Кафедра «Экономики и финансов»

В.В. КАРПОВА

И.И. ВЕРЕЦУК

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Методические указания по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов,

Обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»

(программа подготовки бакалавров)

Заочная форма обучения

СМОЛЕНСК 2015

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

Смоленский филиал Финуниверситета

Кафедра «Экономики и финансов

В.В. КАРПОВА

И.И. ВЕРЕЦУК

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Методические указания по выполнению контрольной работы

для самостоятельной работы студентов,

обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит»

(программа подготовки бакалавров)

зазаочная форма обучения

Рекомендовано Ученым Советом Смоленского филиала Финуниверситета

(протокол № 9 от «16» сентября 2015 г.)

Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»

(протокол № 8 от «03» сентября 2015 г.)

© Верецук И.И., Карпова В.В.

© Смоленский филиал Финансового университета, 2015

Смоленск 2015

Организационно-методический раздел

Контрольная работа по дисциплине «Бухгалтерский учет» (для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» (программа подготовки бакалавров очной формы обучения).

Цель контрольной работы

Основная цель контрольной работы – закрепление и систематизация теоретических знаний, полученных в ходе изучения лекционного курса дисциплины «Бухгалтерский учет», развитие практических умений и навыков самостоятельного применения студентами принципов и методов регистрации и обобщения информации о финансовом положении и финансовых результатах организации в системе бухгалтерского учета.

Задачи контрольной работы

· систематизация теоретических положений бухгалтерского учета для их прикладной реализации в процессе принятия управленческих решений;

· освоение студентами основных правил организации и ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах;

· формирование практических навыков регистрации и обобщения информации на счетах аналитического и синтетического учета;

· оказание помощи студентам в изучении отдельных вопросов дисциплины на основе использования дополнительных источников литературы для качественной подготовки к итоговой аттестации.

2. Основные требования к содержанию

и оформлению контрольной работы

В контрольную работу включены отдельные задания по темам рабочей учебной программы дисциплины «Бухгалтерский учет»: предмет и метод бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, документация и инвентаризация, оценка – методический прием бухгалтерского учета, модели текущего учета основных хозяйственных процессов, учетные регистры и формы бухгалтерского учета.

Контрольная работа включает три варианта, каждый из которых состоит из пяти заданий с разными числовыми данными. Контрольная работа выполняется студентами в специальных группировочных таблицах и унифицированных формах, приведенных по тексту заданий и в приложениях.

Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с последней цифрой номера студенческого билета (зачетной книжки) студента.

Последняя цифра номера студенческого билета (зачетной книжки) студента Вариант контрольной работы
1, 2, 3
4, 5, 6
7, 8, 9, 0

В конце работы необходимо привести список использованной литературы. При выполнении контрольной работы студентам рекомендуется руководствоваться действующими нормативными актами в области бухгалтерского учета, использовать информацию СПС «Консультант Плюс» и пакет прикладных программ Microsoft Office.

Выполненная контрольная работа представляется студентами на проверку преподавателю. После допуска к защите проводится собеседование, по результатам которого студент получает зачет, являющийся необходимым допуском к сдаче экзамена по дисциплине «Бухгалтерский учет».

Числовые данные, наименования организаций, фамилии граждан и другая индивидуальная информация, использованная в заданиях, носят условный характер.

Варианты контрольной работы (1 - 3)

Вариант 1

Задание 1

Определите к какой группе объектов бухгалтерского учета (активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы) относятся приведенные в таблице исходные данные:

Таблица 1 – Перечень фактов хозяйственной жизни

№ п/п Наименование объектов Вид объектов
Готовая продукция на складе предприятия  
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)  
Резерв на гарантийный ремонт  
Задолженность подотчетных лиц  
Амортизация основных средств  
Вспомогательные материалы  
Исключительное право на программу для ЭВМ  
Поступления от сдачи в аренду офисных помещений  
Начисленная заработная плата рабочих основного производства  
Резервный капитал  
Задолженность перед бюджетом  
Излишки товаров, выявленные при инвентаризации  
Денежные средства на расчетных счетах организации  
Оплата услуг банка за ведение расчетного счета  
Используемое в процессе разведки полезных ископаемых оборудование  
Долгосрочный кредит банка  

Задание 2

Определите в суммовом выражении (руб.) влияние хозяйственных операций, приведенных в таблице, на итог (валюту) бухгалтерского баланса, предварительно установив характер изменений. Начальная валюта баланса составляет 34 467 тыс. руб. Влияние хозяйственных операций на итог баланса может проявляться в виде:

· изменения структуры актива (1 тип);

· изменения структуры пассива (2 тип);

· увеличения итога актива и пассива (3 тип);

· уменьшения итога актива и пассива (4 тип).

Таблица 2 - Влияние хозяйственных операций на валюту бухгалтерского баланса

Содержание операции Сумма, руб. Итог баланса Характер изменения
1. Получены денежные средства с расчетного счета в кассу для выплаты заработной платы 563 000    
2. Оприходованы по текущей рыночной стоимости запасные части, образовавшиеся от ликвидации автомобиля 45 400    
3. Отпущены со склада покупные полуфабрикаты в цеха основного производства 120 700    
4. Оплачены с расчетного счета услуги обслуживающего банка    
5. Погашена задолженность поставщикам за счет полученного краткосрочного займа 1 200 000    
6. Внесен учредителем вклад в уставный капитал акциями сторонней организации 796 700    
7. Начислены авансовые платежи по налогу на прибыль 14 400    
8. Отгружена покупателям готовая продукция по договорным ценам 2 790 300    
9. Возвращена в кассу организации неиспользованная подотчетным лицом сумма 1 500    
10. Произведены расходы по лицензированию нового вида деятельности 35 500    

Задание 3

Составьте проект учетной политики ООО «Колбасный цех» в части учета затрат на производство. Для этого определите состав затрат, выберите необходимую для ведения бухгалтерского (финансового) учета классификацию затрат на производство, методы измерения себестоимости продукции, документооборот по учету затрат, сформируйте рабочий план счетов аналитического и синтетического учета.

Условие: ООО «Колбасный цех» занимается производством мясных полуфабрикатов и колбасных изделий, а также имеет сопутствующие производства по переработке собственных возвратных отходов – обувное (производится только верх обуви, подошва закупается) и костной муки. Предприятие имеет цеховую структуру организации. Основное производство представлено следующими цехами: мясожировым, полуфабрикатов, колбасным, холодильником. К вспомогательным производствам относятся: транспортный и ремонтный цех.

Задание 4

Составьте бухгалтерский баланс по разделам и группам статей по форме, приведенной в Приложении 1 контрольной работе, на основании следующих данных об объектах бухгалтерского учета организации «А» на 31-е декабря 20ХХ г.:

Таблица 3 – Исходные данные для составления бухгалтерского баланса

Объект бухгалтерского учета Сумма, руб.
Прибыль текущего года 30 650
Расходы по приобретению и установке программного обеспечения на текущий год 8 600
Основные материалы 368 400
Основное производство 27 300
Амортизация основных средств 460 500
Складочный капитал 1 764 200
Запасные части 6 700
Задолженность по авансам полученным 490 600
Денежные средства на расчетном счете 680 750
Облигации сроком погашения 16 месяцев 130 000
Автомобиль 210 000
Задолженность работникам по оплате труда 240 680
Задолженность подотчетных лиц 4 700
Арендованное производственное оборудование 960 370
Здание склада 1 590 200
Задолженность бюджету по налогу на добавленную стоимость 40 020

Задание 5

Открыть счета аналитического учета к синтетическому счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», отразить в них хозяйственные операции, подсчитать обороты и остатки, составить оборотную ведомость по счетам аналитического учета и сверить итоги оборотной ведомости с оборотами и остатком по синтетическому счету. Образец формы счетов аналитического и синтетического учета и оборотно-сальдовой ведомости по счетам аналитического учета приведен в Приложении 2.

Таблица 4 - Расшифровка начального остатка по синтетическому счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на 1 декабря 20ХХ года

Ф.И.О. Должность Остаток подотчетных сумм, руб.
Тарасов Н.М. Директор по развитию -
Артеменков А.В. Менеджер отдела снабжения 2 200
Мироненкова Е.М. Специалист отдела кадров -
ИТОГО 2 200

Таблица 5 - Хозяйственные операции с подотчетными лицами

За декабрь 20ХХ года

№ п/п Содержание операции Сумма (руб.) Корреспонден-ция счетов
дебет кредит
Оплачено Артеменковым А.В. за погрузку-разгрузку поступивших от поставщика материалов 2 200    
Выданы денежные средства под отчет: Тарасову Н.М. – директор по развитию; Мироненковой Е.М. – специалист отдела кадров ИТОГО   10 000 8 500 18 500    
Отражены расходы на служебную командировку Тарасова Н.М. по утвержденному авансовому отчету   8 400    
Оплачены Мироненковой Е.М. из подотчетных сумм услуги юрист-консульта 2 000    
Остаток неиспользованных подотчетных сумм внесен Тарасовым Н.М. в кассу по приходному кассовому ордеру (сумму рассчитать)        
Отражен остаток неизрасходованных Мироненковой Е.М. подотчетных сумм, на которые отсутствуют оправдательные документы (сумму рассчитать)      

Вариант 2

Задание 1

Определите к какой группе объектов бухгалтерского учета (активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы) относятся приведенные в таблице исходные данные:

Таблица 6 – Перечень фактов хозяйственной жизни

№ п/п Наименование объектов Вид объектов
Вклад в уставный капитал другой организации  
Проведение мероприятий рекламного характера  
Товарный знак  
Себестоимость отгруженной продукции  
Недостача материалов, отнесенная на виновное лицо – зав. складом  
Выручка от выполнения работ, результат которых принят заказчиков  
Форменная одежда  
Уставный фонд  
Акции ОАО, приобретенные с целью перепродажи на фондовой бирже  
Финансирование, полученное в рамках государственной субсидии  
Денежные средства на расчетных счетах  
Производственные подразделения (ангар)  
Задолженность покупателей за реализованную продукцию  
Резерв под снижение стоимости материалов  
Задолженность учредителям по выплате доходов  
Заем, полученный от другого предприятия на 9 месяцев  
Офисная бумага  

Задание 2

Составьте проект приказа об учетной политике ЗАО «Адель» в части учета процесса приобретения и заготовления материалов, включая методы измерения стоимости материалов, документооборот, рабочий план счетов аналитического и синтетического учета.

Условие: ЗАО «Адель» специализируется на пошиве трикотажных изделий, самостоятельно производя трикотажное полотно. В качестве основных материалов используется пряжа отечественных производителей и получаемая по импорту, номенклатура вспомогательных материалов составляет около 100 наименований (резинка, краска, нитки, фурнитура и т.д.). Доставка материалов осуществляется либо собственным транспортом, либо по железной дороге.

Задание 3

Определите в суммовом выражении влияние хозяйственных операций, приведенных в таблице, на итог (валюту) бухгалтерского баланса, предварительно установив характер изменений (по условию первого варианта). Начальная валюта баланса составляет 14 690 тыс. руб.

Таблица 7 – Влияние хозяйственных операций на валюту бухгалтерского баланса

№ п/п Содержание операции Сумма, руб. Итог баланса Тип изменений
Присоединены к нераспределенной прибыли суммы дооценки по ранее переоцененным выбывшим объектам основных средств 607 370    
Перечислены с расчетного счета в бюджет суммы страховых взносов во внебюджетные фонды 43 700    
Депонирована не выданная в срок заработная плата 16 480    
Получено безвозмездно оборудование для столовой 1 690 370    
Выданы из кассы наличные денежные средства в подотчет на хозяйственные нужды 4 500    
Начислена амортизация на основные средства производственного назначения 240 460    
Предъявлены арендатору счета по начисленной арендной плате 164 000    
Произведены удержания налога на доходы физических лиц из заработной платы работников 21 580    
Поступили на расчетный счет авансовые платежи от покупателей 2 370 600    
Списана со склада отгруженная покупателям готовая продукция по фактической производственной себестоимости 1 490 800    
Общее изменение итога баланса

Задание 4

Составьте бухгалтерский баланс по разделам и статьям по форме, приведенной в Приложении 1 к контрольной работе, на основании следующих данных об объектах бухгалтерского учета ОАО «В» на 31 декабря 20ХХ г.:

Таблица 8 – Исходные данные для составления бухгалтерского баланса

Объект бухгалтерского учета Сумма, руб
Пакет программ по ведению бухгалтерского учета 7 000
Инвестиционный банковский кредит на строительство здания офиса сроком погашения свыше 48 месяцев 2 500 000
Незавершенное строительство 6 700 000
Строительные материалы 2 280 000
Денежные средства на расчетном счете 1 400 000
Расходы на сертификацию 14 000
Уставный капитал 8 000 000
Эмиссионный доход 700 000
Задолженность персоналу по оплате труда 136 480
Прибыли и убытки (дебетовое сальдо) 15 740
НДС по приобретенным ценностям 347 900
Касса
Задолженность учредителей по оплате акций 651 760
Задолженность по налогам и сборам 80 520

Задание 5

Отразите на счетах бухгалтерского учета следующие хозяйственные операции.

Таблица 9 - Перечень хозяйственных операций за декабрь 20ХХ года

№ п/п Содержание операции Сумма (руб.) Корреспонден-ция счетов
дебет кредит
Оплачено из подотчетных сумм за погрузку-разгрузку поступивших материалов      
Выплачены из кассы организации: а) пособия по временной нетрудоспособности за ноябрь 20ХХ года б) суммы, выданные в подотчет на командировочные и хозяйственные расходы ИТОГО     5 467   12 500      
Оплачены с расчетного счета: · счета поставщиков за поступившие товарно-материальные ценности, включая НДС; · страховые взносы во внебюджетные фонды; · задолженность по налогу на добавленную стоимость ИТОГО   127 000   36 890 72 400    
Начислена заработная плата: · рабочим, занятым изготовлением продукции; · работникам отдела логистики · менеджерам по продажам · работникам отдела рекламы ИТОГО   620 000 154 000 185 000 90 000      
Из начисленной заработной платы и других выплат произведены удержания: а) налога на доходы б) по исполнительным листам (алименты) ИТОГО     136 370 6 600      
Отражены расходы на служебные командировки и хозяйственные нужды по утвержденным авансовым отчетам     10 500    
Остаток неиспользованных подотчетных сумм внесен в кассу      
Признана выручка от продажи продукции, включая НДС        
Списаны расходы на продажу для включения в себестоимость продукции, отгруженной покупателям   345 000    
Списана сумма общехозяйственных расходов на себестоимость проданной продукции в качестве расходов по обычным видам деятельности   389 090      

Вариант 3

Задание 1

Определите, к какой группе объектов бухгалтерского учета (активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы) относятся приведенные в таблице исходные данные:

Таблица 10 - Перечень фактов хозяйственной жизни

№ п/п Наименование объектов Вид объектов
Автомобиль  
Наличные денежные средства  
Исковое требование, принятое судом к рассмотрению, по которому организация является ответчиком  
Задолженность заказчика за оказанные ему услуги  
Добавочный капитал  
Разработка состава химического соединения нового лекарственного препарата  
Начисленная амортизация по нематериальным активам  
Задолженность по страховым взносам во внебюджетные фонды  
Право на выполнение работ по поиску, оценке и разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием лицензии  
Задолженность поставщикам за полученные товарно-материальные ценности  
Резерв по сомнительным долгам  
Незаконченное строительство нежилого помещения  
Переплата в бюджет по налогам  
Товары  
Арендная плата, полученная авансом от арендаторов  
Суммы увеличения текущей (рыночной) стоимости финансовых вложений  
Задолженность по исполнительным листам  

Задание 2

Составьте проект приказа об учетной политике ООО «Эдельвейс» в части учета процесса продажи, включая методы признания выручки, списания косвенных расходов, документооборот, рабочий план счетов аналитического и синтетического учета.

Условие: ООО «Эдельвейс» занимается несколькими видами хозяйственной деятельности (промышленное производство, транспортные услуги, розничная торговля собственной продукцией и покупными товарами, капитальные вложения хозяйственным способом).

Задание 3

Определите в суммовом выражении влияние хозяйственных операций, приведенных в таблице, на итог (валюту) бухгалтерского баланса, предварительно установив характер изменений (по условию первого варианта). Начальная валюта баланса составляет 27 550 тыс. руб.

Таблица 11 - Влияние хозяйственных операций на валюту бухгалтерского баланса

№ п/п Содержание операции Сумма, руб. Итог баланса Тип изменений
Приобретение валютного опциона колл (2 500 долл по курсу 33,2) 83 000    
Израсходованы на ремонт оборудования запасные части 13 540    
Зарегистрирован и размещен выпуск облигаций 1 500 000    
Перечислены с расчетного счета денежные средства на корпоративную пластиковую карту 370 000    
Получен от учредителя займ сроком погашения через 2 года 400 000    
Начислена работнику материальная помощь в связи юбилеем 4 000    
Часть нераспределенной прибыли направлена на формирование резервного капитала 160 000    
Получена выручка от продажи, не используемой ленточной пилорамы 125 000    
Произведено списание товаров с истекшим сроком годности 170 480    
Признаны отрицательные курсовые разницы по операциям покупки валюты для расчетов с зарубежными поставщиками 56 325    
Общее изменение итога баланса

Задание 4

Составьте бухгалтерский баланс по разделам и группам статей по форме, приведенной в Приложении 1 контрольной работе, на основании следующих данных об объектах бухгалтерского учета ООО «С», специализирующейся на проектировании и монтаже систем пожарной сигнализации, на 31 декабря 20ХХ г. Нераспределенную прибыль или непокрытый убыток необходимо определить, сбалансировав актив и пассив баланса.

Таблица 12 – Исходные данные для составления бухгалтерского баланса

Объект бухгалтерского учета Сумма, руб.
Депозитный вклад сроком на 2 года 200 000
Датчики пожарной сигнализации 134 000
Затраты произведенные на выполнение работ, не принятых заказчиком 240 570
Расходы на получение свидетельства о допуске к монтажным работам 170 000
Задолженность по членским взносам в СРО 10 000
Амортизация торговой марки 3 200
Задолженность по арендной плате за складское помещение 60 000
Задолженность заказчиков по договору на выполнение монтажных работ 46 000
Задолженность внебюджетным фондам по страховым взносам 32 340
Торговая марка (бренд) 32 000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - рассчитать  
Уставный капитал 50 000
Задолженность персоналу по оплате труда 107 800
Хозяйственный инструмент и инвентарь 38 540

Задание 5

Объясните содержание хозяйственной операции на основе приведенной корреспонденции счетов бухгалтерского учета.

Таблица 13- Данные для выполнения задания

№ п/п Номер и наименование счета Содержание операции
Дебет Кредит
1. 68 «Расчеты с бюджетом» 51 «Расчетный счет»  
2. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 51 «Расчетный счет»  
3. 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 50 «Касса»  
4. 10 «Материалы» 19 «НДС по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  
5. 44 «Расходы на продажу» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»  
6. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»  
7. 63 «Резерв по сомнительным долгам» 91 «Прочие доходы и расходы»  
8. 99 «Прибыли и убытки» 68 «Расчеты по налогам и сборам»  
9. 90 «Продажи» 20 «Основное производство»  
10. 25 «Общепроизводственные расходы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)» (в ред. от 18.12.2012г № 164н).

6. Приказ Минфина России от 06.07.99г № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99)» (в ред. от 08.11.2010г. № 142н).

7. Приказ Минфина России от 06.05.1999г № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации (ПБУ 9/99)» (в ред. от 27.04.2012г № 55н).

8. Приказ Минфина России от 06.05.1999г № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 9/99)» (в ред. от 27.04.2012г № 55н).

9. Приказ Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций» (с изм. от 07 мая 2003г. № 38н, от 18 сентября 2006г. № 115н, от 08.11.2010г № 142н).

10. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изм. от 05.10.2011г № 124н, от 17.08.2012г № 113н, от 04.12.2012г № 154н).

Рекомендуемая литература

1. Финансовый учет: Учебник / Под ред. В.Г. Гетьмана. – М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Муравицкая Н.К., Корчинская Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: Кнорус, 2010.

3. Карпова Т.П., Карпова В.В. Бухгалтерский учет: упражнения, тесты, решения и ответы: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2009.

4. Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух», «Консультант бухгалтера», «Главная книга», «Бухгалтерский учет и налоги», «Финансы» и др.

Наши рекомендации