Раздел 1. Подготовка к проведению инвентаризации
ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»
Фоменко Е.А.
междисциплинарный курс 02.02
Бухгалтерские технологии проведения и оформления инвентаризации
Учебно - методическое пособие
Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
Волгоград 2013
Рецензенты:
Ленская И.Ф., главный бухгалтер ООО «ЮГАГРОСНАБ»:
Банькина В.Н. к.п.н.,зав. кафедрой ГБОУ СПО ВТК.
Автор:
Е.А. Фоменко: Учебно - методическое пособие «Бухгалтерские технологии проведения и оформления инвентаризации»: ВТК,Волгоград, 2013 –
Учебно - методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов второго курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет» Волгоградского технологического колледжа, обучающихся по очной и заочной форме.
Содержание учебно - методическое пособие соответствует требованиям ГОС СПО по междисциплинарному курсу «Бухгалтерские технологии проведения и оформления инвентаризации».
Пособие разработано для внутреннего пользования и рекомендовано к изучению учебно-методическим советом ГБОУ СПО ВТК.
пояснительная записка
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), обучающимся по МДК «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации» профессионального модуля «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации».
Выполнение практических работ согласно рекомендациям, изложенных в учебно-методическом пособии, помогут студентам освоить вид профессиональной деятельности - Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 3. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 4. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 5. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
В результате освоения междисциплинарного курса обучающийся должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации;
уметь:
- определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
-руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
- пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
- давать характеристику имущества организации;
- готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- составлять инвентаризационные описи;
- проводить физический подсчет имущества;
- составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- выполнять работу по инвентаризации переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
- формировать бухгалтерские проводки по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
- формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- составлять акт по результатам инвентаризации;
- проводить выверку финансовых обязательств;
- участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- проводить инвентаризацию расчетов;
- определять реальное состояние расчетов;
- выявлять задолженность, нереальную для взыскания с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета;
- проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94, целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать:
- нормативные документы, регулирующих порядок проведения инвентаризации имущества;
- основные понятия инвентаризации имущества;
- характеристику имущества организации;
- цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
- задачи и состав инвентаризационной комиссии;
- процесс подготовки к инвентаризации,
- порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
- перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
- приемы физического подсчета имущества;
- порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
- порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
- порядок инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации нематериальных активов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- порядок инвентаризации и переоценки материально-производственных запасов и отражение ее результатов в бухгалтерских проводках;
- формирование бухгалтерских проводок по отражению недостач ценностей, выявленных в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
- формирование бухгалтерских проводок по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения;
- процедуру составления акта по результатам инвентаризации;
- порядок инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации;
- порядок инвентаризации расчетов;
- технологию определения реального состояния расчетов;
- порядок выявления задолженности, нереальной для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников либо к списанию ее с учета;
- порядок инвентаризации недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98)
В качестве приложения предлагаются образцы заполненных унифицированных форм документов по инвентаризации, что поможет студентам осуществлять самоконтроль при выполнении самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Подготовка к проведению инвентаризации…………………………………7
Тема 1.1. Понятие инвентаризации и подготовка
к ее проведению………………………………………………………………………….7
Практическая работа №1«Проведение подготовки к инвентаризации.
Планирование и организация»………………………………………………………...12
Тема 1.2. Этапы проведения инвентаризации………………………………………...14
Раздел 2. Порядок проведения инвентаризации имущества
и обязательств…………………………………………………………………………..24
Тема 2.1 Порядок проведения инвентаризации основных средств и
Нематериальных активов…………………………………………………………...….24
Практическая работа №2«Проведение инвентаризации основных средств
и нематериальных активов»……………………………………………………...……33
Тема 2.2 Порядок проведения инвентаризации
Материально-производственных запасов…………………………………....….……35
Практическая работа №3«Проведение инвентаризации
материально-производственных запасов»………………………………………....….47
Тема 2.3 Порядок проведения инвентаризации расчетов……………………………51
Практическая работа №4«Проведение инвентаризации дебиторской и
кредиторской задолженности»……………………………………………………...…65
Тема 2.4 Порядок проведения инвентаризации денежных средств,
финансовых вложений и бланков строгой отчетности………………………………70
Раздел 3. Порядок оформления результатов инвентаризации………………………75
Тема 3.1 Отражение результатов инвентаризации. ………………………………….75
Практическая работа №5 «Отражение в бухгалтерских проводках
результатов инвентаризации» ……………………………………...…………………80
Библиографический список …………………………………………………………...82
Раздел 1. Подготовка к проведению инвентаризации