Анализ положения дел в общественном питании г. Сочи
Резюме
В настоящее время г. Сочи переживает бурный рост предпринимательской активности, вызванной интересом к курорту не только со стороны граждан Российской Федерации, но и со стороны зарубежных туристов. По завершению проведения Олимпийских игр интерес к Сочи не упал, а вырос. Это вызвано как интересом со стороны тех граждан, которые не смогли присутствовать на олимпиаде, так и переносом значительных культурных событий из зарубежных стран на концертные площадки города.
Услуги общественного питания являются востребованными как жителями города, так и многочисленными отдыхающими. Отдельное место в ряду предприятий общепита занимают кафе, предлагающие посетителям мороженное, йогурт-мороженное, выпечка и напитки. Данные кафе пользуются большой популярностью в городах, поскольку дают возможность провести некоторое время в приятной обстановке.
ООО «КафеCafe» планируется открыть в незначительной удаленности от корпусов ЗАО СКО «Адлеркурорт», а именно «Дельфин», «Смена», «Нептун» и «Коралл».
Помещение, выбранное для размещения ООО «КафеCafe» требует проведения косметического ремонта и соответствующего тематического оформления. Договор аренды будет заключен с ЗАО СКО «Адлеркурорт». Выбор помещения обоснован близостью к корпусам санаторно-курортного объединения и местам проведения культурно-массовых мероприятий.
Для организации деятельности ООО «КафеCafe» потребуется небольшой штат работников. Для ведения финансовой и бухгалтерской отчетности потребуется главный бухгалтер, ведущий бухгалтер, в обязанности которого входит калькуляция приготовляемой продукции, кассир, официанты, мойщики посуды и уборщик. Обязанности по приему и увольнению сотрудников, технике безопасности и соответствия помещения и персонала санитарно-гигиеническим нормам и требованиям возлагаются на генерального директора.
Холодильное оборудование для организации ООО «КафеCafe» будет предоставлено в лизинг. Печи для приготовления выпечки, оборудование для приготовления горячих напитков и соков будет приобретено предпринимателем.
Источниками риска при организации данного предприятия могут быть высокий уровень конкуренции на рынке общественного питания, сезонность в деятельности и общее снижение предпринимательской активности в стране.
Предпринимательские ожидания обусловлены платежеспособностью отдыхающих и населения, наличием квалифицированного персонала и стабильностью спроса на услуги.
Анализ положения дел в общественном питании г. Сочи
Перспективы развития рынка общественного питания напрямую связаны с доходами лиц, проживающих в конкретном населенном пункте. Предприятия общественного питания имеют свою классификацию и специфику в организации их функционирования и управления. В целом предприятия общественного питания можно разделить на 3 большие группы:
-предприятия общественного питания для лиц с высоким уровнем дохода;
-сеть массового обслуживания;
-ведомственные структуры.
Рынок общественного питания в наше время стремительно меняется, появляются новые форматы предприятий, например:
- ресторанные дома в виде мультиформата;
- компании, занимающиеся кейтерингом;
-независимые компании общественного питания, сформированные, в том числе, в виде семейного бизнеса;
- «ФастФуды» или точки быстрого обслуживания;
-компании, оказывающие услуги по обслуживанию лиц демократичного формата;
- сетевые компании сферы общественного питания ВИП-сегмента;
- компании, оказывающие услуги в социальном сегменте;
- точки питания на транспорте;
-компании, оказывающие услуги по обслуживанию населения в непрофильных коммерческих организациях;
-точки, обеспечивающие питание в отелях и санаторно-курортных зонах;
- компании, отвечающие за производство готовой продукции.
В настоящее время в г. Сочи успешно функционируют 125 ресторанов, 130 кафе и 258 различных заведений общественного питания.
Изготовляемая предприятиями общественного питания продукция имеет ограниченные сроки реализации. Так, при массовом изготовлении горячие блюда готовятся на 2-3 часа реализации, а холодные – на 1 час. Это требует выпуска продукции партиями, по мере их потребления.
Ассортимент выпускаемой предприятиями общественного питания продукции очень разнообразный, для его приготовления используются разные виды сырья. Разнообразие выпускаемой продукции позволяет более полно удовлетворять спрос потребителей, однако усложняет организацию производства: многие виды сырья требуют особых условий хранения, разных помещений для механической кулинарной обработки.
Режим работы предприятий общественного питания в г. Сочи зависит от режима работы обслуживаемых ими контингентов потребителей и имеет свою специфику. Это требует от предприятий особенно интенсивной работы в часы наибольшего потока потребителей – в обеденное и вечернее время, в ночные часы по принципу «до последнего клиента».
Спрос на услуги предприятий общественного питания подвержен значительным изменениям по временам года, дням недели и даже часам суток. В летнее время повышается спрос на блюда из овощей, прохладительные напитки, холодные супы.
Указанные выше особенности работы предприятий общественного питания учитываются при рациональном размещении сети предприятий, выборе их типов, определении режима работы и составлении меню.
В настоящее время кофейни, кондитерские и кафе-мороженное являются популярным местом посещения россиян. Не насыщенность рынка общественного питания, неразвитость данного сегмента рынка, делают его перспективным для дальнейшего роста и развития. По оценке экспертов РБК, 60% россиян регулярно посещают кофейни –кондитерские.
Лидером рынка сегодня является сеть кофеен «Шоколадница», располагающая 247 точками в стране, причем 1 из них приходятся на г. Сочи. «Шоколадницу» можно считать одним из конкурентов ООО «КафеCafe». Расположено данное заведение по адресу г. Сочи, ул. Кирова, 58. По данному адресу располагается крупный торговый центр, на одном из этажей которого открылась «Шоколадница». В качестве конкурентных преимуществ ООО «КафеCafe» по отношению к данному предприятию общепита следует отнести график работы (предполагаемый график с 11 до 2 часов, в то время как работа «Шоколадницы» завершается одновременно с работой торгового центра) и большую гибкость в ассортиментной политике. Поскольку «Шоколадница» является сетевым предприятием, утвержденный ассортимент практически не меняется. К минусам ООО «КафеCafe» в отношении конкурента можно отнести отсутствие известности и гарантий качества обслуживания в этой связи.
Компания «Кофе Хауз» считается самой крупной региональной сетью, у которой из 221 точки 110 приходится на регионы. Заведение в г. Сочи является одним из наиболее известных. В данном случае сохраняются те же преимущества и относительные недостатки ООО «КафеCafe», как и с «Шоколадницей».
Среди сетевых кофеен и кафе-кондитерских по доле посетителей среди жителей г. Сочи и гостей лидерство принадлежит сетям «Шоколадница», «Кофе Хауз» и «Starbucks». За тройкой лидеров следуют такие сети кофеени кафе-кондитерских, как «МакКафе», «Costa Coffee», «Dunkin’ Donuts», «Кофеин» и другие.
Обзор рынка кофеен и кондитерских в г. Сочи позволил сделать вывод о достаточно жесткой конкуренции на рынке, явном лидерстве отдельных игроков и сосредоточении кофеен. Следует отметить преобладание сетевой формы организации кофеен. Это является как конкурентным преимуществом, так и недостатком в деятельности. В деятельности данных предприятий общественного питания наблюдается стабильный рост оборота, что свидетельствует о росте рынка в целом.
Использовать свои преимущества по отношению к выявленным конкурентам ООО «КафеCafe» будет по следующим направлениям:
-ориентация на привлечение и обслуживание отдыхающих с детьми и семей;
-составление в утренние и дневные часы детского меню;
-создание «детского уголка» в ООО «КафеCafe»;
-постоянный анализ потребительских предпочтений и пересмотр ассортиментной линейки;
-использование электронного меню;
-проведение тематических мероприятий и другие мероприятия.
ООО «КафеCafe» придется функционировать в условиях жесткой конкуренции. В тоже время, рынок активно развивается, что позволяет новым предприятиям достаточно легко входить в данный бизнес.
Таблица 1
Конкурентоспособность ООО «КафеCafe»
Наименование позиции | ООО «КафеCafe» | «Шоколадница» | «Starbucks» | «Dunkin’ Donuts» |
Ценовой сегмент | средний | средний | средний | высокий |
Ассортиментная линейка | широкая | широкая | узкая | узкая |
Наличие специальных условий для обслуживания детей | + | + | - | + |
Удобный график работы | + | _ | _ | _ |
Удобство расположения | зона отдыха | торговый центр | центральный район | зона отдыха |
Учитывая то обстоятельство, что ближайшие конкуренты четко не ориентированы на обслуживание семей и не позиционируют себя как место для семейного отдыха, ООО «КафеCafe» считает ориентацию на данную категорию клиентов своей нишей и, соответственно, ориентируется на среднеценовой экономический сегмент данного рынка.
3. Производственный план