Использование добавочного капитала на увеличение уставного капитала организации

Если средства добавочного капитала были направлены на увеличение уставного капитала организации, необходимо зарегистрировать соответствующие изменения в учредительных документах, а в учете сделать проводку:

Дебет 83 Кредит 80 - отражено увеличение уставного капитала.

35.Раздел VII. Капитал Счет 82 "Резервный капитал"

Счет 82 "Резервный капитал" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении резервного капитала.Отчисления в резервный капитал из прибыли отражаются по кредитусчета 82 "Резервный капитал" в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Использование средств резервного капитала учитывается по дебетусчета 82 "Резервный капитал" в корреспонденции со счетами: 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - в части сумм резервного фонда, направляемых на покрытие убытка организации за отчетный год; 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" - в части сумм, направляемых на погашение облигаций акционерного общества.

Формирование :Резервный капитал формируется за счет нераспределенной прибыли организации.( по кредитусчета 82):Дебет 84 Кредит 82 - чистая прибыль направлена на формирование резервного капитала.

Суммы, направленные на формирование резервного капитала, налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают.В акционерных обществах размер резервного капитала должен быть не менее 5% от уставного капитала акционерного общества.ЗАО и ОАО должны ежегодно отчислять в резервный капитал не менее 5% чистой прибыли. Отчисления прекращаются, когда резервный капитал достигает размера, определенного уставом.ООО создавать резервный капитал законодательно не обязаны. Однако могут создать резервный капитал, если это предусмотрено уставом общества.

Использование средств резервного капиталаИспользование средств отражается по дебетусчета 82:

Дебет 82 Кредит 84 - использованы средства резервного капитала.

Акционерные общества могут расходовать средства резервного капитала на:

- покрытие убытка за отчетный год;

- погашение облигаций и выкуп акций общества, если иных средств для этого недостаточно.

36. Раздел VII. Капитал Счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации.

Сумма чистой прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в кредитсчета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки". Сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки".

Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебетусчета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счетов 75 "Расчеты с учредителями" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Аналогичная запись делается при выплате промежуточных доходов.

Списание с бухгалтерского баланса убытка отчетного года отражается по кредитусчета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в корреспонденции со счетами: 80 "Уставный капитал" - при доведении величины уставного капитала до величины чистых активов организации; 82 "Резервный капитал" - при направлении на погашение убытка средств резервного капитала; 75 "Расчеты с учредителями" - при погашении убытка простого товарищества за счет целевых взносов его участников и др.Типовыеситуации:Формирование нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)

В течение отчетного года финансовый результат деятельности организации (прибыль или убыток) отражается на счете 99 "Прибыли и убытки".

31 декабря каждого года при реформации баланса сумма полученной чистой прибыли (убытка) списывается со счета 99 на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".Использование прибылиРешение о распределении чистой прибыли принимают собственники (учредители). Такое решение обычно принимается в начале года, следующего за отчетным.

Чистая прибыль может быть использована на:1)выплату дивидендов акционерам (участникам) организации (подробнее смотрите - счет 75 "Расчеты с учредителями" - ситуацию "Начисление и выплата учредителям доходов (дивидендов)");2)создание и пополнение резервного капитала (подробнее смотрите счет - 82 "Резервный капитал" - ситуацию "Формирование резервного капитала");3)погашение убытков прошлых лет.

Непокрытый убыток.Решение о том, за счет каких средств будет погашен полученный убыток, тоже принимают собственники (учредители).

Убыток может быть погашен за счет:

· целевых взносов акционеров (участников) организации;

· средств резервного капитала;

· средств нераспределенной прибыли прошлых лет.

Дебет 75 (70) Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"- на погашение убытка направлены целевые взносы акционеров (участников) организации;

Кредит 82 Дебет 84 субсчет "Непокрытый убыток"- на погашение убытка направлены средства резервного капитала.

Дебет 84 субсчет "Нераспределенная прибыль" Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"- нераспределенная прибыль прошлых лет направлена на погашение убытка.

Дебет 80 Кредит 84 субсчет "Непокрытый убыток"- уставный капитал уменьшен до величины чистых активов организации.


23.Подготовка общего плана аудита.Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.В процессе работы в план могут быть внесены изменения, но их причины должны документироваться.В общем плане указаны ожидаемый объем, графики и сроки проведения аудита, подго­товки отчета и аудиторского заключения.При расчете сроков проверки следует учесть реальные трудо­затраты (можно основываться на трудозатратах предыдущего пе­риода), уровень существенности и аудиторский риск.В общем плане рекомендуется предусмотреть:
а) численность и квалификацию аудиторов в аудиторской группе;б) распределение аудиторов в Соответствии с их профессио­нальными качествами и должностными уровнями по конкрет­ным участкам аудита;в) инструктирование всех членов команды об их обязаннос­тях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельнос­тью экономического субъекта, а также с общим планом аудита;
г) контроль руководителя группы за выполнением плана, ка­чеством работы членов группы, за ведением ими рабочей доку­ментации и надлежащим оформлением результатов аудита;
д) разъяснения руководителем группы методических вопро­сов, связанных с практической реализацией аудиторских про­цедур (на этапе подготовки общего плана и программы аудита такие разъяснения могут способствовать пониманию деятель­ности экономического субъекта и особенностей его системы внутреннего контроля, а также получению оценок аудиторских рисков);е) документальное оформление особого мнения члена ауди­торской группы (исполнителя) при возникновении разногла­сий в оценке того или иного факта между ним и руководителем группы.
В общем плане определяется также роль внутреннего аудита и необходимость привлечения экспертов.
Исходя из существующей практики, на стадии планирова­ния аудитор подготавливает следующие документы:1) описание бизнеса проверяемой организации;2) описание системы бухгалтерского учета;
3)описание системы внутреннего контроля;4) материалы экспресс-анализа отчетности проверяемой орга­низации.Анализ важен не только потому, что ошибки выявляются в самом начале проверки и это может сократить ее продолжи­тельность. Иногда тщательная процедура сбора данных не га­рантирует выявления тех ошибок, которые выявляются в ходе аналитических процедур. Это может быть связано как с недоста­точной компетентностью аудиторов, так и с тем, что клиент может попросить у своих контрагентов дать ложные сведения, о чем аудитор никогда не узнает.
Описание бизнеса проверяемой организации Аудитор должен сделать вывод о том, достаточно ли он компетентен в данной отрасли (строи­тельство, торговля, сельское хозяйство и т. д.), потребуется ли ему привлечение специалистов при решении специфических для данной отрасли проблем. Ему следует изучить условия конку­ренции в отрасли (составить список основных конкурентов с указанием цен на продукцию, работы, услуги), проанализиро­вать колебания цен. Необходимо также разобраться в причинах, вызвавших спад в отрасли, если он имеет место.
После этого надо описать особенности бизнеса данного кли­ента. Далее следует описать структуру управления, представив схему управления, об обя­занностях и о разграничении ответственности, указав факторы, определяющие заработную плату руководства.
Изучая факторы внутрихозяйственной деятельности, следу­ет, в частности, проанализировать налоговый статус фирмы, наличие налоговых льгот, типичность учетной политики для данной отрасли. Следует выяснить, застраховано ли имущество фирмы и ее ответственность, существуют ли судебные разбира­тельства по искам фирмы или против нее, возможно ли появле­ние таких исков.
Описание системы бухгалтерского учетадолжно включать схе­му документооборота, состав бухгалтерии, распределение обя­занностей и ответственности между ее работниками, форму бух­галтерского учета с описанием особенностей ее применения, использование компьютеров с указанием применяемой бухгал­терской программы.
В описании системы внутреннего контроляследует указать на­личие контролирующего органа (ревизионной комиссии, служ­бы внутреннего контроля и т.д.) и его функции, обязанности руководства предприятия по обеспечению контроля (ведение учета в соответствии с действующим законодательством, вклю­чая проведение инвентаризации, создание системы материаль­ной ответственности в соответствии с трудовым законодатель­ством, ведение делопроизводства, включая кадровый учет). Ауди­тор должен обратить внимание на совмещение должностей, ко­торые ведут к утрате контроля (кассир и бухгалтер).
Экспресс-анализ отчетности проверяемой организациивклю­чает в себя:1)описание необычных сумм для данного типа статей отчетно­сти и неожиданных соотношений между ними (баланс тор­гового предприятия без остатка по статье «Товары» — он может быть искусственно списан на реализацию в целях со­крытия прибыли);2) изучение статей отчетности в динамике;3)расчет основных финансовых показателей;
4)заключение о возможности предприятия продолжать работу в будущем. Для отечественных предприятий применяются два вида показателей, которые должны быть рассчитаны: стоимость чистых активов и ко­эффициенты удовлетворительной структуры баланса.

24. Составление программы аудитаПрограмма аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских проце­дур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она является, с одной стороны, подробной инструкцией, с другой, — средством контроля качества.Каждая аудиторская процедура в программе должна иметь свой номер или код, на который будет ссылаться аудитор в ра­бочих документах.Программа должна содержать тесты для проверки функци­онирования СВК и выявления недостатков в ней и програм­му аудиторских процедур по существу (по каждому разделу бухгалтерского учета — перечень действий аудитора при про­верке).
При составлении программы аудита следует выявить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности фирмы и для формиро­вания результатов ее деятельности. Например, для предприятия оптовой торговли — процесс реализации, процесс формирования издержек, налогообложение, организация складского учета. На этих участках надо сконцентрировать внимание. Следует обосновать в программе применение выборки. Кроме того, есть участки, про­верка которых производится в любой организации (кассовые и банковские операции, расчеты по заработной плате). На них также следует выделить время, тем более, что они взаимосвязаны с оп­ределяющими участками. Например, без проверки банковских опе­раций нельзя начать проверку процесса реализации. Здесь также надо предусмотреть возможность применения выборки (например, при проверке расчетов по заработной плате).
При необходимости программа может пересматриваться, с отражением причин и результатов этого в аудиторской доку­ментации. Так, причинами этого может быть обнаружение боль­шего количества нарушений, чем это предполагалось при пред­варительной оценке аудиторского риска.


25. Рабочие документы аудитора
Аудиторская документация является доказательством проде­ланной работы и может быть использована для разрешения кон­фликтных ситуаций, но главное — она помогает упорядочить процесс аудита, вести его по разработанной для аудиторской фирмы схеме..
Порядок подготовки рабочей документации, требования к их содержанию, оформлению и хранению содержатся в прави­ле (стандарте) аудиторской деятельности «Документирование аудита».
К рабочей документации аудита относятся:- информация относительно организационно-правовой фор­мы и организационной структуры экономического субъекта;- извлечения или копии учредительных документов экономи­ческого субъекта, а также его иных важных для проверки юридических документов (договоров, контрактов, протоко­лов), в том числе, фотокопии документов экономического субъекта (с его согласия);-описание системы внутреннего контроля и организации бух­галтерского учета экономического субъекта; - планы и программы проведения аудита;-описание использованных аудиторских процедур и их резуль­татов;-объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;- описание проведенных аналитических процедур и их резуль­татов;- второй экземпляр письменной информации аудитора руко­водству экономического субъекта по результатам проведе­ния аудита.
Этот перечень является примерным. В него могут быть вклю­чены также сведения о том, кем и когда выполнялись аудитор­ские процедуры; копии переписки с другими аудиторскими орга­низациями, письма-подтверждения, полученные от экономического субъекта; копии бухгалтерской и иной финансовой документа­ции экономического субъекта (с его санкции).
Состав и формы документов разрабатывает сама аудиторская организация..
Ни проверяемый экономический субъект, ни представители налоговой инспекции и иных государственных органов не име­ют право требовать от аудиторской организации представить рабочую документацию или ее копии полностью или частично, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ. Сведения, содержащиеся в рабочей документации аудиторс­кой организации, являются конфиденциальными.
Каждый документ должен иметь идентификационный номер (система его построения и присвоения устанавливается ауди­торской организацией).
Примерный состав реквизитов рабочей документации:1)наименование документа;2)наименование экономического субъекта, в отношении кото­рого проводится аудит;3)период, за который проводится аудит;
4) дата выполнения аудиторской процедуры или составления документа;5)содержание документа;
6) личная подпись лица, создавшего документ, и ее расшиф­ровка либо легко идентифицируемое условное обозначение такого лица.
Если в рабочей документации имеются условные обозначе­ния (символы), они должны быть расшифрованы.
Документы должны, содержать ссылку на ис­точник сведений, включенных в них.
Документы должны храниться в сброшюрованном виде в ар­хиве аудиторской организации. Срок их хранения — не менее пяти лет.

Аудит денежных средств.

Аудит операций по кассе и расчетному счету осуществляется на базе следующих нормативных документов:1. Порядок ведения кассовых операций в РФ 2. Закон РФ № 5215-1 от 18.06.1993г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.3. Положение о безналичных расчетах в РФ.

Источниками информации для проверки служат кассовая книга, отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации кассовых документов; журнал регистрации депонентов, авансовые отчеты, журнал регистрации платежных ведомостей; платежные поручения и требования-поручения, чековые книжки, аккредитивы, выписки банка.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя. Главного бухгалтера и кассира. Аудитор должен опросить каждого из них.Составляется вопросник аудитора для составления плана и программы проверки.

Вся информация о наличии и движении денежных средств в кассе собирается на счете 50 «Касса». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета: 50-1 «Касса организации», 50-2 «Операционная касса», 50-3 «Денежные документы» и др.

Путем проведения сплошной проверки необходимо убедиться, соответствует ли принятый на предприятии порядок учета денежных средств порядку, установленному соответствующими нормативными документами. Так, порядок хранения, расходования и учета денежных средств в кассе установлен письмом Центробанка РФ от 22 сентября 1993г. №40 и Положением Центробанка РФ от 5 января 1998г. №14п «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам предприятия, пособий по временной нетрудоспособности и премий.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям.В кассе могут храниться денежные документы. К ним относятся путевки в санатории и дома отдыха, почтовые марки, проездные билеты, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие документы. Учет денежных документов ведется на субсчете 50-3 «Денежные документы», при этом аналитический учет ведется по каждому виду денежных документов.Аудитору необходимо проверить:- правильность учета денежных документов (поступление и списание денежных документов оформляется кассовыми приходными и расходными документами и отражается в книге по движению денежных документов; кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру);- правильность составления бухгалтерских проводок по счету 50-3 «Денежные документы» и записей в книге по учету и движению денежных документов.

Аудит учета ОС и НМААудит основных средств и нематериальных активов осуществляется на базе следующих нормативных документов:1. Закон РФ «О бухгалтерском учете».2. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 3. ПБУ 6/01 «Учет ОС» 4. ПБУ 14/2007 «Учет НМА» 5. Методические указания по бухучету основных средств .6. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002г. №1).

Источниками информации для проверки служат акты приемки-передачи ОС и акты приемки НМА, акты на списание ОС и НМА, инвентарные карточки учета ОС, карточки учета НМА, журналы-ордера, Главная книга, баланс, ф. №2, приложение к балансу (ф.№5), справки, расчеты.Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Иными словами, это выражение мнения о достоверности отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности объектов основных средств.Для достижения данной цели аудитор должен: - оценить систему внутреннего контроля проверяемой организации; -определить методы проверки; -разработать программу аудиторских процедур по существу.

Можно выделить 4 направления аудита ОС и НМА:1Аудит наличия и сохранности ОС. 2Аудит движения ОС. 3Аудит правильность начисления амортизации. 4Проверка правильности налогообложения.

Аудитор должен присутствовать (или провести самостоятельно) при инвентаризации). Необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах 01, 02, 07 и 08.

Основные направления аудита ОС должны обеспечить:1) контроль за наличием и сохранностью объектов;2) правильность отнесения предметов кОС;3) правильность оценки в учете;4) правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию;5) правильность начисления и отражения в учете амортизации ОС, ремонта ОС;6) правильность отражения данных о наличии и движении активов в учете и отчетности.

Этапы аудиторской проверки ОС:1) Осуществить оценку сохранности и наличия основных средств. 2). Произвести проверку соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам. Для этого изучаются состав и структура основных средств по данным регистров аналитического учета. 3). Осуществить проверку документального оформления и учета основных средств. Первичные документы, на основании которых в учете отражаются операции, связанные с объектами основных средств, должны иметь правильное оформление. 4). На основании данных учета и первичных учетных документов проверить своевременность зачисления объектов в состав основных средств и правильность формирования первоначальной стоимости поименованных активов.5. Отследить правильность начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского и налогового учета. Способ начисления амортизации должен быть закреплен в учетной политике организации. Применение выбранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистра бухгалтерского учета по начислению амортизации.

Обнаруженные ошибки и нарушения аудитор анализирует в соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно (обнаруженные ошибки сравниваются с уровнем существенности, установленным на стадии планирования) и качественно (в этом случае аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями).

28.Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.Проверку состояния расчетов рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов.Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах. Учитывая, что сами предприятия в большинстве случаев проводят инвентаризацию расчетов с низким качеством (либо вообще не проводят) , аудитор должен установить сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, ее реальность и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности (согласно гражданскому кодексу РФ срок исковой давности установлен 3 года) .В случае необходимости нужно провести сверку расчетов с дебиторами и кредиторами с составлением актов сверок. Для этой работы можно привлечь и сотрудников бухгалтерии проверяемого предприятия.1. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторамиПроверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим основным направлениям: наличие и правильность оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг) ; правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания полученных ценностей.При проверке следует обратить внимание на следующее:имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию.При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. (Указ Президента РФ от 20 декабря 1994 г. №2204 “Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг)”). Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) , является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги) .Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг) .Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев когда в его действиях отсутствует умысел;при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки) , необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;полнота оприходования материальных ценностей;

правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг) ;правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности.Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по решению руководителя предприятия и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на результаты хозяйственной деятельности, если в период предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались или на уменьшение финансирования (фондов) . Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, подлежат отнесению на результаты хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования (фондов) ;правильность отражения операций при оплате векселями;предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами, а также при выявлении арифметических ошибок в счетах; при обнаружении несоответствия качества стандартам или техническим условиям; за недостачу груза в пути сверх норм естественной убыли;при проверке расчетов с подрядчиками следует установить: обеспечены ли объекты источником финансирования; имеется ли проектно-сметная документация на строящиеся объекты; нет ли приписок объемов выполненных работ;правильность ведения аналитического и синтетического учета по счетам 60 “Расчеты с дебиторами и кредиторами” ;соответствие данных журналов-ордеров №6,8 по этим счетам данным, указанным в главной книге и балансе;правильность составления бухгалтерских проводок по счетам расчетов.

Особенности расчетов с поставщиками в иностранной валютеСинтетический учет расчетов с поставщиками в СКВ ведется обычным порядком. Аналитический учет ведется по каждому поставщику раздельно в валюте платежа и ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату возникновения обязательств.При оплате счета поставщика операцию отражают по курсу на день платежа, который может отклоняться от курса на дату возникновения долга.Указанная курсовая разница относится либо на внереализационные доходы (кредит счета 80) или потери (дебет счета 80) предприятия, либо предварительно в течение года учитывается на счете 83, а в декабре списывается на внереализационные доходы или потери (в зависимости от принятой учетной политики предприятия) . В конце месяца все неоплаченные счета поставщиков в СКВ в обязательном порядке пересчитываются по курсу на последний день месяца и возникшую при пересчете по курсу на последний день месяца курсовую разницу, списывают со счета 60 и относят также либо на счет 80, либо на счет 83.

2. Аудит расчетов по претензиямОсновным нормативным документом, регламентирующим аудиторскую деятельность по проверке расчетов по претензиям является “Положение о претензионном порядке урегулирования споров” (постановление Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. №3116-1) .При проверке необходимо обратить внимание на:обоснованность, своевременность и правильность оформления документов. Несоблюдение сроков предъявления претензий может быть использовано для сокрытия фактов хищения материальных ценностей, так как при отказе в удовлетворении претензий числящиеся суммы списываются на издержки производства;обоснованность претензий, предъявляемых к проверяемому предприятию. В случае удовлетворения претензий нужно проверить проводились ли административные расследования с целью установления виновных лиц, и если таковые установлены, возместили ли они причиненный материальный ущерб;

правильность составления бухгалтерских проводок по счету 63 “Расчеты по претензиям” ;правильность ведения аналитического учета - он должен вестись по каждому дебитору и отдельным претензиям; соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере №8, главной книге и балансе.

3. Аудит расчетов по авансам полученнымАвансы могут быть получены под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ (оказание услуг) , а также в счет оплаты продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности.Необходимопроверить:обоснованность получения авансов;правильность ведения аналитического учета по счету 64 “Расчеты по авансам полученным” . Он должен вестись в разрезе кредиторов;уплачен ли налог на добавленную стоимость с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги) ;правильность составления бухгалтерских проводок по счету 64;соответствие записей аналитического учета с записями в журнале-ордере №8, главной книге и балансе;правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте.Полученные в СКВ авансы должны числиться в валюте на дату возникновения задолженности по курсу ЦБ РФ до момента их зачета в уменьшение задолженности покупателей. Возникающая курсовая разница списывается на внереализационные результаты.

4. Аудит расчетов с покупателями и заказчикамиПри проверке необходимо установить:заключены ли договора поставки продукции;реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;правильность ведения аналитического учета по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” . При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок) ;правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере №11, главной книге и балансе.

5. Аудит расчетов с подотчетными лицамиПри проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее:имеются ли приказы (распоряжения) о направлении работников в командировку;правильность возмещения командировочных расходов (суточные, квартирные, стоимость проезда) ;имеется ли командировочное удостоверение с отметкой в месте пребывания в командировке;правильность и своевременность составления авансовых отчетов; Пример: К авансовому отчету завхоза школы приложены расписки лиц в получении денег на погрузку и разгрузку 1120 т. угля, поступившего в школу с 20 по 24 августа. По отчету за август аудитор проверил, поступал ли уголь в школу и в каком количестве. Действительно, поступал но в количестве 640 т. Встречными проверками на складе было установлено, что уголь грузили при помощи механизмов и перевозили самосвалами. Значит, надобности в найме людей при погрузочно-разгрузочных работах не было. По адресам и фамилиям, указанным в расписках на получение денег, запросили адресное бюро, которое сообщило, что эти лица в городе не проживают. Аналогичные факты выявились и по другим авансовым отчетам этого подотчетного лица. Таким образом, пользуясь отсутствием контроля со стороны централизованной бухгалтерии и руководства школы, завхоз оформлял фиктивные расписки на получение сумм за якобы выполненные работы.правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды;наличие оправдательных документов;полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы;правильность возмещения затрат на представительские расходы.Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) производится в пределах смет предприятия и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны: дата и место, программа проведения деловой встречи (приема) , приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов;правильность возмещения затрат при краткосрочных загранкомандировках;правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами;правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 “Расчеты с подотчетными лицами” ;соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере №7 по счету 71

Наши рекомендации