Понятие долгосрочных инвестиций и задачи учета

ПОНЯТИЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И ЗАДАЧИ УЧЕТА

под долгосрочными инвестициями понимают вложения организаций на длительный срок в любые виды внеоборотных активов, включая финансовые вложения в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций и т.п.

По форме долгосрочные инвестиции делятся на: новое строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, поддержание мощностей действующих производств и объектов непроизводственной сферы.

По степени готовности долгосрочные капитальные вложения подразделяются на законченные и незаконченные (незавершенные). По структуре долгосрочные инвестиции в форме капитальных вложений подразделяются на: строительство и создание объектов основных средств, приобретение основных средств, приобретение природных объектов, создание и приобретение объектов нематериальных активов.

По назначению все долгосрочные инвестиции подразделяются на инвестиции в производственные и непроизводственные объекты, объекты, предназначенные для сдачи в аренду, лизинг, прокат.

По отраслям долгосрочные капитальные вложения делятся на: вложения в промышленность, транспорт, объекты жилищного строительства, здравоохранение, сельское хозяйство и другие отрасли.

По источникам финансирования долгосрочные инвестиции подразделяются на инвестиции за счет собственных средств инвесторов и за счет привлеченных средств.

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть как собственные, так и привлеченные средства организации.

К собственным средствам организации относятся:

прибыль, оставшаяся в распоряжении организации после уплаты всех налогов и обязательных платежей; амортизационные отчисления поосновным средствам и нематериальным активам; бюджетные средства, предоставленные различными уровнями государственной власти на безвозвратной основе; страховые возмещения, полученные на покрытие потерь и убытков от страховых случаев.

Использование прибыли как источника долгосрочных инвестиций – Д 84.1 К 84.2

Средства целевого финансирования, полученные в качестве источника долгосрочных инвестиций – Д 76 К 86

Получение бюджетных средств на безвозвратной основе Д 51 К 76

Списываются бюджетные средства – Д 86 К 98

При нецелевом использовании полученных средств организация обязана их возвратить.

Но кроме собственных источников финансирования долгосрочных инвестиций есть и привлеченные. К привлеченным источникам финансирования можно отнести: кредиты банков; займы юридических и физических лиц; бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; средства, полученные от других организаций в порядке долевого участия в строительстве объектов.

Поступление кредита из банка – Д 51, 55 К 66 (67)

Задачи учета: своевременное, полное и достоверное отражение всех произведенных расходов при строительстве объектов по их видам и учитываемым объектам;

контроль за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

правильное определение и отражение инвентарной стоимости вводимых в действие и приобретенных объектов основных средств, земельных участков, объектов природопользования и нематериальных активов;

контроль за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

УЧЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ ПРИ ПОДРЯДНОМ СПОСОБЕ РАБОТ.

При подрядном способе работ заказчика принимает от подрядчика выполненные строительно-монтажные работы по договорной стоимости, согласно акта Приема-передачи и на основании акцептованного платежного требования подрядчика на выполненные строительно-монтажные работы и счета фактуры делается проводка на договорную стоимость Д08/3 Д19 К60. На основании акта,кт подписывает гос-ая приемная комиссия и на основании доков, подтверждающих гос-ую регистрацию, делается проводка о вводе объекта в эксплуатацию Д 01 К08/3. При перечислении денежных ср-в подрядчику Д60 К51.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Поступающие ОС оформляются актом приемки-передачи объекта ОС (ф. № ОС-1) в 1 экз. В бухгалтерии на основании акта оформляется инвентарная карточка ОС (ф. № ОС-6). Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию объекта, производимых в порядке капитальных вложений, оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов ОС (ф. № ОС-3).

Внутреннее перемещение ОС оформляется накладной на внутреннее перемещение объекта ОС (ф. № ОС-2).

Поступление основных средств на предприятие может происходить различными путями: созданы на самом предприятии при осуществлении долгосрочных инвестиций; приобретены заплату у других организаций; получены безвозмездно от юридических и физических лиц; получены от учредителей в виде вклада в уставный капитал; поступили для осуществления совместной деятельности.

Строительство, дооборудование, реконструкция:

В сумму фактических затрат – Д 08 К 02, 10, 70., 69, 60, 76

На первоначальную сумму – Д 01 К 08

Приобретение у поставщика:

На покупную цену – Д 08 К 60

На сумму НДС – Д 19 К 60

На первоначальную стоимость при принятии к учету – Д 01 К 08

Внесение учредителями в счет УК :

На согласованную стоимость – Д 08 К 75.1

На первоначальную стоимость – Д 01 К 08

Безвозмездное получение:

По текущей рыночной цене – Д 08 К 98.2

На первоначальную стоимость – Д 01 К 08

Поступления для осуществления совместной деятельности:

На согласованную стоимость – Д 01 К 08

Получение ОС в доверительное управление – Д 01 К 79

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Выбытие – это прекращение действия того или иного объекта. Причины выбытия могут быть разными: физический и моральный износ, реализация, гибель от стихийных бедствий и аварий, безвозмездная передача другой организации, сдача в долгосрочную аренду и недостача, т. е. отсутствие объекта, выявленное при инвентаризации.

Организация списывает с бухгалтерского учета объекты основных средств при их выбытии по различным причинам: при продаже; безвозмездной передачи; передача по договору мены; списание с баланса в случае морального и физического износа; ликвидации в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях; передаче объектов в виде вклада в уставный капитал других организаций.

Выбытие объектов ОС в результате их реализации, безвозмездной передачи по договору дарения и передачи организацией ОС в собственность другого физ или юр лица в обмен на другой товар по договору оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма « ОС-1). Ликвидацию объектов ОС оформляют актом на списание ОС (форма № Ос-1) с указанием данных, характеризующих объект, и причины выбытия. Перемещение объектов ОС между структурными подразделениями оформляется актом приемки-передачи ОС (форма « ОС-1), на основании которого возвращенный объект снимается с забалансового учета.

Для обобщения информации о выбытии основных средств и определения финансового результата от данных операций используется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Счет 91 активно-пассивный, операционно-результативный, сальдо не имеет, в балансе не отражается и в конце месяца закрывается.

Финансовый результат – прибыль или убыток, полученный от списания основных средств.

Прибыль – Д 91 К 99

Убыток – Д 99 К 91

Списывается первоначальная стоимость объекта – Д 10 К 01

списывается сумма амортизации, начисленная за весь период его эксплуатации – Д 02 К 01

списывается остаточная стоимость выбывшего объекта – Д 91 К 01

ПОНЯТИЕ АМОРТИЗАЦИИ

В процессе эксплуатации ОС изнашиваются. Различают износ ОС моральный и физический.

Моральный износ – это частичная утрата ОС их потребительской стоимости под влиянием технического прогресса и совершенствования процесса производства.

Физический износ – утрата ОС их первоначальных технико-эксплуатационных качеств.

Бухгалтерскому учету подлежит физический износ.

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. Амортизация – это включение в затраты производства изношенной части ОС.

Амортизация не начисляется на: объекты жилищного фонда, кроме сданных в аренду и учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности; земельные участки и объекты природопользования; библиотечные фонды; объекты ОС некоммерческих организаций; объекты, отнесенные к музейным коллекциям.

Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию и принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации по объекту прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания с бухгалтерского учета.

Начисление амортизации основных средств производится с учетом следующих факторов: первоначальной стоимости; срока полезного использования каждого вида основных средств; способа начисления амортизации.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется при их поставке на учет исходя из: ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока аренды).

Все амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:

1 группа – все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

2 группа – имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

3 группа – имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

4 группа – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

5 группа – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

6 группа – имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно.

7 группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно.

8 группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно.

9 группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно.

10 группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

ПЕРЕОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Переоценка - уточнение восстановительной стоимости основных средств с целью приведения к современному уровню рыночных цен.

На практике переоценка основных средств может быть использована :для определения реальной рыночной стоимости основного средства; привлечения инвестиций (например, для определения залоговой стоимости при получении кредита и др.); при планируемом увеличении уставного капитала (которое может потребоваться, например, для привлечения средств путем выпуска ценных бумаг); в целях финансового анализа для уточнения формирования себестоимости продукции и ее цены.

Проведение переоценки объектов основных средств является правом, а не обязанностью организаций. Проведение переоценки основных средств носит добровольный характер. Переоцениваться могут только объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности.

Переоценку основных средств и нематериальных активов следует проводить не чаще одного раза в год на конец отчетного года. Если организация приняла решение о переоценке основных средств или нематериальных активов, входящих в однородную группу, то в дальнейшем эти объекты должны переоцениваться регулярно

Решение о проведении (непроведении) переоценки закрепляется в приказе об учетной политике организации. В приказе нужно отразить: какие объекты подлежат переоценке: все основные средства или отдельные группы однородных объектов основных средств; методику отражения переоценки на счетах бухгалтерского учета, лиц, ответственных за проведение переоценки.

Если организация однажды решила провести переоценку, то в дальнейшем регулярное проведение переоценки становится обязательным.

Результатом переоценки является уценка (восстановительная стоимость меньше остаточной) или дооценка (восстановительная стоимость больше остаточной) стоимости. После переоценки восстановительную стоимость принимают за первоначальную стоимость.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года, а принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Списана сумма уценки объекта основных средств в размере ранее проводимой дооценки этого объекта – Д 83 К 01

Списана сумма уценки объекта основных средств в части превышения произведенной ранее дооценки – Д 84 К 01

Списана сумма уценки начисленной амортизации по объекту основных средств – Д 02 К 84

Увеличена первоначальная стоимость основного средства – Д 01 К 83

Увеличена сумма амортизации – Д 83 К 02

РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Различают следующие способы проведения ремонта объектов основных средств.

1.Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.

Д 23, 25, 26, 20 К 10, 70, 69, 76

В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений (дефектные ведомости, сметы на проведение ремонтов, нормативы и данные о сроках проведения ремонтов, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств).

Зарезервированные суммы в целях равномерного включения расходов в затраты на производство (реализацию) учитываются на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов». По кредиту счета отражается образование резерва, по дебету - использование резерва.

Образование резерва – Д 20, 23, 25, 26 К 96

Использование резерва – Д 96 К 23, 10, 70, 69, 76

Отражена сумма неиспользованного резерва – Д 96 К 91

В случае, если организация осуществляет проведение ремонта основных средств неравномерно, то разрешается списывать фактические затраты на счет 97 «Расходы будущих периодов».

Отражены фактические затраты на проведение ремонта в отчетном периоде – Д 97 К 23, 10, 70, 69, 76

Списание расходов в течение последующих периодов – Д 20, 23, 25, 26 К 97

ТЕКУЩАЯ АРЕНДА

Имущество передается в аренду по соответствующему договору, согласно которому арендодатель передает в пользование арендатору имущество и начисляет арендную плату, при этом право собственности остается у арендодателя.

Арендодатель начисляет амортизацию, по переданному имуществу, и производит его ремонт на условиях, прописанных в договоре.

Учет объектов основных средств, переданных в аренду ведется у арендодателя на субсчете "Основные средства, переданные в аренду" к счету 01 "Основные средства".

Арендатор учитывает принятые основные средства на забалансовом счете 001

Ежемесячно арендатор начисляет (субсчет "Расчеты за арендованное имущество" к счету 76) и уплачивает арендную плату.

Суммы арендной платы являются для арендодателя операционными доходами (либо доходами от основной деятельности, если таковая прописана в уставе), для арендатора -расходами по обычным видам деятельности.

По окончании договора аренды имущество возвращается арендодателю.

При текущей аренде выступают две стороны: арендодатель и арендатор(при лизинге – лизингодатель и лизингополучатель).

Проводки:

1) Если вы арендодатель

ДТ 01/1 КТ 01 - списание основных средств (НО: основные средства с баланса не списываются).

ДТ 91 КТ 02 – начисление амортизации (20 счет использовать нельзя, т.к. основные средства не используются в производстве).

При такой аренде надо составлять договор так, чтобы арендная плата покрывала расходы на амортизацию.

ДТ 51 КТ 76 – получение арендной платы.

ДТ 76 КТ 91 – списание арендной платы на доходы.

Если арендная плата платится вперед:

ДТ 51 КТ 76

ДТ 76 КТ 98 (счет 98 – доходы будущих периодов)

ДТ 98 КТ 91 (каждый отчетный период)

2) Если вы арендатор

ДТ 001 – оприходование основных средств

КТ 001 – списание основных средств, взятых в аренду

ДТ 76 КТ 51 – оплата арендной платы

ДТ 20 КТ 76 – списание арендной платы на затраты

Если платят вперед:

ДТ 97 КТ 76 – оплата вперед за n месяцев

ДТ 20 КТ 97 делаем такую проводку каждый месяц

ФИНАНСОВАЯ АРЕНДА ( ЛИЗИНГ)

Согласно закону N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество и предоставить его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование.

Лизинг бывает: финансовым (прямой) и операционным.

Финансовый лизинг предусматривает погашение договорной стоимости имущества в течение срока действия договора, а также уплату процентов за пользование имуществом. В зависимости от характера операций финансовый лизинг подразделяется на:

Прямой - после окончания договора, объект лизинга переходит в собственность к лизингополучателю

Возвратный - организация продает свое имущество лизингодателю и сразу же как лизингополучатель берет его обратно в долгосрочную аренду (удобен в случае, когда необходимо получить свободные денежные средства)

Смешанный - основан на долевом участии лизингодателя и лизингополучателя при приобретении объекта лизинга.

Операционный лизинг подразумевает, что после окончания договора, имущество возвращается лизингодателю.

В обмен на право владения и пользования лизингополучатель уплачивает в пользу лизингодателя лизинговые платежи.

Лизинговые платежи - общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит: возмещение затрат лизингодателя по приобретению и передаче предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором услуг, доход лизингодателя.

В общую сумму может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю.

В учете лизингодателя сначала отражается приобретение имущества, предназначенного для передачи в лизинг. Дальнейшие операции зависят от того, будет ли объект лизинга учтен на балансе лизингодателя.

По соглашению сторон предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

Амортизационные отчисления производит тот, у кого на балансе находится предмет лизинга, при этом возможно применение ускоренной амортизации предмета лизинга.

Имущество на балансе у лизингодателя.

Учет у лизингодателя: При передаче имущества лизингополучателю, его стоимость с баланса не списывается, операция отражается внутренними записями по счету 03. Лизингодатель отражает затраты по лизинговой деятельности (амортизация, ремонт) на счете 20, а доходы по лизинговой деятельности - на счете 90 Задолженность лизингополучателя учитывается как задолженность покупателя. При возврате лизинговое имущество учитывается на счете 03, а если в дальнейшем его не планируется передавать в лизинг - переводится на счет 01.

Учет у лизингополучателя: Принятое имущество лизингополучатель учитывает за балансом как арендованные основные средства (счет 001). Лизингополучатель начисляет лизинговые платежи (относятся на затраты производства или расходы будущих периодов) на субсчете к счету 76 "Лизинговые платежи". После окончания срока действия договора имущество возвращается лизингодателю и списывается с забалансового учета у лизингополучателя. Если договором предусмотрен выкуп имущества лизингополучателем, то имущество не возвращается, а после списания со счета 001, учитывается на счете 01 с одновременным начислением амортизации. Если выкуп произведен раньше, чем закончился договор, то лизингополучатель доначисляет задолженность по платежам.

Имущество на балансе у лизингополучателя.

Учет у лизингодателя: Лизинговое имущество списывается с баланса лизингодателя: сумма переданного имущества отражается на счете 91 и одновременно на забалансовом счете 011 "Основные средства, сданные в аренду".

Далее в учете лизингодателя отражается начисление лизинговых платежей. Они в данном случае являются прочими доходами (счет 91).

При возврате лизингового имущества лизингодатель приходует его на счете 03 и списывает с забалансового учета.

Учет у лизингополучателя: Лизингополучатель учитывает затраты по приобретению лизингового имущества у лизингодателя в составе капитальных вложений (счет 08 ) в корреспонденции с субсчетом "Арендные обязательства" к счету 76.

Одновременно начисляется кредиторская задолженность по лизинговым платежам на субсчете "Лизинговые платежи" к счету 76.

Лизингополучатель начисляет амортизацию лизингового имущества Возврат имущества лизингополучатель отражает как выбытие собственных средств. Если имущество подлежит выкупу, то лизингополучатель отражает в учете перевод лизингового имущества а начисленной по нему амортизации в состав собственных основных средств.

УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ НМА

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если иное не установлено ПБУ 14/2007. По НМА с неопределенным сроком полезного использования и НМА некоммерческих организаций амортизация не начисляется. При принятии НМА к бух учету организация определяет срок кго полезного использования.

Срок полезного использования определяется исходя из: срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом; ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Срок полезного использования не может превышать срок деятельности организации..

Ежемесячная сумма амортизации отчисления рассчитывается: при линейном способе – исходя из фактической стоимости или текущей рыночной стоимости НМА равномерно в течение срока полезного использования этого актива

При способе уменьшения остатка – исходя из остаточной стоимости НМА на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе коэф установленный организацией, в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в месяцах.

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции исходя из натурального показателя объема продукции за месяц и соотношения фактической стоимости НМА и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования НМА.

Амортизационные отчисления по НМА начинаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бух учету, и начисляется до полного погашения стоимости либо списания этого актива с бух учета.

В течение срока полезного использования НМА начисление амортизации не прекращается. Амортизация отражается в бух учете отчетного периода, к которому они относятся.

Начисление амортизации: накоплением начисленных сумм (с использование счета 05); путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (без 05 счета)

1 способ – Д 23,25,26 К 05

2 способ –Д 23,25,26 К 04

После полного списания первоначальной стоимости объектов при 2 способе отражения амортизации эти объекты отражаются в учете в условной оценке с отнесением суммы оценки на финрезультат организации.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Поставщик, отгружая свою продукцию покупателю, выписывает сопроводительные документы: платежное требование (выписываемое в 2 экземплярах, один через почту передается покупателю, второй через учреждения банка; товарно-транспортные накладные; квитанцию ж/д о приемки груза.

Если покупатель получает сам у поставщика материалы, то он должен предъявить доверенность. Поступивший груз на ж/д принимает экспедитор по доверенности. Далее экспедитор доставляет материал на склад п/п. кладовщик проверяет соответствие количества качества материала данным счета поставщика. Если расхождений нет, то выписывается приходный ордер или на самих документах ставят штамп с реквизитами приходного ордера. В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствует данным счета поставщика, то создается комиссия и оформляется акт о приемки материалов. Все службы п/п должны иметь список материально-ответственных лиц, которые могут подписывать документы на получении и отпуск материалов. Если материалы приобретаются за наличный расчет подотчетными лицами, то приходуются материалы на основании счетов, товарных чеков, кассовых чеков.

На складе на каждый вид поступивших материалов заводится карточка складского учета. В карточке отражается наименование материала, сорт, цена, завод изготовителя и есть графы: приход, расход, остаток, контроль. Кладовщик заполняет эту карточку на основании приходных и расходных документов, а работник бухгалтерии ежедневно или 1 раз в 3 дня выходит на склад и проверяет правильность ведения карточек.

В конце месяца кладовщик сдает в бухгалтерию сальдовку, где указываются остатки материалов на конец месяца.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

Инвентаризация ТМЦ проводится ежегодно перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября отчетного года. А также при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления и порчи; в случае стихийных бедствий или других ЧС, при ликвидации организации и др. случаях.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия. Она постоянно действующая. В состав комиссии входят представители администрации, работники бух службы и др. специалисты. Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы 1 член комиссии, то результаты считаются недействительными.

Перед проведение инвентаризации у материально ответственного лица берется расписка: «Все материальные ценности оприходованы и приходные, и расходные документы сданы в бухгалтерию». ТМЦ заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и др. необходимых данных. В конце каждой странице описи пишется общее количество номеров по страничке прописью и общее количество материальных ценностей, записанных по этой страничке.

При хранении ТМЦ в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывается, и комиссия переходит для работы в следующее помещение. ТМЦ, поступившие во время проведения инвентаризации заносятся в отдельную опись. Вней указывают дату поступления, наименование товара, дату и номер приходного документа, наименование поставщика, количество, цену и сумму. Одновременно делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

В описях на ТМЦ, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическую стоимость по данным учета, дату передачи в переработку, номера и дыта документов.

После проведения инвентаризации у материально ответственного лица берут вторую расписку: «Все материальные ценности проверены в его присутствие и претензий к комиссии не имеет». Затем инвентаризационные описи сдаются в бухгалтерию, которая проставляет данные бух учета и составляет ведомость, где определяется излишек, недостача, пересортица.

Выявленные в процессе инвентаризации излишки: Д 10 К 91

При выявлении недостачи: Д 94 К 10

Приустановление виновных лиц в недостаче: Д 73.2 К 94 К 98.4

Если виновное лицо не установлено: Д 91.9 К 94 и одновременно: Д 99 К 91.9

Недостача в пределах норм естественной убыли: Д 26 К 94

УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПОДГОТОВКУ И ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВА

Промышленные п/п постоянно должны работать над освоением новых видов производств. После перехода на массовый выпуск новых видов продукции, затраты с 97 счета списываются в дебет 20 счета. Срок освоения устанавливается п/п, но не должен превышать 2 лет.

УЧЕТ ПОТЕРЬ ОТ БРАКА

Браком считаются изделия и полуфабрикаты, которые п своему качеству не соответствуют установленным стандартам.

Брак бывает:

Исправимые – изделия после исправления могут использовать в производстве

Неисправимый – изделия не могут использоваться в производстве

Причины брака: плохое, некачественное сырье, материалы, топливо; недобросовестное выполнение работы; неправильное составление документации, чертежей; несоответствие квалификации рабочего разряда выполнению работ.

Расход материалов на исправление брака – Д 28 К 10

Списывается экономия – Д 28 К 16

Зарплата за исправление брака – Д 28 К 70

Отчисления на соц нужды – Д 28 К 69

Списывается доля общехозяйственных и общепроизводственных затрат на себестоимость забракованной продукции – Д 28 К 25, 26

Предъявление претензий к поставщикам – Д 76 К 28

Удержание из зарплаты за брак Д 70 К 28

Через суд с отнесение на виновных лиц – Д 73.2 К 28

Удержание из зарплаты Д 70 К 73.2

Потери от исправимого брака = затраты по исправлению брака – сумма поступивших возмещений за брак

Фактическая себестоимость окончательно забракованной продукции – Д 76.2 К 28

Приходуются материальные ценности от разборки забракованной продукции – Д 10 К 28

Потери от неисправимого брака = фактическая себестоимость окончательного брака – сумма поступивших возмещений за брак

Потери по окончательному браку – Д 20 К 28

Если брак установлен у покупателя, то мы платим пени и штрафы – Д 91 К 51

Зачисление на расчетный счет штрафов и пеней: Д 51 К 91

Зачисление на расчетный счет сумм предъявленных претензий – Д 51 К 76.2

УЧЕТ ПОТЕРЬ ОТ ПРОСТОЕВ

Простои могут быть вызваны: внутренними причинами (по вине п/п); внешними (по вине поставщиков)

В состав потерь от простоев включают: оплату труда производственных рабочих за время простоя; отчисления на соц нужды; стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, непроизводительно затраченных за это время.

Потери от простоев по внутренним причинам учитываются по счету 25, по внешним по счету 26

УЧЕТ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЗП

К НЗП относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия не укомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки.

Объем НЗП определяется сл методами: фактическим взвешиванием; штучным учетом; объемным измерением; условным пересчетом; по данным партионного учета.

Остатки НЗМ можно оценить в балансе: по нормативной или плановой производственной себестоимости; прямым статьям расходов; по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов; по сумме начисленной зарплате рабочим; при единичном производстве НЗП отражают в балансе по фактически произведенным затратам.

При инвентаризации НЗП необходимо: определить фактическое наличие заделов и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве; определить фактическую комплектность НЗП; выявить остаток НЗП по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

Фактическая себестоимость ГП = остатки НЗП + прямые и косвенные затраты – остатки НЗП на конец года

Инвентаризация НЗП проводится на всех п/п и организациях перед составлением годового отчета, но не ранее 1 октября текущего года.

При инвентаризации может быть выявлено:

Излишек – Д 20 К 91

Недостача – Д 94 К 20

Установленная недостача относится на виновное лицо – Д 73.2 К 94 К 98.4

Если виновное лицо не установлено - .Д 25.2 К 94

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ И УЧЕТ ПОСТУПЛЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАД ИЗ ПРОИЗВОДСТВА.

ГП сдается цехами изготовителями на склад. На складе она учитывается в карточках складского учета, в которой указывается наименование, сорт, цена, остаток на начало месяца, поступило из производства, отгружено покупателю и остаток на конец месяца. Работник бухгалтерии каждые 3-5 дней выходит на склад и проверяет правильность ведения карточки. Графу «приход» сравнивает с приходными документами, графу «расход» с расходными. В конце месяца в бухгалтерии заполняется ведомость №16 «Движение ГП и ее реализация». Она состоит из 2 разделов: в 1-ом отражается ГП на начало месяца по учетной цене и фактической себестоимости, учет поступлений ГП, отгруженная ГП.

Во 2-ом отражается реализация продукции.

ГП в балансе отражается по фактической себестоимости.

ГП в бухучете оценивается по учетным ценам, в качестве учетных цен на ГП могут применять: фактическую, плановую, нормативную себестоимость, сводные рыночные цены и т.д.

Структура 43 счета «ГП» (активный, основной, инвентаризационный)

СН – наличие ГП на начало месяца

По дебету:

Приход – Д 43 К 20

По кредиту: расход

Отгружена ГП (с 45 счетом) – Д 45 К 43

Без 45 счета – Д 90.2 К43

На продажную цену – Д 62 К 90.1

СК – наличие ГП на кнец месяца

Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухучете, то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45.

Структура 45 счета «Товары отгруженные» (активный, основной, инвентарный)

СН – наличие ТО на начало месяца

По дебету:

Отгружена ГП – Д 45 К 43

По кредиту:

Списание пр-ой себестоимости – Д 90.2 К 45

Калькуляционная разница – Д 90.2 К 45

СК – остаток ТО на конец месяца

ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ОТГРУЗКЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ПОКУПАТЕЛЮ.

п/п отгружает свою продукцию покупателю в соот с заключенными договорами. Если продукция крупногабаритная, то ее получает сам заказчик из цеха по доверенности, которую выписывает покупатель. Если ГП отгружается иногородним покупателям, то кроме наклодной на отпуск материалов составляется товарно-транспортная накладная, на основании накладных выписывается счет-фактура по установленной форме в 2-х экземплярах:

1-ый в течение 10 дней с даты отгрузки передается покупателю

2-ый остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС

В сумму, подлежащую оплате включает: стоимость ГП; стоимость тары; сумма ТЗР; сумма НДС.

Отгруженная продукция отражается в ведомости « 16, 2 раздел.

Для учета ГП применяют сл первичные документы: сдаточные накладные; акты приемки, сдачи работ, услуг; ж/д квитанции; товарно-транспортные накладные; платежные требования, поручения.

УЧЕТ ПРОДАЖИ ПРОДУКЦИИ

Учет реализованной продукции ведется на счете 90 (продажи – ак

Наши рекомендации