Тема: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция»

Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «микробиология»

Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 3

ТЕМА: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

Составители:

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.

Красноярск

Занятие № 3

Тема: «Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация, дезинфекция».

2. Форма организации занятия:лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы: Контроль микробиологической чистоты – важная составляющая качества, которой уделяют большое внимание на этапе регистрации лекарственных средств (ЛС), при их производстве и реализации. Чтобы ГЛС соответствовали требованиям нормативных документов, необходимы мероприятия по обеспечению норм микробиологической чистоты при их производстве, хранении и применении. Для стерильных ЛС – это прежде всего выбор и валидация метода стерилизации, надлежащие условия производства, определенные требования к первичному упаковочному материалу, МЧ исходного сырья, ограничения срока хранения после вскрытия упаковки и др. Для нестерильных ЛС, кроме надлежащих условий производства, основным фактором, обеспечивающим МЧ при производстве, хранении и применении ГЛС, является эффективность действия антимикробных консервантов. Для предотвращения контаминации ЛС необходимо применение антисептиков и дезинфектантов. При этом в соответствии с современными требованиями на этапе регистрации необходимо представить экспериментальные данные, доказывающие эффективность антимикробных консервантов.

4. Цели занятия:

- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

- учебная: знать методы, приборы и режимы стерилизации питательных сред; методы, приборы и режимы стерилизации лекарственных средств; методы, приборы и режимы стерилизации аптечной посуды, прочих вспомогательных материалов; контроль режима стерилизации; основные группы дезинфектантов и антисептиков, механизм их действия, область и способ применения; методы микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств;

уметь выбрать способ и режим стерилизации в соответствии с конкретными задачами; выбрать средства и режим дезинфекции в соответствии с конкретными задачами; интерпретировать результаты микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств;

владеть навыками интерпретации результатов микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств; навыками выбора метода и способа стерилизации.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Собеседование по контрольным вопросам:

  1. Бактериостатическое и бактерицидное действие высоких температур на микроорганизмы.
  2. Понятие стерилизации.
  3. Методы, аппаратура и режимы стерилизации, их выбор в зависимости от свойств стерилизуемого объекта.
  4. Значение стерилизации в фармацевтической практике.
  5. Влияние химических веществ различных классов на микроорганизмы. Антисептики и дезинфектанты.
  6. Понятия: дезинфекция, асептика, антисептика.
  7. Основные группы дезинфектантов и тактика их применения в аптечном учреждении.
  8. Основные группы антисептиков и тактика их применения.

Тесты.

1. Уничтожение определенных групп патогенных микроорганизмов в окружающей среде:

а) асептика

б) стерилизация

в) дезинфекция

г) антисептика

д) пастеризация

2. Система мероприятий, предупреждающих внесение микроорганизмов из окружающей среды в ткани:

а) дезинфекция

б) асептика

в) стерилизация

г) антисептика

д) тиндализация

3. Полное уничтожение в объекте всех микроорганизмов:

а) асептика

б) антисептика

в) стерилизация

г) дезинфекция

д) пастеризация

4. Методы стерилизации (верно все, к р о м е):

а) кипячение

б) автоклавирование

в) прокаливание

г) фильтрование через бактериальный фильтр

д) ионизирующее облучение

5. Вещества, используемые для дезинфекции (верно все, к р о м е):

а) хлорамин 3%

б) спирт 960

в) септабик

г) жавелион

д) аламинол

6. При повышении концентрации эффект усиливается у всех нижеперечисленных дезинфектантов, к р о м е:

а) хлорамина

б) перекиси водорода

в) гипохлорит

г) хлорной извести

д) спирт 700

7. Спектр действия дезинфектантов (верно всё, к р о м е):

а) споры

б) вирусы

в) насекомые

г) грибы

д) бактерии

8. Эффективность дезинфекции зависит от (верно всё, к р о м е):

а) физико-химические свойства дезинфектанта

б) устойчивости микроорганизмов

в) освещённости

г) уровня микробной контаминации

д) способа обработки (протирание, погружение и др.)

9. Наиболее устойчивы к дезинфектантам:

а) споры бактерий

б) микобактерии туберкулёза

в) нелипидные (мелкие) вирусы

г) грибы

д) вегетативные бактерии

10. Причины снижения эффективности дезинфектантов (верно всё, к р о м е):

а) наличие органических загрязнений (кровь, гной, мокрота, фекалии и др.)

б) высокий уровень микробной контаминации

в) параллельное использование спирта

г) формирование устойчивых штаммов микроорганизмов

д) нарушение технологии приготовления дезинфектанта

11. Возможное действие дезинфектантов (верно всё, к р о м е):

а) бактерицидное

б) вирулицидное

в) фунгицидное

г) инсектицидное

д) спороцидное

Правильный ответ: г

12. Правила работы в учебных комнатах кафедры микробиологии предусматривают (верно всё, к р о м е):

а) мытьё рук

б) наличие халата, колпака, сменной обуви

в) запрет приёма пищи

г) хранение личных вещей в специально отведенном месте

д) работу с микроорганизмами Ι группы патогенности

1. Полное уничтожение в объекте всех микроорганизмов:

а) асептика

б) антисептика

в) стерилизация

г) дезинфекция

д) пастеризация

2. Стерильными должны быть лекарственные средства для (верно все, к р о м е):

а) внутривенного введения

б) внутримышечного введения

в) приема в рот взрослыми

г) приема в рот новорожденными

д) закапывания в глаза

3. Физические методы стерилизации (верно все, к р о м е):

а) кипячение

б) автоклавирование

в) прокаливание

г) ультрафиолетовое облучение

д) ионизирующее облучение

4. К методам «холодной» стерилизации относятся все, к р о м е:

а) стерилизация паром под давлением

б) ионизирующее облучение

в) использование бактериальных фильтров

г) ультрафиолетовое облучение

д) стерилизация в парах формалина

5. В печи Пастера стерилизуют:

а) инструментарий

б) жидкие среды

в) одноразовые шприцы

г) санитарную одежду

д) резиновые перчатки

6. Действующее начало в автоклаве и сухожаровом шкафу:

а) давление

б) температура

в) пар

г) время

д) γ – лучи

7. Для контроля режима стерилизации при каждом цикле автоклавирования используют:

а) биологические индикаторы – бактериальные споры

б) время стерилизации

в) показания манометра

г) биологические индикаторы – культуры неспорообразующих бактерий

д) химические индикаторы – ИС-120, ИС-132

Составители тестов:

зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В.

ст. преподаватель Степанова А.И.



Основные понятия и положения темы

Стерилизация – полное уничтожение микроорганизмов в стерилизуемом объекте (в переводе с латинского – обеспложивание).Стерилизацию производят различными способами: 1. физическими (воздействиями высокой температуры, излучением); 2. механическими (фильтрование); 3. химическими. При стерилизации фармацевтической продукции требуется обеспечить высокий уровень гарантированной стерилизуемости объектов. После стерилизации не допускается снижение биологической активности препарата более, чем на 1-2% по сравнению с исходным уровнем.

Дезинфекция – это мероприятия, направленные на уничтожение или резкое подавление численности патогенных и условно-патогенных микроорганизмов во внешней среде, в том числе на объектах и изделиях. Целью дезинфекции является предупреждение или прерывание передачи возбудителей от инфицированного индивидуума к интактному через объекты внешней среды (факторы передачи). Практически чаще всего используют комбинацию нескольких методов в различных сочетаниях с учетом конструкции объекта, предполагаемой массивности микробной контаминации, свойств дезинфектанта и т. п.

Асептика включает в себя совокупность прямых (стерилизация, дезинфекция, антисептика) и косвенных методов воздействия на микроорганизмы с целью создания безмикробной зоны или зоны с резко сниженной численностью микроорганизмов для проведения медицинских вмешательств и исследовательских манипуляций.

Антисептика – это система мер быстрого подавления патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на коже и слизистых хирургов, оперируемых, раневых, персонала особо чистых производств. В принципе антисептика – это щадящая дезинфекция применительно к человеку.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1.Ознакомиться с приборами, используемыми для стерилизации в медицинской и микробиологической практике: паровой стерилизатор (автоклав), печь Пастера.

2. Выбрать приборы и режимы стерилизации лекарственных средств, аптечной посуды.

3. Ознакомиться с дезинфектантами, используемыми в медицинской, фармацевтической и микробиологической практике. Выбрать дезинфектанты и режим дезинфекции для предлагаемых объектов.

4. Интерпретировать результаты микробиологической оценкиантисептических и дезинфицирующих средств.

Методические указания к выполнению исследовательского задания:

Наши рекомендации