Учет, расчетов с органами социального и пенсионного обеспечения

Нормативные документы: «Закон Украины "О сборе на обязательное пенсионное страхование"» № 400/97-ВР от 26 июня в 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины № 967-ХІУ от 15 июля 1999 р.; действуют до 01.01.2001 г.)изменено и дополнено согласно с законом1 января 2007г ; Закону Украины "Об общем государственном социальном страховании" № 16/98-ВР от 14 января 1998р. (с изменениями и дополнениями 1 января 2007г.).

В соответствии с Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" по установленным ставкам сбора, определенными сбор для плательщиков налога составляет 33,2% от стоимости объекта налогообложения и 4% от стоимости объекта налогообложения для работающих инвалидов.

Удержания приводят к уменьшению дохода работника. Также на фонд заработной платы осуществляются начисления, которые увеличивают расходы предприятия.

В соответствии с Законом Украины "Об общем государственном социальном страховании" № 16/98-ВР от 14 января 1998р. (с изменениями и дополнениями от 1 января 2007г.) определяется:

· Пенсионный фонд – 33,2 % с 01.01.2007 г. от суммы фактических расходов на оплату труда работников;

· на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности – 1,5% от суммы фактических расходов на оплату труда работников с 01.01.2007 г;

· на социальное страхование на случай безработицы – 1,3 % от суммы фактических расходов на оплату труда работников с 01.01.2007 г.;

· на социальное страхование от несчастного случая – 1,2 % для данного класса риска производства.

· другие виды страхования, предусмотренные законами Украины.

Предприятия и организации, которые финансируются из бюджета, освобождены от этих собраний.

По закону Украины "О налогообложении прибыли предприятия|" создается дополнительное пенсионное обеспечение (пенсионный план).

Под пенсионным планом следует понимать порядок управления и размещения накопленных пенсионных взносов, который отвечает таким требованиям:

а) пенсионные счета открываются плательщиком налога в банках, уполномоченных Кабинетом Министров Украины по согласованию с Национальным банком Украины;

б) вкладчиками пенсионного счета могут быть работники, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком налога;

в) снятие средств со счетов вкладчика не может осуществляться раньше, чем по достижении им возраста, определенного Кабинетом Министров Украины, за исключением случаев, когда такой вкладчик:

- выезжает за границу на постоянное место проживания;

- объявленный судом безвести пропавшим или умершим;

- умер;

г) в случае смерти владельца пенсионного счета средства, а также проценты, начисленные на такие средства, передаются наследникам владельца такого счета и добавляются к их пенсионным счетам в порядке, определенном законодательством;

д) уполномоченный банк обязан держать средства, внесенные вкладчиками, в ликвидной форме согласно с правилами, установленными законодательством о пенсионном страховании.

Средства пенсионных счетов могут использоваться для обеспечения рисков вкладчиков в гражданско-правовых отношениях, включая обеспечение кредитов, рассрочек при покупке товаров или недвижимости и тому подобное.

Выплаты из пенсионных счетов на покрытие рисков могут осуществляться после открытия пенсионного счета в сроки, предусмотренные законодательством.

Суммы, внесенные на протяжении отчетного периода от имени работника его работодателем к дополнительному пенсионному плану, не подлежат облажению налогом с доходов граждан в случае их отчисления к такому пенсионному плану, но включаются (с учетом начисленных процентов) в доходы такого работника (его наследников) в случае их выплаты. Эти взносы не включаются в базу начислений, социальных взносов.

На основании акта проверки Пенсионного фонда банки платят сумму, которая равняется не оплаченному должником взносу.

Если эта сумма не будет перечислена на протяжении 10 дней, руководитель районного (городского) отделения Пенсионного фонда на основании акта проверки выдает распоряжение о бесспорном списании этой суммы со счета| банка.

Для предприятий в случае выявления в ходе проверки неуплаты взносов в Пенсионный фонд применяется штраф в двойном размере к начисленной сумме взносов, а в случае повторного нарушения на протяжении года после установления нарушения - в пятикратном размере к начисленной по результатам проверки сумме взносов. Суммы своевременно неуплаченных налогов, в том числе страховых взносов, считаются просроченной задолженностью (недоимкой) и списываются с начислением пени.

Учет расчетов по сборам на обязательное социальное страхование, на обязательное пенсионное страхование, в обязательное страхование на случай безработицы, на индивидуальное страхование персонала предприятия, страхование имущества и по другим расчетам по страхованию ведется на счете 65 "Расчеты по страхованию". Данный счет имеет следующие субсчета:

651 "Расчеты по пенсионному обеспечению"

652 "Расчеты по социальному страхованию"

653 "Расчеты по страхованию на случай безработицы"

654 "Расчеты по индивидуальному страхованию"

655 "Расчеты по страхованию имущества".

Аналитический учет ведется по каждому виду сборов и отчислений, по страхователям и отдельным договорам страхования. Учет счета 65 «Расчеты по страхованию» отражается в Журнале № 5.

18. Учет денежных средств| в кассе|.

Счет № 30 "Касса" предназначенный для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе предприятия. По дебету счета № 30 "Касса" отображается поступление денежных средств в кассу предприятия, по кредиту - выплата денежных средств из кассы предприятия. Данный счет имеет 2 субсчета 301 «Касса в национальной валюте» и 302 «Касса в иностранной валюте».
На предприятиях, где работают операционные кассы (продажа билетов, оплата услуг связи, обмен валют и тому подобное), открываются субсчета "Операционные кассы в национальной валюте" и "Операционные кассы в иностранной валюте".

Касса - самостоятельное структурное подразделение предприятия, предназначенное для хранения средств и проведения расчетов наличностью. Материальная ответственность за сохранение средств и ведение кассовых операций возложена на кассира, с которым заключают договор о материальной ответственности в форме обязательства кассира (или другого уполномоченного лица).

Денежные средства к кассе поступают с счетов в банках (№ 31), в результате реализации товарно-материальных ценностей, от подотчетных лиц и тому подобное.

Лимиты остатка наличности в кассе для каждого предприятия устанавливаются коммерческими банками по месту открытия счета из расчета режима и специфики работы предприятия. В случае, если лимит остатка наличности в кассе предприятия - вообще не установлено, вся имеется наличность в его кассе на конец дня должна быть сдана к банку (независимо от причин отсутствия лимита кассы).

Предприятия могут иметь в своей кассе наличность в пределах лимитов остатка и использовать ее из выручки в пределах норм. Лимиты остатка наличности в кассе определяются ежегодно и в случае необходимости пересматриваются.

Согласно с постановлением Правления Национального банка Украины установлено, что:- наличные расчеты предприятий, а также с гражданами могут осуществляться как за счет средств, полученных из касс банков, так и за счет выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и других кассовых поступлений (выручки) за исключением тех предприятий, которые имеют налоговую задолженность, и соответственно осуществляют выплаты, связанные с оплатой труды, исключительно за счет средств, полученных из учреждений банков;

- в случаях, связанных с поступлением к кассе предприятия в конце рабочего дня после завершения инкассации или окончания работы вечерней кассы значительных сумм наличности от осуществления хозяйственной деятельности, в результате чего превышается установленный лимит кассы, такие предприятия не позже следующего рабочего дня (банку и клиента) должны сдать эту наличность (в части, которая превышает лимит кассы) к обслуживающей учреждения банка. При таких условиях указанные средства не считаются сверхлимитными в день их оприходования| в кассе предприятия;

- наличная выручка предприятий может использоваться ими в необходимых размерах для обеспечения хозяйственных потребностей (в случае отсутствия налоговой задолженности) и на выплату заработной платы, поощрений, помощи всех видов, компенсаций, то есть выплат из оплаты труда;

- наличность, полученная под отчет.

Предприятия, которые имеют текущие счета в банке, обязанны хранить свои средства в учреждениях банков. Наличность, которую они получают из собственных текущих счетов в учреждениях банков в пределах имеющихся на них средств, должна тратиться исключительно на определенные в чеке потребности, что не противоречит действующему законодательству, в т.о. нормативным актам НБУ. Для подтверждения осуществленных целевых расходов наличности предприятия и индивидуальные предприниматели должны предоставлять обслуживающему учреждению банка (по ее требованию) отчетные платежные расчетные документы (кассовые и товарные чеки, квитанции к прибыльным ордерам, налоговые накладные, договоры покупки-продажи, акты закупки, счета-фактуры и тому подобное).

Сумма платежа наличностью одного предприятия (индивидуального предпринимателя) другому предприятию (индивидуальному предпринимателю) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам устанавливается правлением НБУ. Платежи сверх установленной предельной суммы осуществляются исключительно в безналичном порядке.

В случае осуществления предприятиями (индивидуальными предпринимателями) наличных расчетов с другими предприятиями (индивидуальными предпринимателями) сверх установленной граничу сумму (3 тыс. грн.) средства в размере превышения отмеченной суммы расчетное добавляются к фактическим остаткам наличности в кассе плательщика наличности одноразово (в тот день, когда была осуществлена такая операция) с последующим сравнением полученной суммы с утвержденным лимитом кассы.

Документальное оформление кассовых операций.Кассовые операции оформляют документами, типичные формы которых утверждены приказом Минстату Украины № 51 от 15.02.96 г. Поступление и выдачу денег из кассы предприятия оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами, которые выписывает бухгалтерия, по формам № КО-1| и № КО-2|.Кассовые ордера передаются кассиру предприятия непосредственно бухгалтером, а не через лицо, которое получает или вносит деньги.

Кассир, который получил из бухгалтерии кассовые ордера, должен проверить правильность их оформления, наличие и действительность подписей, дополнения, перечисленные в ордере. После этого он принимает или выдает деньги. При выдаче денег по расходным кассовым ордером отдельной личности кассир требует предъявления документа, который удостоверяет лицо получателя. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера заполняются бухгалтерией четко и понятно, без любых подчисток, помарок или исправлений. Приходные и расходные кассовые ордера при передаче в кассу регистрируются бухгалтерией в Журнале регистрации кассовых ордеров, где им присваивают порядковые номера. Кассир все поступления и выдачи наличности по приходным и расходным кассовыми ордерами учитывает в Кассовой книге.

Руководитель предприятия должен предоставлять кассиру охрану при транспортировке денежных средств и ценностей из учреждения банка. При транспортировке денежных средств кассиру, сопровождающим его лицам запрещается: разглашать маршрут движения и размер суммы денежных средств и ценностей, которые перевозятся, допускать к салону транспортного средства лиц, которые не назначены руководителем предприятия для доставки, пользоваться сопутствующим или общественным транспортом.

Для обеспечения надежного хранения наличности и ценностей касса должна отвечать таким требованиям: - быть изолированной от других вспомогательных помещений;- иметь сейф или металлический шкаф;- иметь специальное окошко для проведения операций с клиентами и работниками;- быть оборудованной охранительно-пожарной сигнализацией.


Наши рекомендации