Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям

Анализ экспортных торговых операций зависит от условий, содержащихся в отдельных внешнеэкономических договорах (контрактах) с иностранными покупателями, а также от формы выхода российского поставщика экспортного товара на внешний рынок — самостоятельно или через посредника.

Анализ экспортных операций осуществляется в следующей последовательности:

1. Анализируется общий объем экспорта в сравнении с принятыми обязательствами, плановыми значениями, показателями предшествующего периода.

2. Изучается структура экспортных поставок: по товарам, товарным группам, в разрезе покупателей, отдельных договоров на отгрузку экспорта, по странам с выделением развитых и развивающихся стран.

3. Осуществляется оценка факторов, влияющих на объем экспортных поставок.

4. Обобщаются результаты анализа в целях принятия управленческих решений.

Анализ общего объема экспорта товаров (работ, услуг) основан на информации о заключенных контрактах, сводной и сегментарной отчетности, данных бухгалтерского учета по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за отчетный и предшествующий периоды.

Проведению каждой экспортной операции предшествует заключение контракта, являющегося основой для ее последующего анализа. По данным контрактов, товарным накладным, счетам-проформам осуществляется анализ выполнения обязательств по экспорту товаров в стоимостном и физическом выражении.

Анализ экспорта товаров осуществляется как за текущий период, так и в динамике. Изучение показателей в динамике позволяет определить тенденцию изменения экспортных поставок за анализируемый период в целях принятия управленческих решений по развитию или сокращению экспорта как в целом по организации, так и по отдельным контрагентам и иностранным государствам.

Цель исследования экспорта в динамике:

Определение изменений в объеме экспорта организации за определенный период времени (5, 10 лет).

Изменение экспорта по товарной структуре, возникновение новых направлений экспорта в операционном и географическом сегментах.

Изменение объема экспорта в зависимости от базисных и текущих цен.

Анализ динамики экспортных операций характеризуется сле­дующими показателями:

• темпами роста экспорта;

темпами прироста;

среднегодовым темпом прироста.

В табл. 8.1 приведен анализ экспорта коммерческой организации в динамике.

Таблица 8.1. Динамика экспорта товаров коммерческой организации



Годы Объем экспорта, тыс. руб. Темпы роста, % Темпы прироста, %
        базисные цепные базисные цепные
103,2 103,2 +3,2 +3,2
96,0 93,0 -4,0 -7,0
102,5 106,8 +2,5 +6,8
106,3 106,3 +6,3 +6,3

Анализ данных, приведенных в таблице, свидетельствует о том, что в целом по коммерческой организации наблюдается тенденция роста объема экспорта. Снижение экспорта характерно для 2005 г., что подтверждено базисными темпами роста и темпами прироста.

По результатам анализа тенденцию развития экспорта можно представить графически или посредством диаграмм. На рис. 8.1 представлена диаграмма динамики экспорта коммерческой организации.

Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям - student2.ru

Рис 8.1. Динамика объема экспорта коммерческой организации

На рисунке наглядно просматривается тенденция роста объема экспорта организации, за исключением 2005 г. Исходя из анализа динамического ряда, возникает необходимость исследования причин снижения экспорта в целях устранения негативных явлений в развитии экспортных операций, укрепления взаимосвязей с иностранными контрагентами.

В табл. 8.2 приведен анализ фактического объема экспорта товаров по отдельным товарным группам в сравнении с принятыми обязательствами, опре6деленными внешнеторговыми контрактами. Данные таблицы свидетельствуют о том, что в стоимостном выражении обязательства по экспорту выполнены по каждому виду товаров.

По экспорту ржи выполнение обязательств произошло только по стоимости в результате роста цены на экспортируемый товар. Выполнение обязательств по пшенице произошло как по количеству отгруженного товара, так и по стоимости.

Таблица 8.2. Анализ выполнения обязательств по экспорту товаров в отчетном году

Группа товаров Принято обязательств на текущий год Выполнено обязательств по факту Отклонение
    количест- во, т цена за ед., тыс. руб. стоимость, тыс. руб. количест-во , т цена за ед., тыс. руб. стоимость, тыс. руб. количест-во, т цена за ед., тыс. руб. стоимость, тыс. руб.
Пшеница 64 000 70 200 +200 -1 +6200
Рожь -50 +4 +400
Итого 72 000 78 600 +150 +6600


При постоянно меняющейся конъюнктуре рынка фактор «цена» может оказать существенное влияние на выполнение обязательств по экспорту товаров. Поэтому необходимо правильно определять рынок сбыта, учитывать время выхода на рынок, спрос на товар, оптимальность предлагаемой партии.

Для определения влияния фактора «цена» на объем экспорта товаров может быть использован метод цепной подстановки.

Если индекс количественной структуры будет больше единицы, то это означает, что в пределах товарной группы повысилась доля количества более дорогих товаров за счет снижения доли более дешевых товаров, и наоборот.

Для анализа тенденции развития экспорта в динамике по группам товаров исчисляются коэффициенты:

• индекс стоимости;

• индекс цен;

• индекс физического объема;

• индекс количества;

• индекс структуры.

Анализ структуры экспортируемых товаров может осуществляться как в целом по организации, так и по отдельным иностранным покупателям. В табл. 8.3 приведен анализ структуры экспорта товаров, отгруженных коммерческой организацией в адрес фирмы «Маркус» (Болгария) в сравнении с прошлым годом.

Таблица 8.3. Анализ структуры экспорта товаров фирме «Маркус» (Болгария)

Наименование товара Объем экспорта, евро Структура экспорта, %
    отчетный год прошлый год отклонение отчетный год прошлый год отклонение
Пшеница 1-й категории +65 19,20 18,70 +0,50
Пшеница 2-й категории +26 16,71 16,99 -0,28
Ячмень 1-й категории +59 21,81 21,59 +0,22
Ячмень 2-й категории -25 14,52 15,87 -1,35
Рожь +52 27,76 26,85 +0,91
Итого +227 100,0 100,0

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в объеме и структуре отгруженных на экспорт товаров иностранному покупателю произошли изменения в сравнении с прошлым годом. В отчетном году объем экспорта фирме «Маркус» (Болгария) увеличился на 227 евро, прирост экспорта наблюдается практически по всем зерновым культурам, за исключением ячменя 2-й категории.

Анализ структуры отгруженных товаров свидетельствует о том, что в отчетном году увеличилась доля экспорта пшеницы и ячменя 1-й категории, ржи. По пшенице 2-й категории удельный вес продажи на экспорт снизился на 0,28 %, а по ячменю 2-й категории доля отгрузки снижена на 1,35 %.

Наглядно изменения в структуре отгруженных товаров на экспорт иностранному покупателю представлены на рис. 8.2. Изменения произошли по каждому виду экспортируемого товара.

Анализ экспорта товаров по договорам, торговым контрактам осуществляется в сравнении с определенными договорными обязательствами. Информационной базой для анализа служат торговые контракты, дополнительные соглашения, аналитические данные в разрезе покупателей, внутренняя отчетность по отгрузке и реализации товаров на экспорт, первичные документы на отгрузку товара.

Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям - student2.ru

Рис 8.2. Анализ структуры экспорта товаров фирме «Маркус» (Болгария)

Анализ позволяет выяснить:

В каком объеме реализован товарный контингент, согласно определенной номенклатуре товаров договором или спецификацией к нему.

В каком объеме осуществлена поставка товаров в целом по контракту и в разрезе товарных групп.

Наличие контрактов с нарушением сроков отгрузки товаров на экспорт.

Для характеристики сроков нарушения поставки товаров на экспорт следует исчислять коэффициент просрочки поставки то­варов за отчетный и прошлые периоды:

Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям - student2.ru

где D — сумма договоров (контрактов), подлежащих исполне­нию в течение года; Dn — сумма просроченных договоров (контрактов) в течение года.

Исчисленный показатель характеризует качество работы организации с иностранными покупателями по экспортным операциям.

Источниками информации для такого анализа служат внешнеторговые контракты, товарные и товарно-транспортные накладные, рекламации, письма иностранных покупателей.

В табл. 8.4 представлена информация, характеризующая работу менеджеров коммерческой организации по выполнению экспортных обязательств в разрезе контрагентов.

Таблица 8.4. Анализ выполнения договоров поставки по экспортным операциям

Внешнеторговые контракты Объем экспорта, допл. США
    принято обязательств фактически выполнено отклонение
Фирма «Маркус» (Болгария), договор № 22 23 456 23 420 -36
Фирма «Маркус» (Болгария), договор № 37 55 600 55 650 +50
Фирма «Белорец» (Белоруссия), договор № 17 44 200 44 050 -150
Фирма «Лаймэс» (Латвия), договор № 43 37 600 -500
Фирма «Мрия» (Украина), договор №31 42 400 42 450 +50

Данные таблицы свидетельствует о выполнении договорных обязательств коммерческой организацией только по двум контрактам. Коэффициент просрочки поставки товаров в целом за год составит 0,6 (3/5). Исчисленный показатель свидетельствует о том, что степень выполнения договоров на экспорт товаров, подлежащих исполнению в отчетном году, составляет 60 %, что характеризуется низким уровнем контроля договорных обязательств по экспортным поставкам.

Следующий этап анализа экспорта товаров — исследование факторов, влияющих на изменение объема экспорта, расширение крута взаимосвязей с иностранными контрагентами на внешнем рынке.

Одним из факторов, влияющим на процесс осуществления экспортных торговых операций российской организации, являются расходы, связанные с реализацией товаров на экспорт. Их принято называть накладными (коммерческими) расходами.

В процессе анализа экспорта товаров коммерческие расходы оцениваются в части правильного распределения между сторонами внешнеэкономической сделки. По внешнеторговым сделкам состав таких расходов у продавца и покупателя определяется базисными условиями поставки, содержание которых изложено в Международных правилах толкования торговых терминов Инкотермс (международный правовой документ, применяющийся во внешнеторговой деятельности).

К факторам, влияющим на рост экспортных поставок относится дебиторская задолженность иностранных покупателей, ее состояние, своевременное погашение.

В отечественной практике методика анализа в целях управления дебиторской задолженностью иностранных покупателей, как правило, включает анализ абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности, оценку доли дебиторской задолженности по экспорту в общем объеме оборотных активов, оценку соотношения дебиторской задолженности с результатом основной деятельности (выручкой от продаж товаров на экспорт), оценку доли сомнительной задолженности в составе дебиторской, анализ изменения дебиторской задолженности по срокам ее образования. Кроме того, необходимо проводить анализ реальной дебиторской задолженности иностранных покупателей.

Поскольку валютные средства за время просрочки платежа дебиторской задолженности обесцениваются, более правильно для расчета реальной суммы долгов и потерь от их невзыскания или позднего взыскания использовать формулу наращенной суммы долга:

НДБЗ = ПС х (1 + CP х СП),

где НДБЗ — наращенная сумма дебиторской задолженности иностранных покупателей; ПС — величина первоначальной сум­мы долга; CP — годовая ставка рефинансирования; СП — отно­шение срока продолжительности задержки платежа к числу дней в году.

Если нужно определить текущую или будущую стоимость дебиторской задолженности иностранных покупателей более чем за 1 год, необходимо применить формулу сложных про­центов.

Формула наращенной суммы долга в этом случае принимает вид:

Анализ выполнения обязательств по экспортным операциям - student2.ru

где п — число лет экспорта или периодов времени для расчета.

Расчетное значение реальной дебиторской задолженности и сопоставление ее с бухгалтерской суммой дебиторской задолженности иностранных покупателей позволит определить потери организации в результате реализации продукции на экспорт.

Результаты анализа дебиторской задолженности должны учитываться при планировании экспортных операций и внешнеэкономической деятельности коммерческой организации. Кроме того, на базе результатов анализа необходимо разработать мероприятия по улучшению управления дебиторской задолженностью иностранных покупателей и расчетов с дебиторами.

Наши рекомендации