Клиническое значение гидропической дистрофии почек

Экзаменационный микропрепарат № 1

Гидропическая дистрофия почек (№ 34)

(окраска гематоксилином и эозином)

Клетки эпителия почечных канальцев увеличены в объёме за счёт появления в их цитоплазме большого количества вакуолей. Ядро оттеснено не периферию клетки. Просвет канальцев резко сужен, в нём находятся отторгнувшиеся клетки и белковые массы.

Указанные изменения являются проявлением гидропической (водяночной, вакуольной, баллонной) дистрофии почек.

Гидропическая дистрофия – это один из видов нарушения обмена клеточных белков, характеризующийся появлением в цитоплазме, реже в ядре, разных размеров вакуолей, наполненных цитоплазматической жидкостью.

Клетки, в которых часто наблюдается гидропическая дистрофия:

○ эпителий кожи;

○ эпителий почечных канальцев;

○ гепатоциты;

○ мышечные клетки;

○ нервные клетки;

○ клетки коры надпочечников

Этиология

Наиболее частые причины гидропической дистрофии:

○ инфекции;

○ гипопротеинемия;

○ нарушения водно-электролитного обмена

Патогенез

Механизм развития гидропической дистрофии сложен и отражает нарушения водно-электролитного и белкового обменов, ведущие к изменению коллоидно-осмотического давления в клетке. Большую роль играет нарушение проницаемости мембран клетки, сопровождающееся их распадом. Это ведёт к закислению цитоплазмы, активации гидролитических ферментов лизосом, которые разрывают внутримолекулярные связи с присоединением воды.

Нарушение обмена цитоплазматических белков часто сочетается с повреждением Na++-АТФазы. Клетки теряют способность поддерживать ионный и жидкостный гомеостаз, что приводит к накоплению ионов Na+, набуханию или гидратации клетки – в ней появляются вакуоли, наполненные цитоплазматической жидкостью.

Гидропическая дистрофия в эпителии почечных канальцев может возникать при заболеваниях почек, протекающих с нефротическим синдромом и связана с повреждением системы базального лабиринта, в норме работающего на Na++-АТФазах и обеспечивающего реабсорбцию Na+ и воды.

Таким образом, развитие гидропической дистрофии нефроцитов эпителия канальцев почек связано с нарушением реабсорбции Na+ и воды.

При заболеваниях почек, протекающих с нефротическим синдромом, белок проходит через гломерулярный фильтр в проксимальные канальцы, откуда реабсорбируется эпителиальными клетками с помощью пиноцитоза. В случае избытка белка в первичной моче процесс реабсорбции нарушается, при слиянии пиноцитозных пузырьков с лизосомами формируются фаголизосомы, образующие в цитоплазме эпителиальных клеток проксимальных канальцев крупные эозинофильные гиалиноподобные белковые капли, сливающиеся между собой и заполняющие тело клетки. Такой патологический процесс называется гиалиново-капельной дистрофией и связан с механизмами инфильтрации (в условиях повышенной порозности гломерулярного фильтра) и последующей декомпозицией – поломом вакуолярно-лизосомального аппарата нефроцита, обеспечивающего в норме проксимальную реабсорбцию белка.

Таким образом, развитие гиалиново-капельной дистрофии нефроцитов эпителия канальцев почек связано с нарушением реабсорбции белка.

Для гидропической и гиалиново-капельной дистрофий характерны только микроскопически обнаруживаемые изменения – увеличение объёма клеток за счёт гидратации цитоплазмы и появления вакуолей, содержащих цитоплазматическую жидкость, при гидропической дистрофии, и накопление в цитоплазме гиалиноподобных капель белка, сливающихся между собой и заполняющих тело клетки, - при гиалиново-капельной. Макроскопически органы не изменяются.

Исходом гидропической и гиалиново-капельной дистрофий может быть некроз клетки: колликвационный фокальный (баллонная дистрофия) или тотальный – при гидропической дистрофии или коагуляционный фокальный или тотальный – при гиалиново-капельной.

Сравнительная характеристика гидропической и гиалиново-капельной дистрофий

Гидропическая дистрофия Гиалиново-капельная дистрофия
Микроскопически обнаруживаемые изменения
В цитоплазме клеток паренхиматозных органов появляются вакуоли, наполненные цитоплазматической жидкостью и оттесняющие ядро на периферию клетки. В цитоплазме клеток паренхиматозных органов появляются крупные гиалиноподобные капли белка, сливающиеся между собой, заполняющие тело клетки и оттесняющие ядро на периферию.
Механизм развития при нефротическом синдроме
Гидропическая дистрофия нефроцитов связана с механизмами инфильтрации и декомпозиции системы базального лабиринта, работающего на Na++-АТФазах и обеспечивающего реабсорбцию Na+ и воды. Гиалиново-капельная дистрофия нефроцитов связана с механизмами инфильтрации и последующей декомпозицией – поломом вакуолярно-лизосомального аппарата нефроцита, обеспечивающего реабсорбцию белка.
Причины развития в гепатоцитах печени
В печени гидропическая дистрофия гепатоцитов возникает чаще при вирусном гепатите В, интоксикациях и отражает в первом случае извращение белково-синтетической функции клеток печени вследствие репродукции вируса, а во втором – недостаточность системы детоксикации. Гиалиноподобные включения появляются в гепатоцитах при токсическом гепатите алкогольного генеза, реже – при первичном билиарном циррозе, гепатоцеллюлярной (печёночно-клеточной) аденоме и некоторых других заболеваниях печени и носят название алкогольного гиалина (тельца Маллори).
Исходы
Некроз клетки – колликвационный фокальный или тотальный. Некроз клетки – коагуляционный фокальный или тотальный.

Клиническое значение гидропической дистрофии почек

Гидропическая (и гиалиново-капельная) дистрофия почек развиваются при нефротическом синдроме.

Нефротический синдром – полиэтиологический клинико-лабораторный симптомокомплекс, включающий в себя следующие проявления:

○ массивную протеинурию (выделение в сутки белка с мочой более 3,5 – 4 г);

○ гипоальбуминемию (содержание альбуминов в крови менее 3 г на 100 мл);

○ генерализованные отёки, связанные со снижением онкотического давления;

○ гиперлипидемию и гиперхолестеринемию (повышенное содержание липидов и холестерина в крови).

Заболевания, протекающие с нефротическим синдромом:

1. Хронические гломерулонефриты:

○ мезангиопролиферативный,

○ мембранозно-пролиферативный (мезангиокапиллярный),

○ мембранозная гломерулопатия (мембранозный гломерулонефрит),

○ гломерулонефрит с минимальными изменениями (липоидный нефроз, идиопатический нефротический синдром у детей),

○ фокальный сегментарный гломерулярный склероз (гиалиноз),

○ фибропластический (склерозирующий) гломерулонефрит

2. Диабетический гломерулосклероз

3. Амилоидоз почек (амилоидный нефроз)

4. Нефропатия беременных

5. Цианотическая индурация почек (венозный застой в почках при сердечной недостаточности)

6. Волчаночный нефрит (при системной красной волчанке)

7. Миеломная болезнь

8. Лекарственное поражение почек (β-лактамными антибиотиками, нестероидными противовоспалительными препаратами, противосудорожными препаратами, препаратами висмута, препаратами золота и др.).