Классификация счетов бухгалтерского учета

Это группировка счетов по наиболее существенным признакам, что позволяет обеспечить единообразие в отражении хозяйственных операций, сопоставимость и сводимость соответствующих показателей, дает возможность определить «экономическую нагрузку » каждого счета.

Классификация счетов по экономическому содержанию предусматривает подразделение на 5 групп.

I – составляют счета, предназначенные для обобщения информации, отражения и контроля имущества предприятия и источников его формирования. Остатки по этим счетам непосредственно отражаются в балансе предприятия.

II – включает счета, предназначенные для регулирования оценки средств. Они непосредственно связаны со счетами I группы и корректируют их суммы. Они играют двойную роль. С одной стороны, они отражают регулирующие (корректировочные) показатели, которые используются при анализе информации на счетах первой группы. С другой стороны, они имеют самостоятельное аналитическое значение.

Разновидностью регулирующих счетов являются так называемые контрарные счета, которые используются для уменьшения оценки объектов учета, показанных на основных счетах. К ним относятся счета 02 «Амортизация основных средств» (контрарный по отношению к счету 01 «Основные средства»), 05 «Амортизация нематериальных активов» (контрарный по отношению к счету 04 «Нематериальные активы») и 42 «Торговая наценка» (контрарный по отношению к счету 41 «Товары»). Формально эти счета являются пассивными.

Другая разновидность регулирующих счетов – так называемые контрарно-дополнительные счета, которые могут как уменьшать, так и увеличивать оценку объекта учета, показанного на основном счете. Например, контрарно-дополнительным счетом является счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», который может использоваться для уточнения оценки объектов учета на счете 10 «Материалы» и нескольких других счетах.

III – включает счета, предназначенные для отражения и контроля отдельных стадий кругооборота средств предприятия. Счета этой группы позволяют определить расходы на производство основной и вспомогательной продукции в целом, по отдельным цехам, на отдельные виды продукции. Информация счетов этой группы дает возможность установить экономию или перерасход, полученные в процессе производства продукции. Счета III группы подразделяются на 2 подгруппы: калькуляционные и собирательно – распределительные.

К калькуляционным относятся счета, по данным которых можно определить себестоимость выработанной и реализованной продукции. В эту подгруппу включаются счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 08 «Вложения во внеобортные активы». Так по D счета 20 прослеживается формирование каждой статьи себестоимости продукции, остатки незавершенного производства, по К – фактическую себестоимость выпущенной продукции.

Собирательно – распределительные счета предназначаются для собирания и распределения расходов по отдельным видам и стадиям производства. К этой подгруппе относятся счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26«Общехозяйственные расходы», 44«Расходы на продажу». Особенность счетов этой подгруппы состоит в том, что по окончании учетного периода они закрываются, т.е. собранные на них расходы распределяются согласно соответствующим нормативным актам (базам распределения) могут объектами учета , переходящего остатка не имеют и в балансе не отражаются.

IV – включает счета, которые предназначены для обобщения информации о формировании и использовании финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном году. В эту группу входит счет 99«Прибыли и убытки».

V – составляют забалансовые счета. Предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании и распоряжении, условных прав и обязательств. Забалансовые счета не корреспондируются с другими счетами. В них делаются односторонние записи по D (увеличение) или по К (уменьшение).

Тема 3. Первичный учет

Первичные учетные документы

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Можно использовать и ранее используемые унифицированные первичные документы, предварительно проверив наличие в них всех обязательных реквизитов.

Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Документы, использующие обязательные формы:

Ø кассовые документы

Обязательны к применению практически все первичные кассовые документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88:

- КО-1 «приходный кассовый ордер»

- КО-2 «расходный кассовый ордер»

- КО-4 «кассовая книга»

- КО-5 «книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств»

Ø обязательными являются две формы из альбома унифицированных форм по учету заработной платы, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1:

- Т-49 «расчетно-платежная ведомость»

- Т-53 «платежная ведомость»

Ø перевозочные документы

Ø другие документы, утвержденные к обязательному применению.

Это, в частности,

v транспортная накладная, утвержденная постановлением Правительства от 30.12.11 № 1208.

v железнодорожные перевозочные документы, которые утверждены тремя приказами МПС РФ от 18.06.03: № 30, № 32 и № 39.

Есть обязательные документы и в других сферах деятельности. Так что, перед тем, как разработать и утвердить свою форму первичного учетного документа, убедитесь, что аналогичной обязательной к применению формы не существует.

Процедура утверждения форм первичных документов

1. Документы, применяемые организацией для учета фактов своей хозяйственной жизни, должны быть утверждены руководителем организации.

2. Руководитель должен утвердить еще и перечень должностных лиц, имеющих право подписи этих первичных учетных документов.

Если в организации решили использовать привычные унифицированные формы, их надо всё равно утвердить в качестве применяемых организацией первичных учетных документов.

Исправление ошибок в первичных документах

В законе о бухгалтерском учете нет запрета на исправление кассовых и банковских документов.

Но наличный и безналичный оборот регулируются другими законами Положением ЦБ РФ № 373-П, где написано, что исправлять кассовые документы нельзя.

В других первичных документов исправлять можно. При этом необходимо поставить дату исправления и подписи лиц, заверявших эти документы изначально, с указанием фамилий и инициалов (Письмо от 28.05.2007 г. N 07-05-06/134 Минфин РФ). Технические правила исправления ошибок, выявленных в первичных документах, изложены в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Минфином СССР от 29.07.1983 г. N 105 (далее - Положение N 105). Пунктом 4Положения N 105 определено, что в тексте и цифровых данных первичных документов подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Поэтому пользоваться специальным корректором нельзя.

Ошибки в документах, созданных вручную, исправляются следующим образом: неправильный текст или неправильные суммы зачеркиваются, причем зачеркивание производится одной чертой, позволяющей прочитать исправляемую информацию. Исправленный текст (сумма) надписывается над зачеркнутым. Исправленная ошибка оговаривается надписью "Исправлено" и подтверждается подписью лиц, подписавших этот документ с обязательным указанием даты внесения исправлений.

При выписке документа с помощью компьютерной техники, порядок исправления ошибки зависит от того, на какой стадии составления документа произведена ошибка. Если ошибка обнаружена в момент его составления, то документ следует переоформить. Если ошибка выявлена после того, как документ был подписан, то исправления осуществляются в том же порядке.

Наши рекомендации