Учет затрат на модернизацию основных средств.

  1. Виды и характеристика ремонтов

Для поддержки основных средств в рабочем состоянии и обеспечения их функционирования в установленный нормативный срок, т.е. до полного начисления износа, предприятия производят ремонт, а при необходимости и модернизацию основных средств.

Наиболее прогрессивной является система планово-предупредительного ремонта, которая включает в себя совокупность организационных и технических мероприятий по надзору и уходу за всеми видами оборудования и его ремонту, проводимому по заранее разработанному плану. Эта система обеспечивает регулярный уход за оборудованием, удлиняет срок службы основных средств, уменьшает внеплановые и аварийные ремонты, простои.

Задачами учета ремонта основных средств являются:

  1. документальное оформление ремонтных работ;
  2. определение объема и фактической себестоимости ремонта, контроль за использованием средств ремонтного фонда (резерва) по назначению;
  3. выявление отклонений фактических затрат на ремонтные работы от предусмотренных сметой с установлением их причин и виновников (при выполнении ремонта хозяйственным способом);
  4. своевременные расчеты с подрядными организациями за выполненные ремонтные работы.

В зависимости от сложности, объема ремонтных работ, характера и периодичности их проведения различают текущий, средний и капитальный ремонт.

Текущий ремонт производят с целью устранения незначительных повреждений, небольших по объему и, как правило, хозяйственным способом (окраска, регулирование механизмов, замены некоторых деталей).

При капитальном ремонта заменяется значительное количество деталей и узлов объекта, происходит его обновление и восстановление. Капитальный ремонт производится не чаще одного раза в год и выполняться он может хозяйственным и подрядным способом, т.е. силами сторонней специализированной на ремонте организации.

Средний ремонт по сложности и характеру близок к капитальному, но в отличие от последнего проводится с периодичностью менее года.

До начала ремонта по каждому объекту рассчитывается нормативная плановая смета затрат по ремонту.

При хозяйственном способе в затраты на ремонт входят израсходованные на его ремонт материалы, запчасти, зарплата рабочим и др. При этом стоимость ремонта уменьшается на сумму полученных при разборке и ремонте объекта деталей и материалов пригодных для дальнейшего использования.

При подрядном способе ведения ремонта стоимость его определяется в соответствии с договором и сметой к нему между предприятием и специализированной организацией, ведущей ремонт.

Расходы на все виды ремонтных работ включаются в себестоимость продукции.

По окончании ремонта, реконструкции и модернизации составляется «Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов» ф. №ОС-3.

Акт, подписанный работником цеха (отдела), уполномоченным на приемку основных средств, и представителем цеха (предприятия), производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию предприятия. Акт подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств должны вноситься необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с ремонтом, реконструкцией и модернизацией.

  1. Учет затрат на ремонт основных средств.

Затраты на ремонт основных средств занимают значительный удельный вес в себестоимости выпускаемой продукции. Отсюда большое значение имеет правильная организация учета и контроля за затратами, связанными с ремонтом основных средств.

Для точного учета ремонтных работ предварительно устанавливаются шифры заказов. Каждый шифр характеризует группу основных средств и подразделение предприятия. На каждый ремонт выписывается заказ-наряд в разрезе отдельных объектов.

Порядок учета фактических затрат по ремонту основных средств зависит от его объема, равномерности проведения на протяжении года и способа выполнения.

При хозяйственном способе ремонтные работы выполняются силами своих рабочих, либо специализированных ремонтных служб предприятия.

Все затраты первоначально учитываются на активном балансовом счете 23 «Вспомогательные производства». Расходы по ремонту основных средств отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

К-т 10 «Материалы»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

К-т 25 «Общепроизводственные затраты»

К-т 26 «Общехозяйственные затраты» и др.

В конце месяца расходы по ремонту, собранные на Д-те сч. 23 «Вспомогательные производства» списываются по направлениям затрат:

Д-т 25 «Общепроизводственные затраты»

Д-т 26 «Общехозяйственные затраты»

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

При проведении ремонта основных средств силами основных цехов счетом 23 не пользуются, а все расходы по ремонту отражают на Д-те счетов 20, 25, 26, 29, 44.

Если расходы на ремонт основных средств в течение года неравномерны, а в отдельные периоды даже значительны, затраты на его проведение предварительно учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов». При этом составляются следующие проводки:

Д-т 97 «Расходы будущих периодов»

К-т 10 «Материалы»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

К-т 25 «Общепроизводственные затраты»

К-т 26 «Общехозяйственные затраты»

В дальнейшем собранные расходы, связанные с ремонтом основных средств, со счета 97 списываются равными долями на счета производственных затрат в зависимости от места эксплуатации и назначения основных средств сроком не более 5 лет.

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные затраты»

Д-т 26 «Общехозяйственные затраты»

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К-т 97 «Расходы будущих периодов»

В тех отраслях, где затраты на текущий или капитальный ремонт основных средств значительны и производятся на протяжении года неравномерно (металлургическая промышленность, лесозаготовки и др.) может создаваться ремонтный фонд (резерв).

Ремонтный фонд (резерв) создается по утвержденным предприятием на пятилетие нормативам отчислений от стоимости соответствующих видов основных средств за счет издержек производства (согласно Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) п.2.10.24.).

Для учета ремонтного фонда (резерва) используется пассивный счет 96 «Резервы предстоящих платежей». По К-ту – резервирование сумм отчислений на ремонт, по Д-ту фактические платежи и расходы на ремонт, на которые был ранее образован резерв.

Отчисления в ремонтный фонд отражаются в учете, исходя из 1/12 части сметной стоимости, следующими проводками:

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные затраты»

Д-т 26 «Общехозяйственные затраты»

Д-т 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»

К-т 96 «Резервы предстоящих платежей»

В дальнейшем все затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного ремонтного фонда и составляются следующие проводки.

Д-т 96 «Резервы предстоящих платежей»

К-т 10 «Материалы»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Превышение фактических затрат по ремонту над величиной созданного ремонтного фонда относится на:

Д-т 97 «Расходы будущих периодов»

К-т 10 «Материалы»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Затем эта разница списывается со счета 97 «Расходы будущих периодов» за счет издержек производства в течение срока, утвержденного руководителем или указанного в учетной политике предприятия проводками

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные затраты»

Д-т 26 «Общехозяйственные затраты»

К-т 97 «Расходы будущих периодов»

Если достигнута экономия по ремонту основных средств, то она списывается за счет уменьшения издержек производства в зависимости от направления затрат на конец года сторнировочными записями

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные затраты»

Д-т 26 «Общехозяйственные затраты»

Д-т 29 «Обслуживающие производства»

К-т 96 «Резервы предстоящих платежей»

При подрядном способе ремонта предприятие заключает с подрядчиком договор, в котором указываются наименование объекта, объем, сроки выполнения работ, сметная (договорная) стоимость, порядок расчета и др.условия. На сумму счета, предъявленного подрядчиком за ремонт, составляют проводки

  1. На сумму услуг по ремонту без НДС

Д-т 20 «Основное производство»

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

Д-т 25 «Общепроизводственные затраты»

Д-т 26 «Общехозяйственные затраты»

Д-т 29 «Обслуживающие производства»

Д-т 97 «Расходы будущих периодов»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

  1. На сумму НДС, причитающуюся к уплате поставщику

Д-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

  1. На сумму погашения задолженности поставщикам (с НДС)

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета»

  1. На сумму НДС, включаемую в зачет уплаты, по мере подписания акта выполненных услуг и получения счета-фактуры по НДС

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»

В некоторых случаях подрядчику могут перечисляться авансы или оплачиваться промежуточные счета за выполненные работы по частичной готовности объекта. При этом составляется следующая проводка

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетные счета»

Затраты на ремонт арендованных (сданных в аренду) основных средств, производимые за счет средств арендодателя, учитываются в общем порядке, установленном для отражения затрат на ремонт, и списываются в Д-т 91.4 «Прочие расходы». У арендатора затраты на ремонт основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Аналитический учет расходов на ремонт основных средств ведется в разрезе отдельных объектов.

  1. Учет затрат на модернизацию основных средств.

Под модернизацией оборудования понимается улучшение его конструкции и проводится с целью повышения производительности труда, улучшения экономических характеристик оборудования и условий труда.

Различают малую модернизацию и модернизацию комплекса средств труда (технологических линий).

При малой модернизации совершенствуются наиболее важные для производства рабочие органы оборудования. Проводится она в процессе капремонта отдельных видов машин и оборудования за счет производственных затрат или ремонтного фонда (резерва). Такие затраты не увеличивают первоначальную стоимость основных средств и учитываются аналогично, как при ремонте основных средств.

Модернизация комплекса средств труда (технологических линий) увеличивает первоначальную стоимость объекта, поэтому производится за счет собственных источников предприятия. Затраты, связанные с проведением такой модернизации, учитываются

Д-т 08 «Вложения в долгосрочные активы»

К-т 10 «Материалы»

К-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и т.д.

По мере завершения модернизации вносятся изменения в технические паспорта, инвентарные карточки и др.документы и составляется проводка

Д-т 01 «Основные средства»

К-т 08 «Вложения в долгосрочные активы»

В аналитическом учете фактические затраты на модернизацию отражаются в разрезе отдельных объектов.

Может проводиться также реконструкция предприятия, которая связана с комплексом мер по его коренному переустройству (расширение и строительство новых цехов и участков, замена устаревшего оборудования, внедрение новых технологических процессов и т.д.). Проводится реконструкция за счет вложений, учитываемых по Д-ту сч. 08 «Вложения в долгосрочные активы»

Приемка законченных работ по достройке, модернизации, дооборудованию, реконструкции, частичной ликвидации, проведению технического диагностирования с соответствующим освидетельствованием оформляется актом приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. ОС-2). Данный акт является основанием для внесения соответствующих корректировочных записей в инвентарную карточку данного объекта.

ПРИМЕРЫ:

РЕМОНТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Подрядным способом:

Д 20,23,25, 26, 44 К 60 - 10 000 000 руб.

Хозяйственным способом

Д 20, 23, 25, 26, 44 К 10, 70, 68, 69 - 10 000 000 руб.

Создан ремонтный фонд на сумму по утвержденной смете

Д 20, 23, 25, 26 К 96 - 10 000 000 руб.

По мере фактических затрат:

-списаны материалы – Д 20 К 10 3 000 000 руб.

-начислена заработная плата - Д 20 К 70 1 000 000 руб.

-начислено 34% фонду социальной защиты - Д 20 К 69 340 000руб.

-услуги сторонних организаций Д 20 К 76 2 000 000 руб.

-в конце года сторно Д 20 К 96 3 660 000 руб.

Наши рекомендации