Задание по фармакотерапии

ПЕНЗА 2010

УДК 615.281(075)

Ф 24

Рецензенты:

заведующий кафедрой фармакологии Мордовского

государственного университета им. Н.П. Огарева

д.м.н., профессор Инчина В.И.

заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии Нижегородской Государственной Медицинской Академии МЗ РФ

д.м.н., профессор Кузин В.Б.

Методические рекомендации для самостоятельной работы по фармакологии лекарственных средств, влияющих на обмен веществ / Моисеева И.Я., Водопьянова О.А., Родина О.П., Кустикова И.Н. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009.

Методические рекомендации содержат основные вопросы по каждой теме, задания по фармакотерапии для самоподготовки студентов, приведены лекарственные средства с указанием дозы, формы выпуска, способов применения, а также тесты для определения уровня знаний и ситуационные задачи для самостоятельной работы на занятии.

Методические рекомендации по фармакологии лекарственных средств, влияющих на обмен веществ подготовлены на кафедре общей и клинической фармакологии и предназначено для студентов III курса медицинского института по специальности 060105 – «Стоматология».

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом медицинского института Пензенского государственного университета.

Занятие 1

ГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. НЕГОРМОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОДИАБЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  1. Изучить фармакодинамику и показания для применения препаратов гормонов гипоталамуса, гипофиза, щитовидной, паращитовидной и поджелудочной желез; пероральных сахароснижающих средств.
  2. Научиться выписывать рецепты на препараты вышеперечисленных групп.

Введение

Гормоны играют исключительную роль в развитии и жизнедеятельности человека, их недостаток или избыток приводит к развитию тяжелых заболеваний, некоторые из которых очень распространены. Например, инсулинозависимый сахарный диабет занимает ведущее место среди эндокринной патологии детского и юношеского возраста и в течение последних 20 лет имеет стойкую тенденцию к прогрессированию. Ежегодно число больных сахарным диабетом 1 типа увеличивается на 5–7%, а каждые 12–15 лет удваивается. Около 5% взрослого населения в возрасте старше 20 лет страдают сахарным диабетом, причем за последнее десятилетие возросла распространенность сахарного диабета среди лиц в возрасте от 40 до 74 лет.

При сахарном диабете нарушается регенерация тканей, возникают многочисленные инфекционные осложнения, что сильно затрудняет проведение стоматологических манипуляций.

К числу наиболее распространенных эндокринных заболеваний относятся патология щитовидной железы. Гипотиреоз (крайняя степень гипотиреоза - микседема) чаще встречается при недостатке йода (дефицит йода выявлен практически на всей территории России) и при оперативном и фармакотерапевтическом лечении тиреотоксикоза (гипертиреоза), который в нашей стране также весьма распространен.

План внеаудиторной самоподготовки

Этап работы Время занятий Литература
1.Ответить на вопросы для самоподготовки     2. Выполнить задание по рецептуре   3. Выполнить тестовые задания   1 час   30 мин     30 мин Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Общие механизмы действия гормонов. Принцип регуляции функций эндокринных желез.
  2. Классификация гормональных препаратов по химической структуре.
  3. Показания для применения гормональных средств (с целью заместительной терапии, со стимулирующей целью, с целью угнетения функции эндокринных желез, как фармакологические неспецифические средства).
  4. Классификация и биологическая роль гормонов гипоталямуса и гипофиза.
  5. Соматотропный гормон, биологическая роль, влияние на минеральный обмен, фармакодинамика препаратов соматотропина, показания к назначению. Антагонисты соматоропина.
  6. Гонадотропные гормоны, биологическая роль, фармакодинамика, показания к назначению препаратов гонадотропинов. Антагонисты гонадотропинов
  7. Биологическая роль гормонов щитовидной железы. Фармакодинамика препаратов гормонов щитовидной железы, показания для их применения.
  8. Фармакология лекарственных средств, применяемых для лечения гиперфункции щитовидной железы (антитиреоидных средств).
  9. Биологическая роль паратиреоидина и кальцитонина. Влияние на обмен кальция и фосфатов. Фармакодинамика препаратов паратиреоидина и кальцитонина. Применение в стоматологии.
  10. Препараты для лечения сахарного диабета. Биологическая роль инсулина. Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты препаратов инсулина.
  11. Классификация, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты пероральных противодиабетических средств.
  12. Острые осложнения сахарного диабета, симптомы, первая помощь, меры профилактики и купирования. Гипогликемия, симптомы, первая помощь, меры профилактики и купирования гипокликемической комы.

ЗАДАНИЕ ПО ФАРМАКОТЕРАПИИ

Используя табл. 1, выписать рецепты на следующие лекарственные средства: 1) препарат для лечения гипотиреоза; 2) средство для лечения тиреотоксикоза; 3) средство для купирования гипергликемической комы; 4) препарат инсулина пролонгированного действия; 5) средство для лечения сахарного диабета второго типа; 6) препарат для лечения сахарного диабета первого типа; 7) гормональное средство для лечения бесплодия эндокринного генеза у мужчин; 8) препарат, стимулирующий кальцификацию костной ткани; 9) препарат инсулина короткого действия; 10) препарат гормонов щитовидной железы; 11) гормональное средство для устранения гипофункции яичников; 12) препарат для лечения остеопороза; 13) средство для купирования гипогликемической комы; 14) препарат для лечения парадонтоза; 15) препарат при замедленном сращении переломов.

Т а б л и ц а 1

Список препаратов для выписывания рецептов

Препарат Лекарственная форма Средняя терапевтическая доза
Гонадотропин хорионический (Gonadotropinum chorionicum) Флаконы, содержащие по 500 (1000) ЕД стерильного порошка В/м по 500 – 3000 ЕД 1-3 раза в неделю.
Левотироксин натрия (Levothyroxine sodium) Таблетки по 0,0001 (0,0002) г По 25-100 мкг 1 раз в сутки за 30 мин до еды.
Мерказолил (Mercazolilum) Таблетки по 0,005 г По 0,005-0,01 г 3-4 раза в сутки.
Кальцитонин (Calcitoninum) Ампулы по 1 мл (50 или 100 МЕ); Флаконы по 2 мл (100 или 400 ЕД); Аэрозоль (14 доз по 50 или 100 МЕ) В/м или п/к из расчета 5-10 МЕ/кг в сутки в 1-2 приема; в/в из расчета 5-10 МЕ/кг в сутки; интраназально 100-400 МЕ в сутки.
Раствор инсулина человека для инъекций (Solutionis Insulini HM) Хоморап 40 (Homorap 40) Флаконы по 5 и 10 мл (1 мл - 40 ЕД)   Флаконы по 10 мл (1мл - 40 ЕД) П/к 3 раза в день за 30 мин до еды, в/м, в/в при острых состояниях (! Подбор дозы индивидуальный)
Изофан инсулин НМ (Isophan insulin HM) Флаконы, содержащие суспензии по 10 мл (1мл - 40 ЕД) П/к 1-2 раза в сутки (! Подбор дозы индивидуальный)
Глибенкламид (Сlibenclamide) Таблетки по 0,005 г По 0,0025-0,02г в сутки.
Глюкоза (декстроза) (Glucosum) Порошок; таблетки по 0,5 и 1,0; Ампулы по 10, 20, 25, 50 мл 5%, 10%, 25% и 40 % раствора; Стекл. бутылки по 200 и 400 мл 5%, 10%, 20% и 40% раствора. Внутрь при гипогликемии от 5 таблеток; Изотонический раствор – п/к (от 300-500 мл), в/в (кап), ректально (от 300 до 2000 мл в сутки); Гипертонические растворы – в/в (!) 20-40-50 мл однократно (до 250-300 мл в сутки).

Пример. Выпишите средство для лечения сахарного диабета второго типа:

Rp.: Tab. Сlibenclamidis 0,005 №. 30

D.S. По 1 таблетке 1 раз в сутки утром.

План занятия

  1. Время практического занятия – 95 мин.
  2. Организационные вопросы – 5 мин.
  3. Выявление исходного уровня знаний (тестовый контроль, устный опрос студентов) – 35 мин.
  4. Коррекция исходного уровня знаний – 15 мин.
  5. Перерыв – 5 мин.
  6. Организация самостоятельной работы студентов – 5 мин.
  7. Самостоятельная работа студентов (решение ситуационных задач) – 10 мин.
  8. Выявление итогового уровня знаний (тестовый контроль, выписывание рецептов на лекарственные препараты по теме занятия) – 15 мин.
  9. Подведение итогов. Задание на следующее занятие – 5 мин.

Оснащение занятия

Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.

Наши рекомендации