Принципы ведения расчетов с контрагентами

Основным способом осуществления расчетов между любыми контрагентами яв­ляется перевод денег. Перевод денег — движение определенной суммы денег с целью зачисления на счет получателя или выдачи (приема) в наличной форме. Расчеты с контрагентом можно вести в рублях, иностранной валюте или в условных едини­цах. Возможны также безналичные расчеты через зачет взаимных требований контрагентов, в том числе по бартерным соглашениям.

Весь платежный оборот предприятий разделяется на две части: расчеты по товар­ным операциям и расчеты по нетоварным операциям. Расчеты по товарным опера­циям — это взаимные расчеты предприятий за товарно-материальные ценности, выполненные работы, предоставленные услуги. Ко второй части платежного обо­рота принадлежит группа платежей, связанных с выполнением всяческих финан­совых обязательств предприятий, — налоги, взносы, штрафы.

При работе с документами, предусмотрена возможность автоматического запол­нения счетов расчетов с контрагентами. Данная возможность обусловлена при­вязкой реквизитов документа к регистру сведений Счета учета расчетов с контраген­тами (рис. 2.16), который открывается с помощью ссылки Счета расчетов с контрагентами раздела Покупки и продажи.

Для оформления расчетов с контрагентами указывается договор. Основное раз­деление видов договоров: с покупателем или с продавцом. Вид договора определяет возможность ввода документов с данным контрагентом. При оформлении доку­ментов поступления и реализации можно использовать как общие цены для всех контрагентов, так и индивидуальные для конкретного договора.

Принципы ведения расчетов с контрагентами - student2.ru

Рис. 8.1.Окно регистра сведений Счета учета расчетов с контрагентами

Учет авансов

Для учета расчетов по авансам используются счета 60.02 «Расчеты по авансам вы­данным» и 62.02 «Расчеты по авансам полученным», которые указываются в реги­стре сведений Счета расчетов с контрагентами. Если отказаться от заполнения данных счетов, то в программе не будет вестись учет авансов обособленно от прочих рас­четов с контрагентами.

Для оценки возникновения аванса при проведении расчетов с контрагентом ана­лизируется долг по счету учета расчетов с контрагентом, указанный в документе. Анализ долга проводится или в разрезе договора контрагента, или по конкретному документу. Если по этому счету долг погашается полностью, то остаток оплаты зачитывается как аванс и указывается на счете учета расчетов по авансам. Если же счет расчета по авансам не указан, то вся сумма по операции будет проведена по счету учета расчетов с контрагентом.

Банковские и кассовые документы автоматически определяют состояние взаимо­расчетов с контрагентами и распределяют получаемые или перечисляемые суммы на погашение имеющейся задолженности и авансы. При возврате денежных средств поставщиком сначала анализируется счет авансов, и если по счету был отражен аванс, то происходит погашение. Оставшаяся часть оплаты регистрируется по счету расчетов с поставщиком и увеличивает задолженность по договору.

Расчеты в валюте

Документы по договору с расчетами в иностранной валюте оформляются только в валюте договора. При проведении таких документов, создаются проводки с ру­блевой и валютной суммой, а также производится переоценка валютных остатков на счетах, которые используются в проводках.

Полученная курсовая разница отражается в учете в составе доходов и расходов будущих периодов с последующим отнесением на внереализационные доходы и расходы с помощью операции Завершение месяца. Подобным образом полученная курсовая разница отражается в налоговом учете.

Расчеты в условных единицах

Расчеты с контрагентами в условных единицах производятся по валютным дого­ворам, в которых установлен флажок Расчеты в условных единицах (рис. 8.2), и ука­зана иностранная валюта в качестве условной единицы.

Принципы ведения расчетов с контрагентами - student2.ru

Рис. 8.2.Окно Договор контрагента для расчетов в условных единицах

Счета расчетов с контрагентами также должны иметь признак валютного учета и указываются в регистре сведений Счета учета расчетов с контрагентами (рис. 2.18).

Дополнительно указываются счета с особым порядком переоценки в регистре Счета с особым порядком переоценки, который открывается с помощью ссылки Сче­та с особым порядком переоценки вкладки Банк и касса в настройках параметров учета. Открыть окно настройки параметров учета можно с помощью ссылки На­стройки параметров учета панели навигации раздела Справочники и настройки учета. По счетам, указанным в данном регистре, остатки не будут переоцениваться в конце месяца.

Принципы ведения расчетов с контрагентами - student2.ru

Рис. 8.3.Окно регистра сведений Счета учета расчетов с контрагентами

При расчетах с контрагентами в условных единицах могут возникать суммовые разницы, то есть когда сумма обязательств и требований, исчисляемая по курсу условной единицы, не соответствует фактически поступившей сумме в рублях. Суммовые разницы возникают в момент оплаты приобретенных либо реализован­ных ТМЦ.

В программе «1С:Бухгалтерия 8.3» расчет суммовой разницы выполняется в следу­ющей последовательности:

· Определяется сумма задолженности в условных единицах при осуществлении платежа: сравниваются сумма задолженности по расчетам и сумма, поступившая (уплаченная) в валюте взаиморасчетов по договору. Суммой задолженности, подлежащей погашению, считается наименьшая сумма из двух сравниваемых сумм.

· Сумма задолженности, подлежащая погашению, пересчитывается в рубли по двум курсам: по курсу документа формирования задолженности и по курсу до­кумента оплаты. Затем определяется разница — разница между двумя полу­ченными суммами.

· Суммовая разница отражается в учете.

Суммовая разница рассчитывается по каждому документу расчетов с контрагентом. По бухгалтерскому учету суммовые разницы отражаются на счетах учета доходов, то есть на величину суммовой разницы делается запись по дебету счета расчетов с покупателями (заказчиками) и кредиту счета продаж. При этом сумма выручки корректируется на величину суммовой разницы. Суммовые разницы, возникающие в связи с расчетами за приобретаемые товары (работы, услуги), отражаются на субсчетах счета 91 «Прочие доходы и расходы» в составе внереализационных до­ходов (расходов).

Рублевый эквивалент документа поступления ТМЦ определяется как сумма ру­блевых эквивалентов засчитываемых авансов и рублевого эквивалента неоплачен­ной части документа, рассчитанного по курсу документа.

Наши рекомендации