Понятие и виды хозяйственного учета
Введение
Дисциплина «Теория бухгалтерского учета» является частью Государственной программы подготовки студентов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Студенты таких специальностей, как 080105 «Финансы и кредит», 080300 «Коммерция», 080115 «Таможенное дело», 080107 «Налоги и налогообложение», 080503 «Антикризисное управление» приобретают соответствующие знания, изучая дисциплину с общим названием «Бухгалтерский учет». Приобретение практических навыков обработки финансовой информации в системе бухгалтерского учета с последующим ее представлением в отчетности является одной из важнейших задач для современного экономиста. В процессе изучения данной дисциплины студенты должны направить свое внимание на:
· освоение основных теоретических положений и принципов учета;
· изучение методологической основы бухгалтерского учета;
· определение состава и классификации объектов бухгалтерского учета;
· регистрации учетно-экономической информации в первичных документах, на счетах бухгалтерского учета и в других учетных регистрах;
· балансовое обобщение учетно-экономической информации для представления внешним и внутренним пользователям бухгалтерской финансовой отчетности.
Практикум содержит основной материал для практического освоения данной дисциплины и закрепления полученных знаний. Учебный материал расположен от простого к сложному, предполагая как контрольные вопросы и тесты по теории бухгалтерского учета, так и практические задания по конкретным хозяйственным ситуациям. Данный подход позволит студентам постепенно овладеть основами первичного учета, изучить состав и классификацию объектов бухгалтерского учета, содержание и структуру бухгалтерского баланса, систему счетов и двойную запись, особенности учета хозяйственных фактов и процессов.
Начиная с оформления первичных учетных документов как информационных носителей данных о хозяйственных фактах и переходя к классификации хозяйственных средств и далее – к бухгалтерскому балансу, студенты овладевают основами диграфической модели бухгалтерского учета.
Знание Плана бухгалтерских счетов позволит студентам правильно отражать хозяйственные факты в системе бухгалтерского учета и успешно решать конкретные учетные задачи.
Контрольная работа и тесты позволят проверить полученные знания и подготовить студентов к выполнению курсовой работы по специальности.
Понятие и виды хозяйственного учета
Вопросы для собеседования:
1.Дайте определение хозяйственному учету. Каковы причины возникновения и развития хозяйственного учета в историческом аспекте?
2.Назовите виды хозяйственного учета. Что собой представляет оперативный (оперативно-технический) учет? Приведите примеры.
3.Что собой представляет статистический учет? Назовите предмет и метод статистики.
4.Дайте характеристику следующим видам хозяйственного учета: социальный, экологический, страховой учет.
1.5.Назовите и охарактеризуйте учетные измерители.
1.6.Дайте определение бухгалтерскому учету. Что означает «взаимосвязанная регистрация хозяйственных фактов»? Что значит «документальный учет всех хозяйственных операций»?
1.7.Объяснить, что означают характеристики «сплошной и непрерывный» бухгалтерский учет?
1.8.В чем заключаются задачи бухгалтерского учета?
1.9.Составьте сравнительную таблицу видов хозяйственного учета по образцу (табл. 1.1).
1.10.Каковы связи между различными видами хозяйственного учета?
1.11.Каковы роль и место хозяйственного учета в системе управления?
Таблица 1.1
Традиционные виды хозяйственного учета
Виды Признак | Оперативный учет (оперативно-технический) | Статистический учет | Бухгалтерский учет |
Назначение | |||
Степень регламентации | |||
Объем информации | |||
Орган регулирования | |||
Отчетность | |||
Пользователи учетной информации |
Сравнительная характеристика финансового и управленческого
Бухгалтерского учета
Отличительный признак | Управленческий учет | Финансовый учет |
1. Пользователи информации | ||
2. Степень регламентации | ||
3.Временная направленность | ||
4. Точность информации | ||
5. Назначение | ||
6. Учетные объекты | ||
7. Отчетность |
Общая схема учетного процесса приведена в прил. 1.
Примеры заполнения отдельных строк приходного кассового ордера
(ф. № КО-1) при получении денежных средств в кассу организации
Вид операции | «Основание» | «Принято от» | «Приложение» |
Получение денег с расчетного счета | получено с расчетного счета с целью выплаты заработной платы (приобретения материалов, оплаты услуг сторонних организаций и т.д.) | <Наименование банка> через <Фамилия Имя Отчество кассира организации> Например, КБ «Промстройбанк» через Кудрину Марию Ивановну | Корешок чека №____ от_____ (дата) |
Поступление средств от покупателей и заказчиков | оплата продукции (работ, услуг) по накладной №____ от____ (или по счету №____ от____) (дата) | <Наименование банка> через <Фамилия Имя Отчество кассира организации> Например, от ОАО «Интерсвет» через Быкову Лидию Петровну | Счет-фактура №____ от____ (дата) |
Прием средств от населения за различные услуги вне зоны действия главной кассы (парикмахерские, фотографии, точки розничной торговли) | выручка от оказания услуг | <Наименование структурного подразделения> через <Фамилия Имя Отчество сотрудника организации> | Бланки строгой отчетности о приеме денег (при работе без ККМ) или итоговый контрольный чек №____ от____ (дата) |
Возврат сумм от подотчетных лиц | возврат остатка неиспользованного аванса | Фамилия Имя Отчество подотчетного лица | Авансовый отчет №____ от____ |
Вклад учредителя в уставной капитал | вклад в уставной капитал | Фамилия Имя Отчество учредителя | Копия решения собрания учредителей №___от____ |
Погашение долга по займу, выданного сотруднику | погашение долга по займу | Фамилия Имя Отчество сотрудника организации | Договор займа; заявление сотрудника |
Получение займов по договорам с юридическими и физическими лицами | получение займа по договору №____ от____ | Фамилия Имя Отчество физического лица или наименование юр.лица | Договор займа |
Возмещение причиненного материального ущерба | возмещение причиненного материального ущерба в соответствии с приказом №____ от____ (согласно решению суда №__от____) | Фамилия Имя Отчество лица, причинившего ущерб | Копия приказа руководителя (если работник согласен);ссылка на решение суда |
Для заполнения расходных кассовых ордеров по выдаче наличных денег из кассы организации можно воспользоваться данными табл. 3.6.
Таблица 3.6
Примеры заполнения отдельных строк расходного кассового ордера (ф. № КО-2) при выдаче денежных средств из кассы организации
Вид операции | «Основание___» | «Выдать____» | «Приложение» |
Выдача материальной помощи, займа | выдача материальной помощи (займа) | Фамилия Имя Отчество сотрудника организации | Заявление с визой руководителя |
Возмещение перерасхода по авансовому отчету работнику в сумме произведенных им из личных средств расходов | возмещение перерасхода по авансовому отчету | Фамилия Имя Отчество сотрудника организации | Авансовый отчет с приложенными чеками и другими документами, копия приказа руководителя |
Выдача денег под отчет на хозяйственно-операционные расходы | выдача денег под отчет на хозяйственно-операционные расходы по приказу (заявлению) №____ от____ | Фамилия Имя Отчество сотрудника организации | Заявление с разрешающей надписью руководителя или приказ |
Выдача денег на расходы, связанные со служебными командировками | выдача денег на командировочные расходы по приказу №____ от____ | Фамилия Имя Отчество сотрудника организации, направляемого в командировку | Заявление с разрешающей надписью руководителя или приказ |
Выплата заработной платы конкретному лицу | Заработная плата за ____________ | Фамилия Имя Отчество лица, получающего зарплату | Реквизиты документа, удостоверяющего личность |
Выплата по платежной ведомости заработной платы, пособий по социальному страхованию, стипендий и т.п. | выдача заработной платы (пособий по социальному страхованию, стипендий) по ведомости №____ от____ | по ведомости №____ от____ | ведомость №____ от____ |
Документы, по которым получены (выданы) деньги (приходные и расходные кассовые ордера, платежные ведомости и т.д.), подшивают по порядку вместе с отрывным листом кассовой книги и составляют отчет кассира.
Задание 3.2.
Заполнить кассовые документы ООО «Реванш» по следующим хозяйственным ситуациям.
Данные для выполнения задания:
1. 12.01.10 г. кассиром Гришиной Н.Л. получено с расчетного счета по чеку № 816351 и сдано в кассу по приходному кассовому ордеру № 23 – 15 000 р. на командировочные и операционно-хозяйственные расходы.
2. 12.01.10 г. по расходному кассовому ордеру № 49 кассир Гришина Н.Л. выдала менеджеру Петрову Н.И. 3 800 р. на расходы по служебной командировке в г. Санкт-Петербург для заключения договора о поставке оборудования.
3. 12.01.10 по расходному кассовому ордеру № 50 кассир Гришина Н.Л. выдала под отчет Ефремовой И.И. 2 000 руб. на покупку канцтоваров.
Получение наличных денег с расчетного счета в банке осуществляется по чековой книжке. Каждая страница чековой книжки состоит из двух частей: отрывного чека и корешка, который остается в чековой книжке. Сумму операции и подписи ответственных лиц проставляют на лицевой стороне чека, а цели расхода - на оборотной. Чековые книжки выдаются обслуживающим банком.
Банковские документы
Денежные средства предприятия обязаны хранить в банке на расчетных, валютных и специальных счетах. Расчеты с банковских счетов осуществляются в безналичном порядке. Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:
¨ заявление на открытие счета установленной формы;
¨ свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
¨ учредительные документы;
¨ свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН);
¨ банковская карточка (с образцами подписей ответственных лиц и оттиском печати организации);
¨ документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа (выписку из решения общего собрания участников, приказ о назначении, трудовой договор) и др.
Форма подачи документов зависит от требований банка. Основная цель представляемых документов: идентификация клиента и установление его правоспособности. Порядок совершения и оформления операций на счетах в банке, как и кассовых операций, регулируется правилами Центробанка РФ.
Для оформления движения денег на расчетных счетах организаций используют следующие документы: объявления о взносе наличными, денежные чеки (чековые книжки), платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, аккредитив, выписки банка и др.
Объявление о взносе наличными оформляется при взносе в банк наличных денег непосредственно из кассы предприятия (рис. 3.5)
Чек денежный (чековая книжка) выдается представителю организации банком, в котором открыт расчетный счет и с которым заключен договор на расчетно-кассовое обслуживание, на основании поданного в банк заявления (рис.3.6).
Чек расчетный - это ценная бумага, содержащая распоряжение организации-чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В настоящее время в расчетах организаций не применяются.
Платежное поручение - это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. С помощью платежных поручений оформляются операции по перечислению налогов, сборов, кредитных и заемных средств, платежи за товары, работы, услуги.
Образец заполнения платежного поручения приведен на рис. 3.7.
Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке (например, по исполнительным документам).
┌───────────────┐ ├──────────────────────┤
Объявление N │ │ │ 0402001 │
на взнос наличными └───────────────┘ └──────────────────────┘
Дата _______________20__г.
┌────────────────────┐
От кого Для зачисл. │ │
на счет N │ │
───────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
Банк получателя │ │
───────────────────────────────────────────────────┤ │
Получатель │ Сумма цифрами │
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
────────────────┐ ┌──────┐ ┌─────────
Сумма прописью │ │ руб. │ │ коп.
────────────────┴────────────────────────────────────┴──────┴──┴─────────
Источник взноса
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Подпись вносителя Бухгалтер
Деньги принял кассир
─────────────────────────┬───────────┬───────────┬──────────────────────┐
Квитанция N │ │ │ 0402001 │
└───────────┘ └──────────────────────┘
Дата _______________20__г.
┌────────────────────┐
От кого Для зачисл. │ │
на счет N │ │
───────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
Банк получателя │ │
───────────────────────────────────────────────────┤ │
Получатель │ Сумма цифрами │
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
────────────────┐ ┌──────┐ ┌─────────
Сумма прописью │ │ руб. │ │ коп.
────────────────┴────────────────────────────────────┴──────┴──┴─────────
Источник взноса
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
М.П. Бухгалтер Деньги принял кассир
─────────────────────────┬───────────┬───────────┬──────────────────────┐
Ордер N │ │ │ 0402001 │
└───────────┘ └──────────────────────┘
Дата _______________20__г.
Дебет Сумма
┌─────────────────────────┬────────────────────┐
От кого │Счет N │ │
└─────────────────────────┤ │
Кредит │ Общая │
─────────────────────────┬─────────────────────────┤ │
│ ├─────────┬──────────┘
Банк получателя │ │ частные │ символы
─────────────────────────┤ ├─────────┼──────────┤
Получатель │ │ │ │
─────────────────────────┤ ├─────────┼──────────┤
│ ├─────────┼──────────┤
│счет N │ │ │
─────────────────────────┴─────────────────────────┴─────────┴──────────┘
Источник взноса
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
М.П.
Бухгалтер Кассир
Рис. 3.5. Образец документа на взнос наличных денег в банк
Рис. 3.6. Образец заполнения чековой книжки
Все операции, произведенные на расчетном счете, отражаются в выписке банка из расчетного счета, которая регулярно выдаётся владельцу счета и подтверждает сумму остатка по счету и суммы по операциям движения денег.
Все банковские документы заполняются без помарок и исправлений.
Списано со счета плат. | ||||
Поступ. в банк плат. |
ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 45 | 18.02.2010 | электронно | ||||||||
Дата Вид платежа | ||||||||||
Сумма прописью | Пять тысяч пятьсот пятьдесят рублей 00 копеек | |||||||||
ИНН 521352460 КПП 525247001 ЗАО «Рондо» Плательщик | Сумма | 5 550-00 | ||||||||
Сч. № | ||||||||||
ОАО КБ «Химик» г.Дзержинск Банк плательщик | БИК | |||||||||
Сч. № | ||||||||||
ООО КБ «Окский» г.Дзержинск Банк получателя | БИК | |||||||||
Сч. № | ||||||||||
ИНН5249015580 КПП5236982001 МП «Спецавтохозяйство» Получатель | Сч. № | |||||||||
Вид оп. | Срок плат. | |||||||||
Наз.пл. | Очер. плат. | |||||||||
Код | Рез. поле | |||||||||
Назначение платежа По договору № 12/26 от 28.09.2010г.; за вывоз ТБО за сентябрь 2010г., в т.ч. НДС -846 руб. 00 коп. | ||||||||||
М.П. | Подписи | Отметки банка | ||||||||
Рис. 3.7. Образец заполнения платежного поручения.
Задание 3.3.
Выписать платежные поручения по следующим хозяйственным операциям. Обратить внимание, что сумма в платежном поручении отражается, включая НДС.
Данные для выполнения задания:
1. ООО «ЛУЧ» (ИНН 526342501, КПП 526340001), р/сч № 40105810900000010153 в Астробанке г. Арзамаса (БИК 021708064) корсчет № 30101810100000000543. производит оплату в окончательный расчет по работам, выполненным по договору № 18 от 05.08.2010 г. (принятых по акту № 26 от 02.09.2010 г.). Стоимость работ составляет (с НДС – 18 %) 65 200 рублей. Электронный вариант расчетов. Дата операции – 10.09.2010 г. Работы выполнены ОАО «Строитель» (ИНН 52342501, КПП 52341001), который имеет р/сч. № 40105810900000010012 в КБ «Бизнес-банк» г. Нижний Новгород (БИК 042202704) корсчет № 30101810100000000957. Номер платежного поручения -142.
2. Перечислить с расчетного счета ЗАО «Парус» (ИНН 774521036; КПП 7745896001; р/сч. № 40586235900002500145)через банк КБ «Зенит» (БИК 042205201, корсчет № 30108459000650005140 налог на доходы с физических лиц (НДФЛ)
3. По объявлению на взнос (№ 125) кассир Гришина Н.Л. сдает в банк торговую выручку ООО «Реванш» в сумме 135 000 рублей. Дата совершения операции – текущая. Банк, в котором открыт расчетный счет ООО «Реванш» - КБ «Бизнес-банк» г. Нижний Новгород (БИК 042202704) корсчет № 30101810100000000957. Расчетный счет организации ООО «Реванш» № 40252680900000256502.
Расчетные документы
В российской мировой практике расчеты являются в основном документарными. Это означает, что все расчетные операции производятся на основе следующих документов:
· платежных (поручения, требования, реестры);
· финансовых (векселя, чеки);
· коммерческих (счета-фактуры, товарные накладные, акты выполненных работ, услуг и т.п.);
· транспортных (коносаменты, товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные, документы других видов транспорта и связи, в частности при перевозках автотранспортом – товарно-транспортная накладная (4 экз.), путевой лист со штампом автопредприятия (4 экз.); при перевозках железнодорожным транспортом транспортом – железнодорожная накладная, грузовая квитанция (1 экз.), воздушным транспортом – накладная отправителя, грузовая накладная;
· страховых (на страхование перевозимых грузов);
· таможенных и др.
Счет-фактура - документ, выдаваемый поставщиком (продавцом) покупателю (заказчику) для подтверждения суммы НДС по поставленным товарно-материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам. Образец заполнения счета-фактуры приведен в прил.4.
Накладная - учетный документ, выдаваемый поставщиком покупателю или его ответственному представителю при получении товарно-материальных ценностей. Образец заполнения накладной приведен на рис. 3.8. Обратите внимание, что в накладной цена товарно-материальных ценностей, в отличие от счета-фактуры, указывается с НДС; итоговая сумма записывается прописью, в том числе выделяется сумма НДС. Для регистрации счетов-фактур, для определения суммы НДС, подлежащей налоговому вычету (возмещению) ведутся Книга покупок и Книга продаж (прил. 5).
Задание 3.4.
Выписать счет-фактуру, накладную и доверенность по следующим хозяйственным операциям.
Данные для выполнения задания:
1. По договору № 56 от 02.02.2010 г. поставщик ЗАО «Карбохим» выставил счет-фактуру на сумму поставки продукции (с НДС – 18 %) - ООО «Стройка». При получении товара, ответственным представителем покупателя представлены: копия счета-фактуры № 52 от 10.02.2010 г. с акцептом (подпись, подтверждающая согласие на оплату) и доверенность на получение товарно-материальных ценностей. По доверенности получены следующие виды продукции:
1.Карбид кальция - 1,6 т (тон); цена (без НДС)—370 руб. за тонну.
2.Электроды, d = 4мм – 0,2 т (тонны); цена (без НДС) –1750 руб. за тонну.
Реквизиты поставщика: ОАО " Карбид-К" , 606015 г. Дзержинск, ул. Ленина, к.100,
тел.(8313) 52-55-ХХ; р/с № 40102910103510000216 в АКБ "Альфабанк" (БИК- 042524936, к/с № 30101810100000000432).
Реквизиты покупателя (плательщика): ЗАО "Рассвет", 603000 г. Нижний Новгород, пр. Ильича, д. 20, тел. (8312) 35-46-00; р/с № 40503810100000001050 в "НБД-Банке" (БИК- 042524412, к/с № 30101810100000000123).
2. Согласно договору № 48 от 30.03.2010 г. поставщик ОАО " Связь-информ" выставил счет на сумму поставки (включая НДС) - ОАО "Выксунский металлургический завод". Документы, представленные ответственным представителем покупателя при получении товара: копия счета-фактуры № 48 от 04.04.2010 г., копия платежного поручения, с отметкой банка и доверенность на получение товарно-материальных ценностей. По доверенности уполномоченный представитель покупателя получает следующие виды продукции:
1. Труба d = 108 мм - 5 т (тонн); цена (без НДС)—5050 руб. за тонну.
2. Швеллер 150 мм - 4,5 т (тонны); цена (без НДС) – 6800 руб. за тонну.
3.Прут стальной , d = 15мм – 20 т (тонн); цена (без НДС) –7750 руб. за тонну.
Реквизиты поставщика: ОАО "Выксунский металлургический завод" , 125601 г. Выкса, ул. Красносельская, зд.14, тел. (5467) 5-23-78; р/с № 40702910108970000326 в АКБ "Промстройбанк" (БИК- 0748673452 , к/с № 30101810100000000986)[2].
Реквизиты покупателя (плательщика): ОАО "Связь-информ", 603000 г. Нижний Новгород, пл. Горького, д. 11, тел. (8312) 37-99-12; р/с № 40503810100000008456 в «Автогазбанке» (БИК-0464875642 к/с № 30101810100000000535).
«11» ноября 2010 г.
НАКЛАДНАЯ № 20
От кого ____ООО «ТЭК» в г. Москва_______________________________________
Кому_______ООО «Эрнст» в г. Москва _________________________________
По документу___по доверенности № 15 от 30.10. 2009 г.______________________
№ Наименование Кол-во Цена (руб), Сумма (руб),
в т.ч. НДС в т.ч. НДС
1. Детали СТ-15 30 240 7 200
2. Детали СТ -18 10 360 3 600
Итого: 40 10 800
Итого (прописью): Десять тысяч восемьсот рублей 00 копеек, в т.ч. НДС- 1 647 руб.
М. П. Отпустил: Иванов Принял: Романов
Рис. 3.8. Образец заполнения накладной
Товарно-транспортная накладная выписывается при отправке товара организацией, которая обеспечивает доставку груза (4 экземпляра).
Доверенности на получение товарно-материальных ценностей выдаются должностным лицам организаций на бланках типовой формы. Выдача доверенностей лицам, не работающим в данной организации, не допускается. Товарно-материальные ценности отпускаются поставщиком (продавцом) по наряду, счету, договору, заказу, соглашению или другому заменяющему документу. В доверенности указывается место нахождения организации-покупателя, её банковские реквизиты; этот документ удостоверяет личность получателя (содержит паспортные данные). Оборотная сторона бланка доверенности представляет собой перечень товарно-материальных ценностей, которые получает представитель покупателя, с их нумерацией по порядку, полным наименованием каждого товара (изделия), отражением единиц измерения и количества получаемого товара прописью. Образец заполнения доверенности приведен на рис. 3.9.
Доверенность оформляет бухгалтерия предприятия в одном экземпляре и выдаёт получателю под расписку в бланке доверенности. Подпись лица, получившего доверенность, заверяется первой и второй подписями ответственных лиц предприятия и оттиском печати. Право подписи доверенности оформляется приказом. Срок действия доверенности, как правило, не более 15 дней. Доверенности регистрируются в журнале учета выданных доверенностей в хронологическом порядке.
Типовая межотраслевая форма № М-2а
Утверждена постановлением Госкомстата России
от 30.10.97 № 71а
Коды | |
Форма по ОКУД | |
Организация__ООО «Эрнст»_ по ОКПО |
Доверенность № _15_
Дата выдачи " 30 "_октября__________________________ 2010 г.
Доверенность действительна по "____ 13 ноября_________ 2010 г.
___ ООО "Эрнст" г. Москва, пр. Ленина, 165_________
наименование потребителя и его адрес
________________________он же___________________________
наименование плательщика и его адрес
Счет № 40702810301010000966 в_КБ «Империал»___________
наименование банка
Доверенность выдана _Директор_ __Домиров Д.В.__________
должность фамилия, имя, отчество
Паспорт: серия _22 - 59_________ № _5889521_______________
Кем выдан __УВД Калиниградского района г. Москвы__________
Дата выдачи «15 »_января________________________1968__ г.
На получение от ___ООО «ТЭК»____________________________
наименование поставщика
___материалов по_счету-фактуре № 20 от 30.10.2010 г._________
наименование, номер и
_____________________________________________________
дата документа
Оборотная сторона формы № М-2а
Номер по порядку | Материальные ценности | Единица измерения | Количество (прописью) |
Детали Ст-115 | шт. | Тридцать | |
Детали СТ-18 | шт. | Десять | |
Подпись лица, получившего доверенность ___________________
удостоверяем.
Руководитель _____________ _________________________
М.П. подпись расшифровка подписи
Главный бухгалтер _____________ _______________________
подписьрасшифровка подписи
Рис. 3.9. Образец заполнения доверенности
Задание 3.5.
Оформите документы по командировке: командировочное удостоверение, авансовый отчет, кассовые ордера. Образцы заполнения приведены на рис. 3.10-3.11.
Данные для выполнения задания:
Работник Соколов А.С. направлен в командировку, связанную с хозяйственной деятельностью ООО «Весна» из Нижнего Новгорода в Москву в ЗАО «Вымпел» сроком на три дня. Цель командировки переговоры по лизингу оборудования. Денежные средства на командировочные расходы выдаются бухгалтерией авансом под отчет на основании приказа руководителя предприятия (ф. № Т-9) и командировочного удостоверения (ф. № Т-10) 28.10.2010 г. в сумме 5 000 рублей.
Размер аванса определяется исходя из:
-срока командировки;
-стоимости проезда к месту командировки;
-установленного размера расходов на проживание;
-установленного размера суточных (700 руб. в сутки).
Фактические расходы составили:
- стоимость ж/д билета Н.Новгород - Москва - 520 руб.;
-стоимость ж/д билета Москва -Н.Новгород - 500 руб.;
-стоимость проживания (в сутки) – 800 руб. (подтверждены счетом гостиницы).
Выехал из Н.Новгорода 30 октября в 23 час.50 мин. Прибыл - 31 октября в 6 час.30 мин. Счет гостиницы за проживание с 31 октября (13-00) по 2 ноября (15 - 00). Выехал из Москвы 02 ноября в 16час.10 мин. Прибыл в Н.Новгород 02 ноября в 21 час 40 мин.
┌────────────┐
│ Код │
├────────────┤
по ОКУД │ 0301024 │
├────────────┤
ОАО "Гамма" по ОКПО │ 46889215 │
───────────────────────────────────────────── └────────────┘
┌────────────────────┬────────────┐
│ Номер документа │ Дата │
├────────────────────┼────────────┤
Командировочное удостоверение │ 15 │ 16.03.2010 │
└────────────────────┴────────────┘
┌───────────────┐
│Табельный номер│
├───────────────┤
Работник Леваков Олег Геннадьевич │ 0181 │
──────────────────────────────────────────┴───────────────┘
экспедитор
──────────────────────────────────────────────────────────^