Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний.

В зарубежных странах»

Тематика лекций по дисциплине «Бухгалтерский учет

В зарубежных странах»

Лекция 1

Тема: Сущность и характеристика международной системы учета и отчетности.

1.1 Характеристика национальных систем бухгалтерского учета.

1.2 Назначение международной стандартизации бухгалтерского учета.

1.3 Международные профессиональные бухгалтерские организации, их роль и назначение.

1.4 Необходимость создания международной системы учета и отчетности.

Лекция 2

Тема: Бухгалтерский учет как информационная система. Характеристика видов бухгалтерского учета.

1.1 Бухгалтерский учет как информационная система.

1.2 Основные пользователи финансовой отчетности.

1.3 Виды бухгалтерского учета, их значение, характеристика и выполняемые задачи.

1.4 Отличительные особенности финансового и управленческого бухгалтерского учета.

Лекция 3

Тема: Методология международных стандартов финансовой отчетности.

1.1 Фундаментальные концепции (принципы) бухгалтерского учета.

1.2 Элементы финансовой отчетности.

1.3 Виды и классификация стандартов финансовой отчетности.

1.4 Значение международных стандартов финансовой отчетности.

Лекция 4

Тема: Основные элементы учетно-аналитической системы. Система бухгалтерского учета и бухгалтерских записей.

1.1 Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.

1.2 Классификация счетов бухгалтерского учета.

1.3 Основные элементы учетно-аналитической системы.

Лекция 5

Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний.

1. Балансовый отчет, его сущность, значение и порядок составления.

2. Отчет о прибылях и убытках (счет продаж и прибылей и убытков).

3. Отчет о движении фондов и отчет о движении наличности.

Лекция 6

Тема: Порядок расчета и учета амортизации основных средств.

1. Сущность амортизации основных средств. Системы амортизационных отчислений.

2. Методы начисления амортизации.

Лекция 7

Тема: Порядок расчета налогов с доходов зарубежных компаний.

1. Виды налогов, уплачиваемых зарубежными компаниями.

2. Основной корпорационный налог на прибыль.

3. Авансовый корпорационный налог на прибыль.

4. Отсроченное налогообложение.

Лекция 8

Тема: Оценка финансового состояния зарубежных компаний.

1. Основные финансовые показатели деятельности компании.

2. Методика расчета основных показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность компании.

3. Интерпретация финансовой отчетности.

Лекция 9

Тема: Теоретические основы исчисления затрат и результатов деятельности компаний.

1. Понятие и виды затрат на производство продукции.

2. Классификация затрат.

3. Методы оценки затрат в системе управленческого учета.

4. Учет материальных и трудовых затрат.

5. Учет накладных расходов.

Лекция 10

Тема: Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

1. Сущность и назначение калькулирования. Виды калькуляций.

2. Методы калькулирования.

3. Учет распределения затрат по объектам калькулирования.

Лекция 11

Тема: Измерение и оценка затрат на основе нормативной стоимости (стандарт-кост) и на базе переменных затрат (директ-костинг).

1. Стандарт-кост как система учета нормативных затрат. Выявление и учет отклонений от нормативов расходов.

2. Особенности учета затрат в системе «директ-кост». Достоинства и недостатки систем учета затрат.

3. Методы учета затрат.

Лекция 12

Тема: Учет расходов предприятия по местам затрат и центрам ответственности

1. Понятие места и центра затрат. Классификация мест и центров затрат.

2. Виды центров ответственности.

3. Методы группировки издержек по местам формирования и центрам ответственности. Распределение затрат по местам и центрам ответственности.

Лекция 13

Тема: Использование данных управленческого учета для оценки эффективности производственной деятельности компаний.

1. Особенности учетной информации для планирования и управления деятельностью компании.

2. Основные концепции снижения себестоимости продукции.

Лекция 1

Лекция 2

Рисунок 5 Назначение управленческого учета

Таким образом, управленческий учет обеспечивает информацией оперативное, стратегическое, технологическое, инновационное и структурное управление и позволяет решать проблемы, связанные как с внутренним, так и с внешним управлением, то есть управленческий учет является важнейшим звеном управления. В единой системе бухгалтерского учета финансовый и управленческий учет выполняют собственные специфические функции, вытекающие из классического кругооборота хозяйственных средств и функций бухгалтерского учета по его обслуживанию, ибо бухгалтерский учет – это управление экономикой в рыночном обществе. Для поднятия роли и значимости бухгалтерского учета в управлении производственной, сбытовой, финансово-хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования необходимы теоретические разработки по развитию методологии и методик управленческого и финансового учета, а также подготовка и переподготовка специалистов экономического профиля.




Лекция 3

Рис.1.1. Продажа товаров в кредит

В некоторых источниках говорится, что для показателей реализации следует указывать дату доставки товаров. Однако в действующих на практике системах бухгалтерского учёта хозяйственная операция не включается в показатели продаж, пока по этой операции не будет выставлен счёт-фактура. Это происходит из-за расхождения во времени между датой доставки товаров и датой выставления счёта-фактуры, а для записи в счёт продаж используется информация, содержащаяся в счёте-фактуре. Таким образом, без счёта-фактуры бухгалтерские счета не заполняются. В Великобритании удобным ориентиром для определения фактической даты, когда хозяйственная операцию можно считать продажей (реализацией) в целях расчёта прибылей или убытков за отчётный период, является дата уплаты налога на добавленную стоимость.

Таким образом, можно считать, что определённая хозяйственная операция будет включена в показатели продаж после доставки соответствующих товаров и выставления счёта-фактуры, т.е. до фактической оплаты. Даже если наличные не были получены, хозяйственная операция будет включена в показатель продаж (реализации) в целях определения дохода, т.е. расчёта прибыли или убытка.

Рассмотрим пример, в котором показано действие концепции реализации.

Пример 1.1. Расчёт продаж (реализации) в целях финансового учёта

Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний. - student2.ru Имелась следующая информация о продажах на 11 июня 19Х7г.:

  f000
Продажа за наличные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Наличные, поступившие от заказчиков, которые получили товары в кредит и счета-фактуры в апреле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  
Доставленные заказчиком товары, по которым еще не выставлены счета-фактуры. . . .
Счета-фактуры, выставленные заказчиками за товары, доставленные в мае
Показатель продаж, т.е. сумма, которая будет включена в счет продаж (реализации) на 11 июня 19Х7г.    
  f000
Продажа за наличные. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Продажи в кредит (с выставлением счетов-фактур). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
 
Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний. - student2.ru  

Сумма 17000 фунтов стерлингов была включена в показатель продаж в апреле, т.е. когда были выставлены соответствующие счета-фактуры, а сумма в 21000 фунтов стерлингов за доставленные заказчикам товары, по которым не выставлены счета-фактуры, будет включена в показатели продаж после выставления соответствующих счетов-фактур. Однако следует отметить, что некоторые предприятия выставляют свои счета-фактуры вместе с поставляемыми товарами.

Концепция реализации означает, что при продаже в кредит прибыль отражается до поступления денег на счёт. В случае безнадёжного долга, когда его приходится списывать, в статье дебиторов делается поправка для отчётного периода, в котором он списывается. Это означает, что предприятие могло уплатить налог на прибыль от суммы продажи в одном отчётном периоде, а указанная сумма стала безнадёжным долгом в следующем отчётном периоде. В случае безнадёжного долга предоставляется освобождение от налога, однако имеется задержка по времени между уплатой налога на прибыль от продаж и освобождением от налога по безнадёжным долгам.

3) Концепция осторожности (предусмотрительности).

В основе концепции осторожности лежат правила, которые можно сформулировать с помощью следующих утверждений: "не предсказывать прибыли" и "предусматривать все возможные убытки". Применение этой концепции означает, что в финансовых отчётах нужно скорее недооценивать прибыль, нежели завышать её.

Использование концепции осторожности можно проиллюстрировать следующими примерами:

- не учитывать никакой прибыли в течение года по незаконченным долгосрочным контрактам, когда конечный результат является неопределённым;

- предусматривать резерв на безнадёжные долги. Показатель прибыли уменьшается на сумму этого резерва, и сумма по дебиторам снижается на сумму накопленного резерва на безнадёжные долги в балансовом отчёте.

4) Концепция материальности.

Отражение в бухгалтерском учёте многих хозяйственных операций зависит от того, насколько значительной является рассматриваемая сумма, а что считать значительной суммой, зависит от мнения лица, принимающего решение.

Рассмотрим, как можно применить концепцию материальности.

Карандаш может служить и больше 1 года , но поскольку его стоимость незначительна, она будет отнесена к издержкам при расчёте прибылей или убытков на тот период, когда карандаш был приобретён. Аналогичным образом компания (организация) может иметь запас канцелярских принадлежностей или рекламной литературы. Если стоимость этого запаса считается значительной, она будет перенесена на следующий отчётный период и отнесена к расходам при расчёте прибылей за этот период или за период, когда этот запас будет исчерпан. Если стоимость этого запаса признана незначительной, она будет отнесена к издержкам при расчёте прибылей или убытков за текущий период.

Однако следует помнить, что понятие "значительный" прежде всего зависит от масштаба данного предприятия. Суммы, которые считаются значительными в небольших и средних компаниях, могут рассматриваться как незначительные в больших компаниях.

Рассмотрим влияние концепции материальности на определение дохода и оценку активов на рис.1.2.

Хозяйственная операция рассматривается Счет продаж и прибылей и убытков (определение дохода) Балансовый отчет (оценка активов)
Как значительная Исключается или списывается некоторая часть каждый год Переносится на следующий отчетный период как остаток
Как незначительная Списывается, т.е. относится н затраты как один расход Исключается, т.е. она уже списана

Рис.1.2. Влияние концепции материальности на определение дохода и оценку активов.

Как видно из рис.1.2, концепция материальности используется для того, чтобы решить, какую операцию нужно применить к данной транзакции, т.е. списать или перенести на следующий период (пролонгировать). Списание означает отнесение данного расхода при расчёте прибылей или убытков на текущий период. Перенос означает, что нужно учесть весь расход или какую-то часть как неистекшие затраты и перенести его как остаток в балансовом отчёте на следующий отчётный период.

Если рассматриваемый элемент является основным средством, то можно описать этот процесс как капитализацию данных затрат. Но следует иметь в виду, что концепция материальности применяется также к доходу, т.е. при незначительном доходе, относящемся к следующему отчётному периоду, он может быть включён в доход текущего отчётного периода. Это зависит от лица, принимающего решение, т.е. конкретного бухгалтера.

5) Концепция сопоставляемости (накопления).

Эта концепция, связанная с описанной выше концепцией материальности, предусматривает отнесение к отчётному периоду только тех расходов, которые произошли в течение этого периода. Мы можем тем самым (в целях сопоставления) разбивать наши расходы на истекшие и неистекшие издержки. Истекшими издержками называются затраты, которые можно отнести к текущему отчётному периоду независимо от факта их оплаты. Неистекшими издержками называются затраты, которые были произведены независимо от факта их оплаты в текущем отчётном периоде, но которые не будут полностью использованы до следующего отчётного периода. Часть истекших издержек, которая ещё не оплачена, является срочными накоплениями, или накопленными непогашенными затратами.

Затраты, оплаченные в течение текущего периода, но связанные с последующими отчётными периодами, называются предоплатами (авансами), или расходами, произведенными авансом.

Таким образом, целью концепции сопоставления является включение в счёт продаж и прибылей и убытков за текущий отчётный период только тех затрат и доходов, которые были использованы или получены в течение этого периода.

6) Концепция стоимости.

Элементы финансовых отчётов обычно отражаются по их первоначальной стоимости, либо по первоначальной стоимости за вычетом амортизации (износа). Однако стандарты бухгалтерского учёта, которые дают рекомендации по финансовому учёту, в определённых случаях отходят от концепции стоимости, например, при переоценке основных средств, а также при оценке запасов сырья, незавершённого производства и готовых изделий.

7) Концепция функционирующего предприятия.

В соответствии с этой концепцией финансовые отчёты должны готовиться, основываясь на предположении, что данное предприятие будет продолжать работать в обозримом будущем и не будет ликвидировано. Предположение о ликвидации предприятия приводит к искажению стоимости предприятия и его средств. Это значит, что в случае ликвидации предприятия произойдёт оценка активов по их ликвидационной стоимости, т.е. что можно будет выручить при достаточно быстрой распродаже имущества данного предприятия.

8) Концепция самостоятельно хозяйствующего субъекта.

Концепция самостоятельно хозяйствующего субъекта определяет, что при формировании финансовых отчётов предприятия личные и частные операции владельца следует рассматривать отдельно от хозяйственных операций данного предприятия. Однако в случае отдельных предпринимателей или партнёров это не всегда возможно, поэтому любые личные затраты накапливаются на счёте заимствований. Если дело касается компаний, следует следить за тем, чтобы личные операции директоров, которые проводятся через бухгалтерские книги компании, не учитывались как затраты при расчёте прибылей или убытков. Если подобные затраты попадут в счёт, этот счёт уже не будет отражать "истинную и беспристрастную" точку зрения.

9) Концепция постоянства.

Если финансовые отчёты предполагается использовать каким-либо образом для сравнения, то показатели этих отчётов должны формироваться единообразно. Т.е. финансовая обработка хозяйственных операций должна проводиться одинаково для текущего отчётного периода, а также от одного отчётного периода к другому. Это способствует более достоверному сравнению показателей и обеспечивает более высокую степень объективности, т.е. специалисты, подготавливающие отчёты, не имеют права произвольно изменять порядок расчёта показателей.

10) Концепция раскрытия информации.

Изменения, которые оказывают существенное влияние на содержимое формируемых финансовых отчётов, должны быть опубликованы. Компании несут правовые обязательства по раскрытию определённой информации в своих публикуемых финансовых отчётах, как, например, учётной политики и важных изменений. Эта концепция может входить в противоречие с концепцией постоянства. Поэтому данное положение следует трактовать следующим образом: вы должны составлять ваши финансовые отчёты на постоянной основе (базе), но при внесении изменений в эту базу вы должны объявить об этих изменениях и объяснить их.

11) Концепция объективности / беспристрастности.

Лица, занятые подготовкой финансовых отчётов, должны стараться избегать предвзятости, личных пристрастий. Но это не всегда возможно, поскольку данная работа часто требует принятия субъективных решений.

Закон о компаниях 1985-89гг. требует, чтобы в публикуемых отчётах компаний давалось "истинное и беспристрастное отражение" прибылей или убытков, а также состояние, показанного в финансовом отчёте.

12) Концепция двойственности.

Концепция двойственности связана системой двойных записей, используемой для накопления на различных бухгалтерских отчётах информации, на основе которой подготавливаются итоговые финансовые отчёты. Имея время, эту систему не слишком трудно освоить. Например, если для оплаты каких-либо затрат используются наличные, сумма наличных снижается, а сумма этих затрат возрастает. Если товары продаются в кредит, накапливаемая сумма продаж возрастает, и вместе с ней возрастает счёт заказчика (дебитора). В обоих случаях показаны примеры двойственности. Каждая хозяйственная операция имеет двойственное отражение на счетах.

Золотое правило ведения двойных записей состоит в том, что каждой записи по дебету должна соответствовать запись по кредиту и наоборот.

13) Концепция проверяемости.

Подготавливаемые финансовые отчёты должны предусматривать возможность независимой проверки. Вследствие этого возникает необходимость аудиторской проверки. От компаний с ограниченной ответственностью и некоторых других учреждений требуется, чтобы они составляли финансовые отчёты с использованием аудита внешних фирм, в состав которых входят бухгалтеры соответствующей квалификации.

Приведенный перечень концепций финансового учёта варьируется от предприятия к предприятию, но его всегда можно использовать как полезное руководство.

Таким образом, концепции финансового учёта, стандарты финансового учёта и соответствующий Закон о компаниях представляют собой сущность (основы) финансового учёта.

Лекция 4

Отчетность зарубежных предприятий нацелена на максимальную полезность содержащейся в ней информации для принятия и обоснования управленческих решений, а также для осуществления эффективного контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и для проведения анализа результатов его работы за определенный отчетный период.

Большое значение в обеспечении достоверности учетной и отчетной информации имеет внутренний и внешний контроль (аудит). Как правило, на зарубежных предприятиях существуют специально разработанные системы внутреннего контроля, которые имеют своей целью предупреждать как случаи неумышленных ошибок, так и случаи злоупотреблений со стороны работников. Обычно эти системы затрагивают, помимо бухгалтерского персонала, также работников других подразделений, имеющих отношение к денежным средствам, товарно-материальным ценностям и иным видам имущества предприятия.

Основными элементами практически любой системы внутреннего контроля на зарубежном предприятии являются: четкое разграничение ответственности между отдельными работниками за ведение бухгалтерских записей и за непосредственное распоряжение денежными средствами и иными товарно-материальными ценностями; детальное внутрифирменное планирование и составление подробных смет расходов (бюджетов); соответствие квалификации работника занимаемой им должности; частое перемещение работников с одного участка на другой; применение единой системы нумерации всех документов, используемых в учетном процессе.

Как правило, система внутреннего контроля предприятия призвана обеспечить достоверность первичной, сгруппированной и отчетной учетной информации, аудит призван подтверждать достоверность ответной информации предприятия. В зарубежных странах широко применяется практика аудирования финансовых отчетов специальными независимыми сторонними высококвалифицированными специалистами или фирмами. Не будучи ответственным за непосредственную достоверность содержащейся в финансовой отчетности информации, независимый аудитор обязан, тем не менее, отразить в своем заключении степень достоверности отчетной информации данного предприятия.

Характерными особенностями и одновременно критериями той информации, которая подлежит отражению в бухгалтерском учете на зарубежном предприятии, являются следующие:

• завершенность хозяйственной операции;

• немедленное влияние свершившейся хозяйственной операции или события хозяйственной жизни ни изменение величины имущества предприятия, на размер его финансовых ресурсов и финансовых обязательств, а также на величину его собственного капитала;

• возможности стоимостной оценки и денежного измерения влияния последствий свершившейся хозяйственной операции или факта хозяйственной жизни на имущество, ресурсы, обязательства или капитал предприятия.

Информация, удовлетворяющая всем этим требованиям, должна в обязательном порядке находить отражение в бухгалтерском учете.

Примерами хозяйственных операций, в результате которых включается в работу учетно-аналитическая система любого зарубежного предприятия и начинается процесс последовательного формирования первичной, сгруппированной и отчетной информации, могут служить следующие: покупка товарно-материальных ценностей, продажа готовой продукции, поступление денежных средств на расчетный счет, начисление и выплата заработной платы, расчет величины причитающихся к уплате налогов и их перечисление в бюджет и т.п.

На предприятиях нередко случаются значительные события, которые, однако, не являются до определенного момента основанием для отражения связанных с ними последствий в информационной системе бухгалтерского учета. Это происходит в тех случаях, когда данные события не удовлетворяют всем отмеченным выше критериям, например, найденное инженерно-конструкторской службой предприятия удачное техническое решение, которое способно существенным образом улучшить качество выпускаемой продукции и снизить ее себестоимость, или внезапная смерть одного из собственников предприятия. Эти и им подобные факты являются важными событиями для данного предприятия, однако их влияние на имущество, на финансовые ресурсы и обязательства, на величину собственного капитала предприятия произойдет не сразу, а лишь по истечении определенного промежутка времени. Кроме того, до определенного момента не представляется возможным произвести объективную стоимостную оценку влияния их последствий на финансовое состояние данного предприятия. Следовательно, несмотря на всю значимость событий подобного рода, они не являются объектами учета и не находят в нем своего отражения.

Система финансового учета и бухгалтерских записей. Основные учетные регистры, используемые в финансовом учете. Предварительный баланс.

Система финансового учёта базируется на огромном числе исходных данных. Записи бухгалтерского учёта могут формироваться из следующих компонентов:

- счета-фактуры, кредитовые авизо и отчёты;

- книги внесения платежей, банковские отчёты (балансы) и т.д.;

- контракты;

- платёжные ведомости;

- документы по учету запасов и т.д.

Систему финансового учёта можно изобразить в виде следующей схемы (рис.4):

 
  Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний. - student2.ru

Рис.4 Схема системы финансового учёта.

В системе записей финансового учёта используются различные книги бухгалтерского учёта.

Кассовые книги.

Кассовая книга ¾ это книга первоначальных записей движения денежных средств. Это означает, что запись о какой-либо хозяйственной операции первоначально поступает в систему бухгалтерского учёта в виде данных, которые заносятся в кассовую книгу. Кассовая книга обычно используется как для записи сделок за наличные, так и для сделок через банк, а также для скидок за наличный расчёт, предоставленных заказчикам и полученных от поставщиков. Многие кассовые книги ведутся с анализом, что означает (в дополнение к записям денежных поступлений и затрат) заранее заданное разбиение доходов и расходов, т.е. анализ налога на добавленную стоимость, закупок сырья, расходов на автотранспорт, канцелярские принадлежности, телефон, свет, отопление и т.д.

Можно также вести малую кассовую книгу ¾ для записи различных небольших платежей, например, почтовых расходов, расходов на чистящие средства, проездных расходов и т.д.

Книги (журналы) учёта хозяйственных операций.

Книги (журналы) текущего учёта хозяйственных операций являются книгами первоначальных записей и обычно ведутся для записи кредитных хозяйственных операций.

Например:

· книга текущих (ежедневных) продаж, в которой записываются продажи в кредит;

· книга текущих (ежедневных) покупок, в которую записываются покупки в кредит, например, сырьё;

· книга текущих возвратов проданных товаров;

· книга текущих возвратов покупок.

Бухгалтерские учётные регистры.

К учётным регистрам относятся многочисленные и различные финансовые отчёты, которые используются для хранения и накопления информации финансового учёта. Существуют следующие типы учётных регистров:

· Главная бухгалтерская книга ¾ в ней ведутся счета, используемые для подготовки счёта продаж и прибылей и убытков, а также балансового отчёта, например, акционерный капитал, здания, оборудование, приспособления, покупки, продажи, расходы на транспорт и т.д.;

· Учётный регистр продаж – в котором для каждого заказчика в кредит (дебитора) ведутся отдельные записи с указанием суммы долга данному предприятию;

· Учётный регистр покупок – в нём ведутся записи сумм, которые предприятие должно каждому из поставщиков (кредиторам).

Указанные регистры можно разбить в свою очередь ещё на ряд регистров.

Журналы.

В Великобритании можно использовать журналы для записи исправлений (корректировки ошибок). Однако многие предприятия не ведут таких журналов.

Система ведения двойных записей.

Двойственный эффект любой хозяйственной операции реализуется с помощью системы бухгалтерского учёта по методу двойных записей. Каждый отдельный счёт используется для накопления и хранения бухгалтерской информации, необходимой для составления итоговых финансовых отчётов. В Великобритании система двойных записей действует следующим образом: левая сторона финансового отчёта используется как дебет, а правая как кредит. В системе двойных записей, применяемой в США, дебет выводится справа, а кредит слева.

Предварительный баланс.

В конце отчётного периода по каждому счёту выводится сальдо, на основании которых составляется предварительный баланс. Обе стороны баланса должны быть равны между собой. Предварительный баланс – это сумма сальдо по всем счетам. В силу концепции двойственности (принципа двойной записи ) каждой записи по дебету соответствует запись по кредиту и наоборот. Тем самым, предварительный баланс является арифметической проверкой того, что все хозяйственные операции отражены по принципу двойной записи. Однако это не позволяет выявлять такие ошибки, как, например, перенос сумм на неверный счёт. Но как запомнить, какие элементы включаются в предварительный баланс? Для этого достаточно запомнить код АОДКЗ, который соответствует первым буквам пяти главных статей предварительного баланса (рис. 5).

Предварительный баланс по состоянию на 31 декабря 20ХХ года
АОДКЗ   Дебет Ł 000 Кредит Ł 000
Активы, т.е. машины, оборудование, дебиторы и т.д. Обязательства, т.е. кредиторы, займы Доходы, т.е. продажи (реализация), плата за аренду Капитал и резервы, т.е. акционерный капитал, нераспределенная прибыль (сальдо счета прибылей и убытков) Затраты, т.е. покупки, заработная плата и т.д. 1200 (А)     300 (З)     100 (О) 400 (Д) 1000 (К)  
 

Рис.5 Предварительный баланс и его составляющие (АОДКЗ)

После заполнения предварительного баланса необходимо внести некоторые корректировки для согласования с определёнными концепциями финансового учёта, например:

· предоплаты (авансы);

· накопления (доходов и затрат);

· закрытие запасов;

· амортизация;

· предполагаемые дивиденды;

· переводы средств в резервы и т.д.

Итоговые отчёты.

Затем подготавливаются итоговые отчёты. Информация, необходимая для счёта продаж и прибылей и убытков, переводится на этот счёт со счетов учётных регистров. Все остальные сальдо счетов учётных регистров заносятся в балансовый отчёт и переносятся как открытые сальдо на следующий отчётный период.

Контрольные счета.

Контрольный счёт составляется с целью арифметической проверки точности сальдо, содержащихся в каком-либо учётном регистре. Они формируются по простому принципу, который показан на рис.6.

               
 
Сальдо (баланс) в данном учетном регистре на начало периода
 
Суммы, увеличивающие сальдо
 
Суммы, уменьшающие сальдо
 
Сальдо в данном учетном регистре на конец этого года

+ — =

Рис.6. Последовательность составления контрольного счёта

1.3 Классификация бухгалтерских счетов.

Как правило, для эффективного управления предприятием редко требуется учетная информация, касающаяся только какой-то одной, отдельно взятой обособленной хозяйственной операции. Для принятия правильных управленческих решений гораздо более полезной бывает обобщенная и систематизированная определенным образом информация о группах однородных хозяйственных операций; а также об отдельных объектах учета.

Для обеспечения системного учета разнообразных хозяйственных операций применяются специальные бухгалтерские счета. На них записываются все изменения (увеличения и уменьшения), которые происходят с активами, финансовыми обязательствами и капиталом собственника под влиянием хозяйственных операций. По сложившейся многовековой традиции каждый бухгалтерский счет условно имеет форму буквы «Т», как показано ниже.

Левая часть каждого бухгалтерского счета носит название «дебет», а правая — «кредит». Эти стороны служат для отражениясумм, на которые увеличивается или уменьшается объект учета в результате той или иной хозяйственной операции.

Как было отмечено ранее, один из вариантов основного бухгалтерского уравнения выглядит следующим образом:

Активы = Финансовые обязательства + (Капитал собственника +(Доходы — Расходы))

Это уравнение может быть преобразовано следующим образом:

Активы + Расходы == Финансовые обязательства + Капитал собственника + Доходы

Проводя аналогию с Т-образной формой бухгалтерского счета, следует сказать, что увеличение активов и расходов традиционно отражается с левой стороны Т-счета (по дебету), так как эти объекты учета располагаются в левой части преобразованного основного бухгалтерского, уравнения. Соответственно уменьшение объектов учета, относящихся к активам и расходам предприятия, записывается с правой стороны Т-счета.

Отражение хозяйственных операций, вызывающих увеличение стоимости финансовых обязательств, доходов и капитала собственника, наоборот, производится в правой части бухгалтерского счета (по кредиту), а уменьшение — в левой (по дебету). В обобщенном виде это правило можно представить следующим образом:

По дебету отражается По кредиту отражается
Увеличение Уменьшение Увеличение Уменьшение
– счетов активов – счетов финансовых обязательств – счетов финансовых обязательств – счетов активов
– счетов расходов (затрат) – счетов капитала собственника; – счетов доходов – счетов капитала собственника; счетов доходов – счетов расходов (затрат)

Если рассматривать совокупность хозяйственных операций, имевших место в течение определенного промежутка времени, то для каждого бухгалтерского счета, задействованного в отражении этих операций, существует еще одно простое и очевидное правило: сумма, отражающая увеличение стоимости соответствующего объекта учета, может быть больше или равна сумме уменьшения его стоимости. Таким образам, нормальным является наличие положительных дебетовых остатков для счетов активов и расходов (затрат) и наличие положительных кредитовых остатков для счетов финансовых обязательств, доходов и капитала собственника.

В практике зарубежного учета наиболее распространенными подходами к классификации бухгалтерских счетов являются следующие:

1. Классификация счетов в разрезе элементов, составляющих основное бухгалтерское уравнение.

2. Разделение счетов на группу реальных, группу номинальных и группу смешанных счетов.

3. Классификация счетов на основе форм финансовой отчетности. Рассмотрим далее более подробно каждую из названных классификационных групп.

Классификация бухгалтерских счетов представлена на рисунке 7.

 
  Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний. - student2.ru

Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний. - student2.ru

 
  Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний. - student2.ru

Рисунок 7 Классификация бухгалтерских счетов

Лекция 5

Пример 1. Себестоимость продаж (реализовано продукции)

Тема: Основные формы финансовой отчетности зарубежных компаний. - student2.ru Сокращенно:

Инвестиции

Раздел инвестиций показывает, как компания исполь

Наши рекомендации