Учет готовой продукции и ее реализации

УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Определение, состав готовой продукции и ее оценка

Готовая продукция — это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре, и оформленные приемо-сдаточной документацией.

Если у организации нет склада готовой продукции, то продукция включается в состав гото­вой продукции по моменту ее отгрузки. Продукция, подлежащая сдаче заказчикам на месте изготовления и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и в состав готовой продукции не включается.

Готовая продукция, в зависимости от принятой учетной политики, оценивается и отражается в бухгалтерском учете и балансе организации по фактической себестоимости. В аналитическом учете эту продукцию можно отражать как по фактической себестоимости, так и по учетным ценам.

Оценка готовой продукции по фактической производственной себестоимости включает все затраты на ее изготовление. Этот способ оценки готовой продукции на практике используется сравнительно редко, в основном на мелких предприятиях и предприятиях индивидуального производства с ограниченной номенклатурой продукции.

Для большинства видов продукции такой способ оценки слишком трудоемок, поскольку фактическую себестоимость готовой продукции можно определить только по окончании отчет­ного месяца. В течение же месяца постоянно происходит движение продукции — выпуск, отгрузка и реализация. В этих условиях в текущем учете может применяться условная оценка продукции — учетная цена.

В качестве учетной цены можно использовать отпускные цены, свободные рыночные цены, плановую себестоимость и т.п. При учете готовой продукции по учетным ценам необходимо вести учет отклонений фактической себестоимости этих изделий от их стоимости по учетным ценам.

При списании отгруженной и реализованной продукции сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам определяется по среднему проценту отклонений, сложившемуся по готовой продукции в отчетном месяце.

Учет готовой продукции предприятиями отраслей материального производства ведется на активном счете 43 «Готовая продукция». Передача готовой продукции на склад оформляется внутренними накладными, приемными актами и другими первичными документами, на основании которых в бухгалтерии составляется ведомость выпуска готовой продукции.

На счете 43 «Готовая продукция» учитывается только та продукция, которая изготовляется самим предприятием. Готовые изделия, приобретенные для комплектации выпускаемой продукции и не включаемые в себестоимость продукции, учитываются на счете 41 «Товары» и подлежат возмещению отдельно.

Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то се можно не приходовать по счету 43 «Готовая продукция», а учитывать на счетах производственных запасов в зависимости от назначения.

Оприходование готовой продукции оформляется в учете следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 20 «Основное производство»

Учет отгруженной продукции

Под отгруженной, или отпущенной, продукцией, выполненными работами и оказанными ус­лугами понимают продукцию, отпущенную покупателю, или услуги, оказанные заказчику, но не оплаченные.

Учет отгруженной (отпущенной), но не оплаченной продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные» по фактической себестоимости. Этот счет активный, его сальдо показывает фактическую себестоимость продукции, материалов, тары, отгруженных, но не оплаченных на начало месяца.

По дебету этого счета отражаются также транспортные расходы, возмещаемые покупателем сверх стоимости продукции. По кредиту списывается фактическая себестоимость реализованной продукции и сумма транспортных расходов, оплаченных покупателем.

Аналитический учет движения отгруженной продукции ведется в ведомости отгрузки, от­пуска и реализации продукции по каждому покупателю по учетным ценам и ценам реализации. В конце месяца составляется расчет по определению фактической себестоимости отгруженной продукции (табл. 1).

Таблица1

Расчет фактической себестоимости отгруженной продукции



Показатель По учетным ценам, тыс. р. По фактической себестоимости, тыс. р. Отклонение, тыс. р.
Остаток готовой продукции на начало месяца + 10 000
Поступило из производства 716 000 + 6000
ИТОГО: 800 000 816 000 16 000
Отношение отклонений фактической себестоимости от себестоимости по ценам (16 000/800 000 х 100)     2%
Отгружено товаров 720 000 734 400
Отгружено готовой продукции на конец месяца : 81 600

Отклонения по отгруженной продукции определяются умножением отгруженной за месяц продукции по учетным ценам на исчисленный процент (720 000 -2%= 14400000р.). Затем прибавлением к сумме отгруженной продукции по учетным ценам суммы отклонения определяем фактическую себестоимость товаров отгруженных (720 000 + 14 400 = 734 400).

По данному примеру будут составлены следующие бухгалтерские записи:

Д-т сч. 43 «Готовая продукция»

К-т сч. 20 «Основное производство» — 716 000 000 р.;

Д-т сч, 45 «Товары отгруженные»

К-т сч. 43 «Готовая продукция» — 734 400 000 р.

Учет коммерческих расходов

Коммерческие расходы представляют собой затраты по отгрузке и продаже продукции и поэтому учитываются в составе ее полной себестоимости. К ним относятся:

стоимость тары, приобретаемой на стороне, для затаривания готовой продукции на складах;

стоимость материалов, использованных на упаковку изделий на складах готовой продукции (шпагат, упаковочная бумага, древесина, картон, коробки и т.д.);

расходы по доставке продукции на станцию отправления, обусловленные договором, по погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства, кроме тех случаев, когда эти расходы возмещаются покупателями сверх стоимости продукции;

комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям в соответствии с договорами;

— расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации;

— затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати, по телевидению, буклеты, проспекты, каталоги, участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных бесплатно, и др.;

— прочие расходы по сбыту, связанные с проведением анализа качества готовой продукции, маркетинговой деятельностью, и другие аналогичные расходы.

Не относятся к коммерческим расходам стоимость тары и затраты на упаковку изделий, если она осуществляется в цехах, изготовляющих продукцию, и является составной частью процесса производства.

Учет коммерческих расходов ведется на счете 44 «Расходы на реализацию», субсчет «Коммерческие расходы» по статьям затрат. Этот счет активный. По дебету счета собираются все вышеперечисленные затраты с кредита разных счетов (10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

По кредиту этого счета ежемесячно производится списание коммерческих расходов в доле, относящейся к реализованной продукции, следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость реализации»

К-т сч. 44/1 «Коммерческие расходы».

Для этого коммерческие расходы в конце месяца распределяются пропорционально фактической себестоимости отгруженной продукции.

Например, фактическая себестоимость отгруженной продукции — 160 000 000р., в том числе остаток не оплаченной на конец месяца продукции — 30 000 000р.

Сумма коммерческих расходов за этот период составила 8 000 000р. (дебет счета 44/1). Необходимо определить сумму коммерческих расходов, которую следует списать на счет 90 «Реализация».

Рассчитаем процент коммерческих расходов в фактической себестоимости отгруженной продукции:

8 000 000-100

-------------------------- = 5 %.

160 000 000

Сумма коммерческих расходов, подлежащая списанию в отчетном периоде, равна 6 500 000 р. (130000000-5: 100).

На эту сумму будет составлена следующая запись: Д-т сч. 90/2 и К-т сч. 44/1.

Сальдо по счету 44/1 на конец месяца составит 1 500 000 р. (30 000 000 • 5 : 100).

При составлении отчетных калькуляций определяется полная фактическая себестоимость выпущенной продукции, для чего коммерческие расходы распределяются по отдельным видам продукции прямым путем или пропорционально весу, объему, производственной себестоимости или другим показателям.

Учет реализации продукции

Реализация продукции осуществляется на основе договоров, заключаемых между продавцом и покупателем в письменной форме, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов и др.

Отгрузка продукции с предприятия в счет заключенных договоров производится на основа­нии накладной.

Продукция считается реализованной, если она отгружена покупателю независимо от оплаты или если отгружена и оплачена покупателем. Данное условие определяется в учетной политике предприятия.

Для учета реализации продукции как по первому, так и по второму методу в бухгалтерском учете используется счет 90 «Реализация». Этот счет является активно-пассивным. По дебету это-

го счета учитывается себестоимость реализованной продукции, расходы на реализацию и все на­логи, рассчитываемые от выручки, полученной за реализованную продукцию, а по кредиту — только выручка от реализации продукции.

Счет 90 «Реализация» закрывается счетом 99 «Прибыли и убытки».

Если предприятие получило прибыль от реализации, т.е. кредитовый оборот на счете 90 пре­вышает дебетовый оборот, то счет 90 закрывается следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 90 «Реализация»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» — на сумму разницы между дебетовым и кредитовым оборотом.

В случае, если дебетовый оборот на счете 90 выше, чем кредитовый оборот, то имеет место убыток от реализации, и счет 90 будет закрыт следующей бухгалтерской записью:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90 «Реализация»

Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций по реализации продукции по первому варианту, когда реализованной считается продукция, отгруженная покупателю независимо от оплаты.

На сумму, причитающуюся с покупателя за отгруженную продукцию, будет составлена следующая бухгалтерская запись:

Д-т сч, 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 90/1 «Выручка от реализации».

На фактическую производственную себестоимость отгруженной продукции:

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость реализации»

К-т сч. 43 «Готовая продукция».

На сумму коммерческих расходов, относящихся к реализованной продукции:

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость реализации»

К-т сч. 44/1 «Коммерческие расходы».

Все организации от суммы реализованной продукции исчисляют налог на добавленную стоимость по установленной ставке.

На сумму налога на добавленную стоимость, рассчитанного от выручки за реализованную продукцию:

Д-т сч, 90/3 «Налог на добавленную стоимость»

К-т сч. 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг».

Сумма налога на добавленную стоимость, отраженная по кредиту счета 68/2, уменьшается на сумму налога на добавленную стоимость, учтенную на счете 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». При этом составляется следующая запись:

Д-тсч. 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг»

К-т сч. 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам».

От выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуг, производятся отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог в дорожные фонды.

Расчет производится в размере 3 %, за вычетом НДС.

Все предприятия производят отчисления в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и целевые сборы в размере 1,15 % от выручки, за вычетом НДС и отчислений в республиканский фонд про­изводителей сельскохозяйственной продукции. На сумму вышеперечисленных отчислений сос­тавляется следующая бухгалтерская запись:

Д-т сч. 90/5 «Прочие налоги и сборы из выручки»

К-т сч. 68/2 «Налоги, уплачиваемые из выручки».

На сумму полученной прибыли:

Д-т сч. 90/9 «Прибыль от реализации»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки».

В случае получения убытка от реализации продукции:

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 90/9 «Убыток от реализации».

При поступлении оплаты за продукцию дебетуются счета денежных средств (51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета и др.) и кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Если учетной политикой предприятия предусмотрено считать моментом реализации оплаченную продукцию, то для учета отгруженной, но не оплаченной покупателем продукции используется счет 45 «Товары отгруженные».

При применении второго варианта учета, когда реализованной считается продукция, оплаченная покупателем, в учете составляются следующие записи:

На фактическую сумму отгруженной продукции:

Д-т сч. 45 «Товары отгруженные»

К-т сч. 43 «Готовая продукция»,

На поступившую выручку на счета денежных средств:

Д-т сч. 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета» и др.

К-т сч. 90/1 «Выручка от реализации».

Одновременно производится списание отгруженных товаров пропорционально поступившей выручке по:

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость реализации»

К-т сч. 45 «Товары отгруженные».

Все последующие записи по исчислению налогов и списанию результатов от реализации составляются аналогично первому варианту.

Учет расходов на реализацию

Для учета и обобщения расходов на реализацию продукции, товаров, работ, услуг Планом счетов предусмотрен счет 44 «Расходы на реализацию», который подразделяется на субсчета:

44/1 «Коммерческие расходы»;

44/2 «Издержки обращения»

Расходы, связанные с реализацией продукции, товара, работ и услуг называются коммерческими (внепроизводственными). Расходы, связанные с реализацией продукции не включаются в производственную себестоимость продукции и выделяются в отдельную группу расходов.

Коммерческие расходы вместе с производственной себестоимостью продукции образуют полную себестоимость готовой продукции.

В состав коммерческих расходов промышленных организаций входят следующие расходы:

- по организации сбыта (маркетинговые операции)

- на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат, услуги своих вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковки и др.);

- по доставке продукции на станцию отправления, погрузка в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные расходы за счет поставщика;

- по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов на сельскохозяйственных предприятиях;

- рекламные расходы;

- по анализу продукции и др.

Не относятся к коммерческим расходам затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые покупателями. Эти расходы включаются в платежные документы отдельной строкой и взыскиваются с покупателя. Указанные расходы отражаются на счете 45 «Товары отгруженные».

Для отражения коммерческих расходов предназначен собирательно-распределительный субсчет 44\1 «Коммерческие расходы». По дебету данного субсчета в течение месяца накапливаются расходы, а в конце месяца списываются на реализованную продукцию - в дебет счета 90 «Реализация». В конце месяца остаток по суб­счету 44\1 «Коммерческие расходы» закрывается. Синтетический учет коммерческих расходов будет рассмотрен в таблице 3.

Аналитический учет коммерческих расходов ведется в ведомости 15 (машинограмме) в разрезе установленной номенклатуры (при полной журнально-ордерной форме учета).

Распределение коммерческих расходов в разрезе изделий про­изводится в .зависимости от особенностей производства и видов продукции.

Например, в отдельных отраслях промышленности общую сумму коммерческих расходов распределяют между изделиями пропорционально плановой или фактической производственной себестоимости реализованной товарной продукции или же ее объему по отпускным (оптовым) ценам. Таким образом, коммерческие расходы выступают в качестве прямых и косвенных.

УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Наши рекомендации