца       433 000  
  Отпущено на производство в январе        
  Остаток на 1 февраля        

Определим среднюю себестоимость единицы материалов:

Стоимость материалов, списываемых на производство в январе:

Стоимость остатка материалов на 1 февраля:

Пример 3.11

Исходные данные примера 3.11. Материалы оцениваются мето­дом ФИФО.

Пример 3.12

Исходные данные примера 3.11. Материалы оцениваются мето­дом ЛИФО.

Пример 3.13

Со склада организации отпущены материалы:

в основное производство — 12 700 руб.;

во вспомогательные производства — 4300 руб.;

на управленческие нужды — 2100 руб.;

для проведения рекламной акции — 500 руб.;

обособленному подразделению, состоящему на отдельном ба­лансе, — 11 000 руб.;

детскому дошкольному учреждению, состоящему на балансе ор­ганизации, — 7400 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

3.3. ПРОДАЖА МАТЕРИАЛОВ

Пример 3.14

Организация продает материалы. Договорная цена продажи 8850 руб. (в том числеНДС - 1350 руб.).

Стоимость материалов по данным бухгалтерского учета — 5000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

3.4. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ Оприходование неучтенных материалов

Пример 3.15

При проведении плановой инвентаризации выявлены неучтен­ные материалы. Рыночная стоимость неоприходованных материа­лов — 9500 руб.

Принятие материалов к учету будет оформлено проводкой:

Списание недостающих или испорченных материалов

Пример 3.16

Со склада организации похищены материалы на сумму 4500 руб. Виновные установлены. Материалы не возвращены. Рыночная стоимость материалов — 5000 руб. Сумма ущерба взыскивается из заработной платы виновного работника.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 3.17

На складе выявлена недостача материалов на сумму 3000 руб. Виновные лица не установлены. Материалы списаны с баланса за счет финансовых результатов.

Составим бухгалтерские проводки:

УЧЕТ ТАРЫ

Приобретение тары

Пример 3.18

Организация приобрела тару для затаривания готовой продук­ции. Стоимость тары — 14 160 руб. (в том числе НДС — 2160 руб.). Тара оплачена поставщику.

" Составим бухгалтерские проводки:

Учет тары, поступившей от поставщиков вместе с продукцией

Пример 3.19

Организация приобрела материалы, затаренные в тару, которая подлежит оплате отдельно. Стоимость материалов 12 500 руб., стои­мость тары — 800 руб., налог на добавленную стоимость, уплачен­ный продавцу, — 2394 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 3.20

Организация приобрела материалы, затаренные в тару. Соглас­но документам поставщика стоимость материалов в таре составляет 5900 руб. (в том числе НДС — 900 руб.). Тара может быть использо­вана в организации. Рыночная стоимость тары — 300 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Использование тары для затаривания продукции

Пример 3.21

Для упаковки продукции А использована полиэтиленовая тара стоимостью 7000 руб. Упаковка осуществляется в цехе основного производства. Продукция Б упаковывается непосредственно на складе готовой продукции. Стоимость упаковки — 5000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Учет тары, обращающейся по залоговым ценам

Пример 3.22

Организацией отгружена продукция на сумму 16 520 руб. (в том числе НДС — 2520 руб.), упакованная в многооборотную тару, зало­говая стоимость которой — 4000 руб. Продукция с учетом залога по таре оплачена покупателем. Покупатель возвратил тару. Поставщик вернул покупателю сумму залога.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 3.23

Организацией получены материалы стоимостью 16 520 руб. (в том числе НДС — 2520 руб.), упакованные в возвратную тару, на которую установлена залоговая цена — 4000 руб. Материалы и тара оплачены. Тара возвращена поставщику. Поставщик возвратил за­логовую стоимость тары.

Составим бухгалтерские проводки:

. РЕЗЕРВЫ ПОД СНИЖЕНИЕ СТОИМОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Пример 3.24

На балансе организации числятся строительные материалы стоимостью 14 200 руб. Текущая рыночная стоимость этих материа­лов на конец 2004 г. составляет 10 100 руб.

Организацией создан резерв под снижение стоимости матери­альных ценностей на сумму 4100 руб. (14 200 руб. - 10 100 руб.).

Составим бухгалтерскую проводку:

Пример 3.25

В следующем году часть строительных материалов (пример 3.25) реализована на сторону. Учетная стоимость реализованных материа­лов — 8000 руб. Продажная стоимость — 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).

Определим сумму резерва, приходящуюся на реализованные ма­териалы и подлежащую восстановлению:

8000 руб. : 14 200 руб. х 4100 руб. =2310 руб.

Составить бухгалтерские проводки.

ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

4.1. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Пример 4.1

Организация осуществляет производство двух видов продук­ции — А и Б. Затраты организации на производство продукции в отчетном периоде составили:

Статьи затрат   Продукция А   Продукция Б  
Сырье и материалы     200 000  
Возвратные отходы (вычитаются)      
Топливо и энергия      
Заработная плата производственных рабочих      
Отчисления с заработной платы (условно)      
Услуги сторонних организаций (аренда и др.)      
Амортизация основных средств      

Общехозяйственные расходы составляют 47 000 руб.

Согласно учетной политике организации общехозяйственные расходы распределяются между отдельными видами продукции про­порционально заработной плате производственных рабочих.

Доля общехозяйственных расходов, участвующая в формирова­нии себестоимости продукции А, составит:

47 000 руб. х (40 000 руб.: (40 000 руб. + 95 000 руб.)] = 13 926 руб.

Доля общехозяйственных расходов, участвующая в формирова­нии себестоимости продукции Б, составит:

47 000 руб. х [95 000 руб.: (40 000 руб. + 95 000 руб.)] = 33 074 руб.

Проверим правильность произведенных расчетов:

13 926+33 074 =47 000 руб.

Допустим, что незавершенное производство отсутствует. Гото­вая продукция принята на склад.

Составим бухгалтерские проводки и определим полную произ­водственную себестоимость выпущенной продукции.

4.2. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СОКРАЩЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Пример 4.2

Немного изменим условия примера 4.1 и рассмотрим вариант, когда организация списывает условно-постоянные расходы непо­средственно в дебет счета учета продаж, формируя таким образом на счете 20 «Основное производство» сокращенную (неполную) производственную себестоимость.

Составим бухгалтерские проводки и определим сокращенную производственную себестоимость выпущенной продукции.

ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ И ЕЕ ПРОДАЖА

5.1. ВЫПУСК ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Балансовый учет готовой продукции по фактической себестоимости

Пример 5.1

В аналитическом бухгалтерском учете организации в качестве учетных цен на готовую продукцию применяется фактическая про­изводственная себестоимость. В отчетном периоде фактическая производственная себестоимость готовой продукции, сформирован­ная на счете 20 «Основное производство», составила 70 000 руб. Принятие готовой продукции на склад отразится проводкой:

Пример 5.2

В аналитическом бухгалтерском учете организации в качестве учетных цен на готовую продукцию применяется нормативная себе­стоимость. Нормативная себестоимость готовой продукции, выпу­щенной в течение месяца, составила 600 000 руб. Фактическая себе­стоимость составила 630 000 руб.

Принятие готовой продукции к учету отразится проводками:

Пример 5.3

В аналитическом бухгалтерском учете организации в качестве учетных цен на готовую продукцию применяется нормативная себе­стоимость. Нормативная себестоимость готовой продукции, выпу­щенной в течение месяца, составила 370 000 руб. Фактическая себе­стоимость составила 350 000 руб.

Принятие готовой продукции к учету отразится проводками:

Пример 5.4

Учетная стоимость остатка готовой продукции на складе на на­чало месяца — 80 000 руб.; фактическая производственная себестои­мость остатка продукции — 85 000 руб.; сумма отклонений в остатке готовой продукции на складе — 5000 руб. (перерасход).

Учетная стоимость выпущенной в течение месяца продукции — 430 000 руб.; фактическая себестоимость — 460 300 руб.

Учетная стоимость отгруженной продукции — 215 000 руб.

Рассчитаем процент отклонения фактической производственной себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам, опре­делим фактическую производственную себестоимость отгруженной продукции и остатка продукции на конец месяца.

№   Показатель   Учетная стоимость   Фактическая себестоимость   Отклонение (+,-)  
.   Остаток продукции на складе на начало месяца       +5000  
  Поступило из производства   430 000   460 300   +30 300  
  Итого     545 300   +35 300  
  Отношение суммы отклонений к учетной стоимости, %   X   X   7 (35 000 : 510 000 х 100)  
  Отгружено продукции     230 050 (215 000 + 15050)   15050 (215000х7%)  
  Остаток продукции на складе на конец меся­ца (стр. 3 — стр. 5)   295 000      

Составим бухгалтерские проводки:

Балансовый учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости (использование счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»)

Пример 5.5

Нормативная себестоимость выпущенной в течение отчетного месяца продукции составила 100 000 руб., фактическая производст­венная себестоимость — 115 000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 5.6

Нормативная себестоимость выпущенной в течение отчетного месяца продукции составила 90 000 руб., фактическая производст­венная себестоимость — 85 000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

5.2. ПРОДАЖА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Пример 5.7

В отчетном периоде организацией отгружена продукция на сум­му 23 600 руб. (в том числе НДС — 3600 руб.). Себестоимость отгру­женной продукции — 16 000 руб. Расходы на затаривание продук­ции на складе организации — 1800 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 5.8

Организация отгрузила покупателю продукцию на сумму 18 880 руб. (в том числе НДС — 2880 руб.). Себестоимость отгру­женной продукции — 12 000 руб. Согласно условиям договора право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю после ее оплаты.

Составим бухгалтерские проводки:

5.3. ТРАНСПОРТИРОВКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Пример 5.9

Согласно условиям договора купли-продажи организация отгру­жает покупателю продукцию на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС — 5400 руб.) и оказывает услуги по ее транспортировке. Транспортные услуги оплачиваются покупателем сверх цены на от­груженную продукцию. Стоимость доставки — 4720 руб. (в том чис­ле НДС — 720 руб.). Себестоимость отгруженной продукции — 25 000 руб., себестоимость транспортных услуг — 3000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 5.10

Организация реализует продукцию на условиях доставки ее до покупателя. Стоимость отгруженной продукции 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.), себестоимость отгруженной продукции — 180 000 руб. Расходы по доставке продукции покупателю — 5000 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 5.11

Изменим условия примера 5.10 и рассмотрим вариант, когда право собственности на доставленную продукцию переходит к по­купателю только после ее оплаты.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 5.12

Организация реализует покупателю продукцию на условиях дос­тавки до станции отправления. Цена реализации продукции — 177 000 руб. (в том числе НДС — 27 000 руб.). Себестоимость про­дукции — 120 000 руб. Расходы на транспортировку, осуществлен­ную собственными силами, — 7000 руб. С согласия покупателя ор­ганизация оплатила стоимость доставки продукции до станции на­значения — 29 500 руб. (в том числе НДС — 4500 руб.). Покупатель возместил поставщику понесенные расходы и оплатил приобретен­ную продукцию.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 5.13

Организация реализует продукцию на условиях доставки до по­купателя. Договорная цена продукции — 13570 руб. (в том числе НДС — 2070 руб.). Себестоимость отгруженной продукции — 8000 руб. Продукция оплачена покупателем. Для доставки продук­ции организация воспользовалась услугами транспортной компа­нии. Стоимость услуг по доставке, оплаченная транспортной орга­низации, — 2596 руб. (в том числе НДС — 396 руб.).

Составим бухгалтерские проводки:

ТОВАРЫ И ИХ ПРОДАЖА

6.1. ПОСТУПЛЕНИЕ ТОВАРОВ

Учет товаров по покупным ценам

Торговая организация заключила с поставщиком договор на по­ставку партии товара. Стоимость закупаемых товаров — 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.).

Товар получен торговой организацией. Денежные средства в оп­лату товара перечислены поставщику. - Составим бухгалтерские проводки:

Учет товаров по продажным ценам

Пример 6.2

Организация розничной торговли приобрела товар на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). Согласно учетной по­литике организации приобретаемые товары оцениваются по про­дажной стоимости. Продажная цена партии товара определена в размере 280 000 руб.

Товар оплачен поставщику.

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 6.3

Торговая организация приобретает товар через посредника. Со­гласно заключенному с посредником договору комиссии торговая организация (комитент) перечисляет на расчетный счет посредника (комиссионера) 140000 руб. — 110500 руб. для приобретения пар­тии товара и 29 500 руб. в качестве комиссионного вознаграждения. Комиссионер приобрел товар за 88 500 руб. (в том числе НДС — 13 500 руб.). Не израсходованный комиссионером остаток денежных средств (22 000 руб. = 140 000 руб. - 88 500 руб. - 29 500 руб.) возвра­щен на расчетный счет торговой организации. От комиссионера по­лучен счет-фактура на сумму комиссионного вознаграждения — 29-500 руб. (в том числе НДС - 4500 руб.).

Составим бухгалтерские проводки:

Пример 6.4

Материально ответственному лицу продовольственного магази­на выдано под отчет на закупку овощей 15 000 руб. Материально от­ветственное лицо приобрело у физических лиц овощи на общую сумму 13 500 руб. Остаток аванса сдан в кассу организации.

Составим бухгалтерские проводки:

ПРОДАЖА ТОВАРОВ

Продажа товаров, учитываемых по покупным ценам

Пример 6.5

В отчетном периоде торговая организация реализовала товар на сумму 177 000 руб. (в том числе НДС — 27 000 руб.). Учетная стои­мость реализованного товара — 110000 руб. Расходы организации на продажу товара составили 15 000 руб. Денежные средства за то­вар поступили на расч<

Наши рекомендации