Амортизация основных средств в бухгалтерском учете

(материал для решения задач)

Способов начисления амортизации в бухгалтерском учете четыре (п. 18 ПБУ 6/01):

- линейный;

- способ уменьшаемого остатка;

- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Амортизация по объектам основных средств начисляется одним из способов, указанных в п. 18 ПБУ 6/01, и в соответствии с учетной политикой организации.

ЛИНЕЙНЫЙ СПОСОБ

Годовая сумма амортизации исчисляется исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, которую рассчитывают на основании срока полезного использования (п. 19 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний):

Агод = ПС * №а,

где ПС - первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств;

№а - норма амортизации, рассчитанная исходя из срока полезного использования объекта основных средств.

СПОСОБ УМЕНЬШАЕМОГО ОСТАТКА

Годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости на начало года и нормы амортизации, а также коэффициента ускорения, который согласно п. 19 ПБУ 6/01 не может быть больше 3. Величина коэффициента ускорения должна быть отражена в учетной политике:

Агод = ОС * №а * Куск,

где ОС - остаточная стоимость объекта основных средств;

Куск - коэффициент ускорения;

№а - норма амортизации, рассчитанная исходя из срока полезного использования объекта основных средств.

СПОСОБ СПИСАНИЯ СТОИМОСТИ ПО СУММЕ ЧИСЕЛ ЛЕТ СРОКА ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Годовая сумма амортизации определяется исходя из произведения первоначальной (восстановительной) стоимости и числа лет до конца срока полезного использования, деленного на сумму чисел лет срока полезного использования:

Амортизация основных средств в бухгалтерском учете - student2.ru

где ЧЛспи - число лет срока полезного использования;

СЧЛспи - сумма чисел лет срока полезного использования.

СПОСОБ СПИСАНИЯ СТОИМОСТИ

ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ОБЪЕМУ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ)

Сумма амортизации определяется ежемесячно как произведение фактического выпуска готовой продукции в этом месяце и константы, равной отношению первоначальной стоимости и планируемого объема выпуска готовой продукции за весь срок полезного использования:

Амортизация основных средств в бухгалтерском учете - student2.ru

где ОВф - фактический объем выпуска готовой продукции в отчетном месяце;

ОВп - планируемый объем выпуска готовой продукции на весь период использования объекта основных средств.

Задание 1.Ответьте на вопросы.

1. Определите основное законодательство по учету основных средств.

2. Определите способы начисления амортизации основных средств.

Задание 2. На основании законодательства подтвердите или опровергните следующие утверждения:

№ п/п Утверждение Параметр верности
1. Имущество может быть квалифицировано как основное средство, если: - актив «предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату»; - срок его службы больше одного года; - организация не собирается это имущество перепродавать; - актив может приносить доход.  
2. Единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект. Им признается: - объект со всеми приспособлениями и принадлежностями; - отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; - обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Это могут быть один или несколько предметов одного или разного назначения, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление и смонтированы на одном фундаменте, то есть каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.  
3. Приобрести имущество организация может несколькими способами, например, купить; получить в виде вклада в уставный капитал либо в качестве подарка; изготовить объект основных средств своими силами.  
4. Основные средства учитываются на счетах бухгалтерского учета по своей восстановительной стоимости.  
5. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.  
6. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев переоценки.  
7. В соответствии с Планом счетов, все затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа, отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств».  
8. Аналитический учет ведется по каждому приобретенному объекту основных средств.  
9. По дебету счета 08 отражаются фактические затраты организации, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств.  
10. Сформированная первоначальная стоимость основных средств списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности».  
11. Счет 08 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении активов, находящихся на балансе организации.  
12. При учете объектов недвижимости следует помнить, что они подлежат обязательной государственной регистрации. Это не относится к транспортным средствам.  


Задание 3. Решение задач.

Задача 1. Аудиторами[5] проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015 год недавно образованной организации. При проверке обнаружена следующая ситуация. В декабре 2014 года проверяемая организация закупала компьютеры, мебель и прочее имущество. Закупки осуществлялись в декабре 2014 г., а договор аренды офиса заключен с января 2015 г. И бухгалтер, руководствуясь тем, что при отсутствии офиса использовать приобретенное имущество невозможно, держит его на счете 08 до января и только в январе 2015 г. переводит со счета 08 на счет 01. Правильно ли поступил бухгалтер? Как данная ситуация могла отразиться на достоверности отчетности?

Решение

Бухгалтер поступил неправильно. Это ошибка.

Если приобретенные в декабре 2014 г. компьютеры в принципе пригодны к эксплуатации, то бухгалтер обязан в декабре же принять их к учету на счете 01. Приобретенные объекты переводятся со счета 08 на счет 01 не по факту ввода в эксплуатацию, а по факту готовности к использованию в тех целях, для которых они приобретены.

Основание: Пункт 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Если величина приобретаемого основного средства является существенной, то эта операция может сказаться на достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данная операция уменьшила величину основных средств в разделе внеоборотных активов бухгалтерского баланса, уменьшила величину затрат (через амортизацию) и увеличила размер прибыли, полученной организацией в 2014 году (в отчете о финансовых результатах).

Задача 2. ООО «Стикс» приобрело оборудование, требующее монтажа. Специализированная организация в том же месяце его смонтировала, установила, после чего оборудование было введено в эксплуатацию. Стоимость объекта составила 500 000 руб., в том числе НДС*. Оплата услуг специализированной организации - 42 000 руб., в том числе НДС.

Бухгалтер ООО «Стикс» сделал следующие проводки

№ п/п Бухгалтерская запись Сумма/ ее расчет Описание операции
Дебет 07 «Оборудование к установке» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   423 728,81 руб. (500 000 руб. - 76 271,19 руб.) принято к учету оборудование, требующее монтажа; (отгрузочные документы продавца, акт о приеме (поступлении ОС)
Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   76 271,19 руб. учтен НДС по приобретенному оборудованию; (счет-фактура)
Дебет 68, «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»   76 271,19 руб. предъявлен НДС к вычету из бюджета; (счет-фактура)
Дебет 08-3 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет «Строительство объектов основных средств», Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»   423 728,81 руб. передано оборудование в монтаж; (акт о приемке-передаче оборудования в монтаж)
Дебет 08-3 Кредит 07 «Оборудование к установке»     35 593,22 руб. (42 000 руб. - 6406,78 руб.) учтена стоимость услуг специализированной организации; (акт приемки услуг)
Дебет 19 Кредит 60   6406,78 руб. Учтен НДС со стоимости услуг специализированной организации (счет-фактура)
Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС», Кредит 19   6406,78 руб. НДС предъявлен к вычету из бюджета; (счет-фактура)
Дебет 01 Кредит 08-3   459 322,03 руб. (423 728,81 руб. + 35 593,22 руб.) смонтированный объект принят к учету в качестве основного средства. (Акт о приеме-передаче объекта основных средств)

С позиции аудитора-консультанта оцените правильность описанной выше операции.

______________________________________________

Примечание к задаче.

* По налогу на добавленную стоимость установлены две расчетные ставки, которые соответствуют ставкам 10 и 18%. Расчетные ставки определяются как процентное отношение основной налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (10 или 18%) (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, расчетные ставки определяются по следующим формулам:

1) 18 / (100 + 18) = 0,1525;

2) 10 / (100 + 10) = 0,0909

По задаче: 18 / (100 + 18) * 500000 = 76271,19.

Задача 3. Организация приобрела основное средство стоимостью 250 000 руб. Срок полезного использования объекта - пять лет. Определите годовую норму и сумму амортизационных отчислений.

Задача 4. Организация приобрела объект основного средства, стоимость которого составила 100 000 руб. Амортизация ОС рассчитывается способом уменьшаемого остатка. Срок его полезного использования - пять лет. Коэффициент ускорения не устанавливался. Определите годовую норму и сумму амортизационных отчислений.

Задача 5. Организация приобрела объект основного средства, стоимость которого составила 200 000 руб. Срок его полезного использования - пять лет. Определите годовую норму и сумму амортизационных отчислений способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Задача 6. Компания «Грузовичок», занимающаяся автоперевозками, приобрела грузовой автомобиль. Стоимость его составила 500 000 руб. Предполагаемый пробег - до 500 000 км. В отчетном периоде пробег автомобиля составил 5300 км. Определите сумму амортизационных отчислений за отчетный период.

Задача 7. В организации «Гамма» приобретен объект основных средств стоимостью 120000 рублей со сроком полезного использования 5 лет. По данным бухгалтерии организации «Гамма» амортизация по основным средствам начисляется по рассматриваемому объекту линейным способом, годовая норма амортизации составляет 2000 рублей. Проверьте определение годовой суммы амортизации у организации «Гамма».

Задача 8. Решите задачу №7 изменив метод начисления амортизации в бухгалтерском учете с линейного на способ уменьшаемого остатка. При этом пусть коэффициент ускорения будет равен 2.

Задача 9. Решите задачу №6 изменив метод начисления амортизации в бухгалтерском учете с линейного на способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Задание 4.На основании решения задач 7-9 заполните таблицу. Что вы замечаете?

Амортизационный период (год) Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
Сумма амортизации, руб. Остаточная стоимость на конец периода, руб. Сумма амортизации, руб. Остаточная стоимость на конец периода, руб. Сумма амортизации, руб. Остаточная стоимость на конец периода, руб.
-   -   -  
           
           
           
           
           
Итого   -   -   -

Задание 5. Решите задачу.

Задача 10. Оператор связи подключает абонентов, устанавливая комплект оборудования: волоконно-оптические линии связи, коммутационно-распределительное устройство стоечного типа, ящик, коммутатор, источник бесперебойного питания. Все вместе с монтажом стоит в пределах 40 тыс. руб.

Как отражать в учете данную операцию? Если учесть весь комплект в материальных затратах, то возникает запутанная ситуация. Оборудование есть, причем работать оно будет не один год, а в бухгалтерском учете (на балансе) его нет, что вводит в заблуждение пользователей отчетности в части имеющихся у оператора активов. Как аудитор, подскажите выход из ситуации.

Задание 6. Ответьте на вопросы по предложенной ситуации.

Ситуация: На территории месторождения все объекты принадлежат материнской компании, при этом владельцем лицензии на геологическое изучение и добычу полезных ископаемых по данному месторождению является дочерняя компания.

Вопрос 1: в каком порядке следует отразить в учете оценочное обязательство по формированию резерва на рекультивацию нарушенных земель, если компания является недропользователем, но все объекты на территории месторождения принадлежат другой организации?

Вопрос 2: необходимо ли формировать оценочное обязательство в отношении законсервированных скважин?

Аудит финансовых вложений

Законодательство:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

5. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

6. Федеральный закон от 11.03.1997 № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

7. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

8. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

9. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

10. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

11. Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02».

12. Приказ Минфина РФ от 24.11.2003 № 105н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03».

13. Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)»).

14. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

15. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

16. Приказ ФСФР РФ от 09.11.2010 № 10-65/пз-н «Об утверждении Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации».

Цель аудита финансовых вложений – составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о финансовых вложениях, отраженной в финансовой отчетности аудируемого лица, установление соответствия применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Задачи

1. Оценить систему внутреннего контроля аудируемого лица.

2. Проверить обоснованность отнесения активов к финансовым вложениям.

3. Получить доказательства для установления существования указанных в отчетности финансовых вложений.

4. Проверить наличие прав аудируемого лица на объекты финансовых вложений.

5. Провести аудит правильности оценки финансовых вложений (первоначальной стоимости, текущей рыночной оценки, стоимости при выбытии финансовых вложений).

6. Проверить полноту отражения операций по финансовым вложениям в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Выразить мнение о достоверности информации о финансовых вложениях в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Задание 1.Подготовьтесь к ответам на вопросы:

1. Назовите основные документы, регламентирующие учет финансовых вложений.

2. Что относится к финансовым вложениям для целей бухгалтерского учета?

3. Является ли перечень финансовых вложений, перечисленный в ПБУ 19/02, исчерпывающим?

4. Что не относится к финансовым вложениям для целей бухгалтерского учета?

5. Какие условия должны быть выполнены для принятия активов к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений?

6. Какие классификации финансовых вложений возможны и необходимы для целей бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности?

7. Что признается единицей бухгалтерского учета финансовых вложений?

8. Назовите варианты поступления финансовых вложений в организацию.

9. Какие варианты выбытия финансовых вложений вам известны?

10. Каким образом определяется стоимость при выбытии финансового вложения, по которому не определяется текущая рыночная стоимость?

11. Какая информация по финансовым вложениям подлежит отражению в бухгалтерской отчетности?

12. Как часто следует проводить корректировку стоимости финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость?

13. Чем характеризуется устойчивое снижение стоимости финансовых вложений?

14. Какие процедуры должны быть проделаны организацией перед созданием резерва под обесценение финансовых вложений?

Задание 2.Решите задачу письменно.

Организация в 2008 г. осуществила вклад в уставный капитал ООО «Марс» в сумме 480 000 руб. Доля организации в уставном капитале ООО «Марс» составляет 60%. По данным бухгалтерской отчетности ООО «Марс» величина его чистых активов составляла: по состоянию на 30.09.2008 - 800 000 руб., на 30.09.2009 - 600 000 руб., на 30.09.2010 - 500 000 руб. В течение 3-х лет не было поступлений доходов в виде части чистой прибыли ООО «Марс», о чем свидетельствуют приведенные данные бухгалтерского учета (таблица).

Данные о состоянии вклада в уставный капитал ООО «Марс»

Наименование финансовых вложений Учетная стоимость на 31.12.2010, руб. Стоимость доли в чистых активах, руб. Получение части чистой прибыли, руб. Расчетная стоимость на 31.12.2010, руб.
на 30.09.2008 на 30.09.2009 на 30.09.2010 в 2008 г. в 2009 г. в 2010 г.
Вклад в уставный капитал ООО «Марс» 480 000 480 000 360 000 300 000 Нет Нет Нет 300 000

С точки зрения аудитора определите необходимость создания резерва под обесценение финансовых вложений. Если такая необходимость есть, то его сумму; также определите, какие должны были бы быть сделаны бухгалтерские проводки.

2. В декабре отчетного года ЗАО «Актив» оплатило 100 акций ОАО «Строй-инв». Стоимость акций - 100 000 руб. Расходы на оплату консультационных услуг, связанных с их покупкой, составили 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). С целью оказания консультационных услуг определите бухгалтерские проводки по указанным операциям.

3. Одним из учредителей ОАО «Инвест» является ЗАО «Актив». В отчетном году «Актив» по согласованию с другими учредителями передал «Инвесту» акции ОАО «Газстрой» в качестве вклада в уставный капитал. Стоимость акций, согласованная учредителями и подтвержденная независимым оценщиком, составила 1 000 000 руб. С целью оказания консультационных услуг составьте бухгалтерские проводки и определите на основании данных задачи, какую сумму и в какой строке следует указать ОАО «Инвест» в бухгалтерской отчетности.

4. В декабре отчетного года (2013) ЗАО «Актив» получило безвозмездно акции ОАО «Газ». Акции котируются на бирже, и их рыночная цена составила 1 600 000 руб. С целью оказания консультационных услуг составьте бухгалтерские проводки и определите, на основании данных задачи, какую сумму и в какой строке следует указать ЗАО «Актив» в бухгалтерской отчетности.

5. АО «Актив» 1 октября отчетного года приобрело 200 акций по цене 100 руб. за штуку, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг. Учетной политикой «Актива» установлено, что переоценку акций производят ежеквартально. По данным организатора торговли, на 31 декабря отчетного года рыночная стоимость акций возросла до 150 руб. за штуку. С целью оказания консультационных услуг составьте бухгалтерские проводки и определите, на основании данных задачи, какую сумму и в какой строке следует указать АО «Актив» в бухгалтерской отчетности.

6. В январе отчетного года ООО «Пассив» предоставило ЗАО «Актив» заем на сумму 500 000 руб. сроком на два года. За пользование займом «Актив» должен уплачивать проценты из расчета 20% годовых. Проценты уплачиваются ежегодно. С целью оказания консультационных услуг составьте бухгалтерские проводки и определите, на основании данных задачи, какую сумму и в какой строке должно указать ООО «Пассив» в бухгалтерской отчетности.

Список литературы для семинаров.

1. Приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н (ред. от 27.04.2012) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02»

2. Аудит (продвинутый курс): учеб. наглядное пособие / А. В. Посохина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2012. 139с.

3. Полякова И.А., Пакшина Т.П. Вопросы проведения обзорной проверки финансовых вложений // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 30. С. 42 - 47.

Аудит сырья и материалов

Наши рекомендации