Инвентаризация готовой продукции

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию готовой продукции, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Проведение инвентаризации обязательно:

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация заключается в осмотре, взвешивании, подсчете, обмере готовой продукции в натуре и записей данных в инвентаризационные описи.

Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия. В период проведения инвентаризации, складские операции не проводятся. Перед проведением инвентаризации материально-ответственные лица обязаны сдать в бухгалтерию все документы по движению готовой продукции и дать расписку, в том, что все документы сданы.

Закончив проведение инвентаризации, инвентаризационная опись подписывается членами комиссии и материально-ответственным лицом и сдается в бухгалтерию, где производят сличение данных фактического наличия готовой продукции с данными бухгалтерского учета.

При выявлении расхождений составляется сличительная ведомость. С материально – ответственных лиц в обязательном порядке берутся объяснения о причинах возникновения недостач и излишков.

После утверждения результатов инвентаризации руководителем организации, выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием готовой продукции и данными бухгалтерского учета отражаются в следующем порядке:

а) излишки готовой продукции приходуются по рыночным ценам с отнесением на финансовые результаты:

Дт43 Кт 91

б) суммы недостач и порчи готовой продукции списываются по их фактической себестоимости (нормативной производственной себестоимости):

Дт 94 Кт 43

Недостача готовой продукции и их порча в пределах норм естественной убыли списывается:

Дт25,26 Кт 94

сверх норм - за счет виновных лиц:

Дт73.2 Кт 94

Нормы естественной убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи готовой продукции и их порчи списываются на финансовые результаты:

Дт91 Кт 94

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

Учет движения товаров и их оценка
Торговля – это вид деятельности в сфере обращения, в рамках которой осуществляются процессы по приобретению, транспортировке, частичной подготовке и расфасовке, хранению и реализации товаров. В зависимости от форм организации и выполняемых функций торговля бывает: 1) оптовая; 2) розничная. Оптовая торговля – торговля партиями товара между предприятиями. Розничная торговля – торговля товарами для населения. В основе деятельности любого торгового предприятия лежит процесс приобретения товаров для их последующей продажи. Основными документами, на основании которых поступают товары от поставщиков, являются счета-фактуры и товарно-транс­портные накладные. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом. При поставке товаров от иногородних поставщиков транспортные организации выписывают железнодорожную накладную или коносамент (при поставке водным транспортом). В зависимости от особенностей товаров к товарно-транс­портной накладной или к счету-фактуре могут быть приложены документы, подтверждающие количество товаров или их качество (качественное удостоверение, сертификаты, различные справки о результатах лабораторных анализов). Закупка товаров у населения оформляется закупочным актом. Приемка товаров оформляется при соответствии принимаемых ценностей сопроводительным документом и обязательно подписью материально ответственного лица на этих документах. При наличии только одной подписи документ недействителен. При установлении расхождений по количеству и качеству между товарами фактически поступившими и данными, указанными в сопроводительных документах, а также при приеме товаров без сопроводительных документов составляют соответствующий акт. Его подписывают представитель принимающей торговой организации и представитель поставщика (отправитель и перевозчик). Перед составлением акта создается специальная комиссия. Акт сос­тавляется в 2 экземплярах. О составлении акта производится запись в товарно-транспортной накладной. Этот акт является основным документом при предъявлении претензий к поставщику. В случае поставки товаров, качество которых не соответствует требованиям, предусмотренным договором, покупатель вправе по выбору: 1) потребовать от поставщика устранения недостатков товаров, назначив для этого соразмерный срок; 2) отказаться от оплаты товара в той пропорции, в какой стоимость, которую фактически поставленный товар имел на момент поставки, соотносится со стоимостью, которую на тот же момент имел товар надлежащего качества; 3) устранить недостатки товара за счет поставщика, предварительно уведомив его об этом. Поставщик, извещенный об осуществлении покупателем каких-либо из указанных выше прав, может без промедления заменить поставленный товар доброкачественным. Под оценкой товара понимается выбор учетной цены, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. Товары в организациях торговли отражаются по розничной (продажной) цене или по покупной стоимости. Покупная цена – цена, по которой приобретается товар. Розничная цена – цена, по которой продается товар населению (поштучно, мелкими партиями). В соответствии с планом счетов по бухгалтерскому учету и инструкцией по его применению наличие и движение товаров в торговых предприятиях учитываются на сч.41 “Товары”. На этом же счете учитывают тару. Тара – это однократно или многократно используемые упаковки, ящики, коробки, контейнеры для перемещения товара. К счету 41открываются следующие субсчета: 1 – товары на складах; 2 – товары в розничной торговле; 3 – тара под товаром. На субсчете 1 учитываются наличие и движение товарных запасов, находящихся на оптовых базах и складах. Этот субсчет применяют оптовые предприятия. На субсчете 2 учитываются наличие и движение товаров, находящихся на предприятии розничной торговли (в магазинах, ларьках, киосках и др.). На субсчете 3 учитываются наличие и движение тары. Товары, принятые на ответственное хранение, учитывают на забалансовом счете 002 “Товары, принятые на ответственное хранение”. Товары, принятые на комиссию, учитывают на забалансовом счете 004 “Товары, принятые на комиссию”. Аналитический учет товаров ведется по каждой торговой единице (магазину), а внутри – по материально ответственным лицам. Учет товаров по материально ответственным лицам ведется по наименованиям товаров. Организовать аналитический учет товаров по наименованиям возможно только тогда, когда их поступление оформляется документами, в которых обязательно указано наименование, цена, количество товара. Такая возможность всегда существует на предприятиях оптовой торговли и не всегда в розничной торговле. Реализация товара населению осуществляется за наличный расчет с выдачей кассовых чеков, которые содержат только стоимость реализованных товаров. В них отсутствует информация о конкретно проданных товарах. На таких предприятиях (предприятиях розничной торговли) аналитический учет ведется по материально ответственным лицам. Материально ответственные ли­ца могут вести учет в оборотных ведомостях (книгах) или карточках складского учета на основании приходных и расходных документов по движению товаров. При малом количестве товаров материально ответственное лицо может ограничиться составлением товарных отчетов. В соответствии с инструкцией по плану счетов в торговых предприятиях товары учитываются на счете 41 по покупным или продажным ценам. При учете товаров по продажной цене разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам на предприятиях розничной торговли отражается на счете 42 “Торговая наценка”. На счете 42 учитываются также скидки, предоставленные поставщиками торгующим организациям на возможные потери товаров. Размер торговых наценок определяется продавцом товара самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка. Торговая наценка (накидка) – это добавленная стоимость к покупной стоимости (цене) товара, предназначенная для возмещения торговых расходов, получения прибыли и уплаты налогов. Торговая скидка – часть розничной цены товара, предназначенная для возмещения торговых расходов. Кредитуется счет 42 при оприходовании товаров на суммы то­рговых наценок, а дебетуется – на суммы торговых наценок по товарам, реализованным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи и т.д. Оприходование прибывших на склад товаров отражается: - при учете товаров по продажным ценам Дебет 41»Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 42 «Торговая наценка» - при учете товаров по покупным ценам Дебет 41»Товары» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» При продаже товаров их стоимость списывается: - при учете товаров по продажным ценам Дебет 90 «Продажи» Кредит 41 «Товары» и сумму наценки, относящейся к проданным товарам Дебет 90 «Продажи» Кредит 42 «Торговая наценка» (красным сторно) - при учете товаров по покупным ценам Дебет 90 «Продажи» Кредит 41 «Товары» Следует отметить, что транспортные и другие расходы, на предприятиях торговли в покупную стоимость товара не включаются. Они возмещаются за счет издержек обращения и относятся в дебет счета 44 “Издержки обращения” в корреспонденции со счетом 60 и др. В конце месяца расходы. учтенные на счете 44 списываются в полном объеме:   Дебет 90 «Продажи» Кредит 44 «Издержки обращения» Исключение составляют транспортные расходы. Они распределяются между реализованными товарами и товарами в остатке на конец месяца.
 


Наши рекомендации