Равенство величины стоимости хозяйственных средств и их источников является аксиомой.

Предметом бухгалтерского учета является стоимостной кругооборот (движение) хозяйственных средств в процессе расширенного воспроизводства и их состояние на определенную дату.

Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых познается и обобщается предмет бухгалтерского учета, обеспечиваются достоверные учетные показатели и тем самым достигаются цели бухгалтерского учета в целом.

К элементам метода бухгалтерского учета относятся:

· первичное наблюдение (информационное обеспечение), реализуемое за счет документирования и инвентиризации;

· стоимостное измерение, реализуемое за счет оценки и калькуляции;

· группировка и систематизация информации, осуществляемые при использовании бухгалтерских счетов и двойной записи;

· полное, комплексное обобщение информации, достигаемое при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и, в частности, бухгалтерского баланса.

1. Документация — способ сплошного непрерывного наблюдения за фактами хозяйственной деятельности организации и их регистра­ции в специальных носителях информации — документах.

Информация о хозяйственных операциях принимается к бухгал­терскому учету только в случае ее отражения в правильно оформлен­ных первичных учетных документах. ФЗ №402 разрешает организациям самостоятельно разрабатывать формы первичных документов с обязательным включением в них следу­ющих реквизитов:

-наименование документа;

-дата составления доку­мента;

-наименование организации, от имени которой составлен документ;

-содержание хозяйственной операции;

-измерители хозяй­ственной операции;

-наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, их личные подписи с рас­шифровкой.

Первичный учетный документ составляется в момент соверше­ния операции или непосредственно после ее окончания. Перечень лиц, уполномоченных на подписание первичных учетных докумен­тов, утверждается руководителем организации.

Создание, передача и хранение документов осуществляются в соответствии с графиком документооборота, разрабатываемым и утверждаемым в каждой организации.

Изъятие первичных докумен­тов из организации допускается только в случаях и порядке, установ­ленных законодательством Российской Федерации.

2. Инвентаризация — периодическая проверка имущества и обяза­тельств организации с целью подтверждения их наличия, состояния и оценки.

Инвентаризация обеспечивает достоверность данных, отражае­мых в бухгалтерском учете и отчетности, а также обеспечивает конт­роль за сохранностью и состоянием имущества и обязательств орга­низации.

Порядок проведения инвентаризаций в организации — их пери­одичность и сроки проведения, перечень инвентаризируемых объ­ектов — определяется руководителем организации, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных законодательством:

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества и обязательств, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октябри отчётного года);

• при смене материально ответственных лиц;

• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай­ных ситуаций;

• при реорганизации или ликвидации организации;

• в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Порядок проведения инвентаризаций конкретных видов имуще­ства и обязательств и оформления ее результатов регламентируется Минфином России в специальных методических указаниях.

3. Оценка— способ выражения хозяйственных средств и хозяй­ственных операций в денежном измерении.

В целях обеспечения сопоставимости показателя деятельности различных организаций, а также показателей деятель­ности одной организации за разные отчетные периоды применяют­ся единые методы оценки, установленные законодательными и нор­мативными правовыми актами.

Опенка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путём суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и опера­циям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ (ЦБ РФ) на дату совершения операции.

4. Калькулирование— способ денежного измерения произведенных организацией расходов и исчисления себестоимость произведенной продукции (работ, услуг).

5. Счета бухгалтерского учета — способ систематизации информа­ции о состоянии и движении экономически однородных видов хо­зяйственных средств и источников их образования посредством их вторичной регистрации в специальных регистрах.

Информация об изменении хозяйственных средств и источников их образования под воздействием хозяйственных операций регист­рируется на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи, при котором каждая операция записывается в одной и той же величине дважды на двух счетах бухгалтерского учета.

Использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи позволяет раскрыть экономическую сущность конкретных операций, существующие между отдельными операциями взаимосвязи и этой основе сформировать модель реального кругооборота хозяй­ственных средств организации.

6.Бухгалтерская (финансовая) отчетность — способ периодического обобщения данных текущего учета и формирования на этой основе единой сис­темы взаимосвязанных показателей об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности за определенный период времени в едином денежном измерении.

В бухгалтерском учете отчетность рассматривается как заключи­тельный метод всего учетного цикла, обобщающий учетную инфор­мацию в специальных отчетных таблицах для ее передачи заинтере­сованным пользователям. Основным составным элементом бухгалтерской отчетности яв­ляется бухгалтерский баланс как самостоятельный метод бухгалтер­ского учета.

Наши рекомендации