Порядок проведения аудита расчетов с дебиторами и кредиторами
Аудиторская деятельность представляет собой деятельность аудиторов, включающую аудит и сопутствующие аудиту услуги.
Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Основной целью аудиторской деятельности является выражение мнение о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:
- подтверждения достоверных отчетов или консультации их недостоверности;
- проверки полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
- контроль за соблюдением законодательных и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологической оценки активов, обязательств и собственного капитала;
- выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.
Задача аудитора состоит:
- в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров, качество обработки информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;
- в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности;
- в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат
В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция – это оказание помощи предприятиям в защите их интересов в налоговых органах и арбитражных судах.
Одним из важнейших моментов, которые характеризуют финансовое состояние предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.
Проверка правильности отражения в бухгалтерской отчетности расчетных операций является важным и трудоемким этапом аудиторской проверки. Аудит расчетов с поставщиками и покупателями - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Российской Федерации. Расчеты с поставщиками и покупателями имеют место практически на любом предприятии. К ним можно отнести следующие расходы:
-приобретение товарно-материальных ценностей для дальнейшей перепродажи или для собственного потребления;
- оплата услуг оказанных другими организациями;
- оказание услуг сторонним организациям.
Основными задачами при аудите расчетов с поставщиками и покупателями являются:
- установление реальности дебиторской и кредиторской задолженности;
- проверка наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
- установление дебиторской и кредиторской задолженности, по которой прошел срок позывной давности;
- проверка списания задолженности, срок позывной давности, по которой прошел;
- проверка правильности учета дебиторской и кредиторской задолженности в зависимости от принятого метода определения реализации и видов реализации;проверка правильности и обоснованности списания задолженности.
Источниками информации для поведения аудита расчетов c различными дебиторами и кредиторам (поставщиками, покупателями, заказчиками) являются:
- бухгалтерский баланс (форма № 1);
- отчет о финансовых результатах (форма №2);
- первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора поставки продукции (работ, услуг), акты сверки расчетов;
- протоколы о зачете взаимных требований;
- акты инвентаризации расчетов;
- векселя;
- копии платежных документов;
- книга продаж.
Эти основные документы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками: аудитор проверяет наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.
При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков по счету 60 на первое число соответствующего квартала.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма учета, аналитический и синтетический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется в журнале-ордере.
В журнале по каждому регистрационному номеру (счету) приведены данные об оплате, поступлении материалов или оказанных услугах, суммы налога на добавленную стоимость и специального налога. В конце месяца подсчитываются соответствующие итоги, и выводится сальдо по регистрационным номерам, которое переносится в журнал следующего месяца.
Аудит расчетов с покупателями и заказчиками: расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Аудитор должен проверить:
- обоснованность получения авансов;
- правильность начисления налогов НДС с полученных сумм авансов и дальнейших расчетов по определению выручки, налогов и др.;
- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;
- правильность ведения синтетического учета.
Выявленные аудитором ошибки должны быть проанализированы совместно с бухгалтерией заказчика и приняты меры к их исправлению.
Аудитор проверяет, как оформлены договора поставки продукции (условия оплаты), выясняет реальную задолженность покупателей (на основании данных инвентаризации), как ведется аналитический учет по покупателям, правильность составления бухгалтерских проводок.
Аудит резервов по сомнительным долгам: учет резервов по сомнительным долгам ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». На сумму создаваемых резервов делаются записи по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63. При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами. Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому созданному резерву.
Сомнительный долг - это дебиторская задолженность, которая не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Назначение: резервы по сомнительным долгам создаются резервов для уточнения оценки дебиторской задолженности организации (в активе баланса дебиторская задолженность отражается за вычетом сумм созданных резервов).
Резервы по сомнительным долгам включаются в состав прочих расходов организации. В учете это отражается проводкой: Дебет 91-2 Кредит 63 создан резерв по сомнительному долгу.
Сумма резервов по сомнительным долгам уменьшает налогооблагаемую прибыль организации.
Создать резерв по сомнительному долгу можно, только если выполняется ряд условий:
- организация определяет выручку от реализации для целей налогообложения по отгрузке;
- создание резервов предусмотрено учетной политикой организации;
- задолженность связана с расчетами за продукцию, товары, работы, услуги (по невозвращенным кредитам, займам, подотчетным суммам и т. п. резервы сомнительных долгов создаваться не могут);
- срок погашения задолженности по договору истек;
- гарантии погашения задолженности отсутствуют (отсутствие гарантий оплаты желательно, чтобы было подтверждено документально (такими документами могут быть, например, материалы переписки с дебитором)).
Резервы по сомнительным долгам создаются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности.
Порядок и сроки создания резервов сомнительных долгов определяются учетной политикой организации.
В соответствии с правилами, установленными пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сумма резерва по сомнительным долгам, аналогично порядку, устанавливаемому нормативными документами по бухгалтерскому учету, определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.
При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.
По результатам проведенной инвентаризации руководитель принимает решение о создании по задолженности, не погашенной в срок и не обеспеченной соответствующими гарантиями, резерва сомнительных долгов.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, а также обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в течение 7 дней после того, как кредитор потребовал оплату.
Списать сомнительную задолженность можно, если задолженность нереальна для взыскания, в том числе, если истек срок исковой давности.
Срок исковой давности - это период времени, в течение которого можно подать на должника в суд. В настоящее время этот срок равен трем годам.
Если до конца отчетного периода, следующего за периодом создания резерва, этот резерв будет использован не полностью, то неизрасходованные суммы присоединяются к прибыли отчетного периода:
Д63 К91-1 - неиспользованная сумма резерва по сомнительному долгу отнесена на финансовые результаты.
Аудит расчетов с подотчетными лицами: подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, которые не могут быть произведены безналичными расчетами, а также на расходы по командировкам. Расчеты с подотчетными лицами имеют место практически на каждом предприятии и весьма разнообразны:
- приобретение запасных частей, материалов, топлива за наличный расчет, канцелярских товаров;
- оплата мелкого ремонта оргтехники, транспортных средств;
- расходы на командировки по территории РФ и за границу;
- представительские расходы.
Все эти хозяйственные операции связаны с выдачей денежных средств из кассы предприятия или непосредственно из банка под отчет. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, этот этап аудиторской проверки является достаточно трудоемким. Сами операции достаточно однообразны, а методы и процедуры проверки просты.
Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, и поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.
Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок — это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.
Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:
- авансовые отчеты;
- журнал регистрации авансовых отчетов;
- приказы о направлении сотрудников в командировку;
- список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;
- сметы представительских расходов;
- приказы об утверждении смет представительских расходов.
Многочисленные и разнообразные операции по расчетам с подотчетными лицами находят свое отражение в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
- балансе предприятия;
- отчете о движении денежных средств;
- главной книге;
- журнале-ордере № 7, объединяющем в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально-ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.
Аудит заработной платы представляет собой осуществляемую на основе договора проверку состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, соответствия финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверности отчетности, а также консультационные, экспертные и другие услуги, оказываемые аудиторами предприятиям и организациям.
Согласно ФЗ от 30.12.2008г. (принят ГД ФС РФ 24.12.2008г., действующая редакция от 04.03.2014г.) №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных (финансовой) бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
К числу основных комплексов задач, которые необходимо проверить при аудите расчетов учета заработной платы, относятся следующие:
- учет и контроль выработки и начисления заработной платы рабочим-сдельщикам;
- учет и начисление повременных и прочих видов оплат;
- расчеты удержаний из заработной платы физических лиц;
- аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний);
- сводные расчеты по заработной плате;
- расчет налогооблагаемой базы с фонда оплаты труда, учет налогов и платежей с фонда оплаты труда;
- расчеты по депонированной заработной плате.
Аудит учета кредитов банков: привлечение кредитов банков является дополнительным источником финансирования коммерческой деятельности организаций. Кредитные взаимоотношения организаций с банками строятся на основе кредитных договоров, которые определяют взаимные обязательства и ответственность сторон.
При проверке аудитор выясняет, имеются ли в наличии кредитные договоры, отвечают ли они нормам ГК РФ.
Согласно статье 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты по ней.
Расчеты по кредитам и займам, полученным как от нерезидентов, так и от российских уполномоченных банков в иностранной валюте, осуществляются резидентами с текущих валютных счетов и не могут производиться с транзитных валютных счетов.
Аудитор уточняет, используются ли кредиты и займы по целевому назначению или нет, как погашалась задолженность по кредитам (в виде денежных средств, путем передачи векселя, взаимозачетом). Полноту и своевременность погашения кредитов аудитор проверяет по выпискам банка.
При заполнении отчетности, когда до погашения долгосрочного кредита по счету 67 срок составляет менее 12 месяцев, непогашенный остаток, согласно пункту 6 ПБУ 15/01, организация может перевести в краткосрочную в тот момент, когда по условиям договора до возврата основного долга останется 365 дней. Правда, возможность такого перевода должна быть предусмотрена в учетной политике организации.
Анализируя дебетовые обороты по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и другими, аудитор проверяет своевременность погашения полученных кредитов.
Для погашения кредитов используются денежные средства с расчетного и валютного счетов, а также ценные бумаги.
При проверке уплаты процентов может быть выявлено, что они включены в себестоимость. В целом это не исказит финансовый результат, однако может привести к отступлению от методологии, что, в свою очередь, исказит структуру формирования прибыли, отраженной в отчете о прибылях и убытках, а в случае существенности таких сумм - показатели статьи «Проценты уплаченные».
Нормативными документами при осуществлении капитальных вложений допускается включение процентов за кредиты в первоначальную стоимость в случае их начисления и оплаты до принятия объектов к учету, а после принятия объекта к учету изменение первоначальной стоимости не производится.
Ошибки в отражении процентов оказывают влияние на формирование финансовых результатов.
Аудитор проверяет правильность применения плана счетов по видам кредитов, как организован синтетический и аналитический учет по этим счетам, соответствуют ли данные аналитического учета данным синтетического учета, Главной книге, соответствуют ли остатки в этих регистрах остаткам на соответствующих счетах в балансе организации.
Изучая аудит учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами можно определить его цель - установление достоверности отражения статей в отчетности, касающихся расчетов.
Аудит всех видов расчетов начинается с ознакомления и анализа материалов инвентаризации счетов расчетов. Если таких данных в бухгалтерии нет, то аудитор может потребовать, чтобы инвентаризация была проведена, и это позволит выявить реальное положение дел с дебиторской и кредиторской задолженностью.
Важным моментом в проверке расчетов является аудит расчетов по налогам и сборам, так как расчеты по дебиторской и кредиторской задолженностью напрямую связаны с налогообложением.
Учитывая большое количество налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, нестабильность и несовершенство налоговой системы, вопросы начисления и уплаты налогов являются наиболее трудоемкими в аудиторской проверке.
Контроль за правильностью исчисления налогов и платежей и своевременностью их перечисления возложен на налоговые органы. Данные органы имеют право применять к предприятиям штрафные санкции в виде взысканий сокрытых сумм, штрафов и пеней.
В связи с этим, аудитор должен помочь предприятиям избежать убытков, связанных со штрафными санкциями налоговых органов.
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 «Расчеты с бюджетом». Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
Аудитор, прежде всего, должен установить, какие налоги и платежи уплачивает предприятие. По каждому налогу необходимо определить правильность:
- исчисления налогооблагаемой базы;
- применения ставок налогов и платежей;
- расчетов сумм налогов;
- применения льгот при расчете и уплате налогов;
- полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет;
составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей;
- составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей;
- ведения аналитического и синтетического учета по счету 68.
Для проверки аудитору необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (Налоговый кодекс, инструкции, положения и другие) или в компьютере (информационно-справочные системы типа «Гарант», «Консультант-плюс» и другие), или в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок.
Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о прибылях и убытках (ф. № 2). Так, в балансе изучается дебиторская и кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом. В отчете о прибылях и убытках проверяется, как отражен налог на прибыль.
При аудите расчетов по налогам и сборам аудитор должен обратить внимание на базу налогообложения, источники выплаты налогов, налоговые ставки и налоговые льготы. Все эти вопросы регламентированы налоговым кодексом РФ.
В настоящее время существует достаточно много инструментов управления дебиторской и кредиторской задолженностью - начиная от оценки платежеспособности контрагента, правильного выбора формы и оплаты поставки, определения предельно допустимой величины дебиторской и кредиторской задолженности и заканчивая факторингом, скорингом и обращением в коллекторские агентства.
В связи с вышесказанным аудит расчетов с дебиторами и кредиторами приобретает все большее значение. Обширный инструментарий по их учету, контролю и взысканию подтверждает актуальность темы исследования.
ГЛАВА 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СТРОЙТРАНССЕРВИС» И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА