Элементы современной физики

11. Роль концепции научной парадигмы при анализе развития естествознания

Естествознание, как и наука в целом, является частью общечеловеческой культуры, что предполагает необходимость выявления социокультурных детерминантов научного знания. Стремление к созданию общей теории естествознания на фоне интеллектуальной атмосферы той или иной эпохи, как части! истории культуры, привело к формированию культурно-исторического подхода к анализу развития науки, в рамках которого были выработаны понятия культурного фона, стиля мышления, научной картины мира, типа научной рациональности. Работы ряда физиков, философов, методологов и историков науки были посвящены поиску более емкой структурно-понятийной научной формации, чем фундаментальная теория, с помощью которой удалось бы найти механизмы, приводящие к революциям в науке, обосновать смену стилей мышления, научных картин мира, типов научной рациональности. Наиболее известными (прижившимися в науке) являются следующие структурно-понятийные формации: научная парадигма Т. Куна, научно-исследовательская программа И. Лакатоса и концепция физической исследовательской программы М.Д. Ахундова и СВ. Илларионова.

Парадигма в переводе с греческого означает пример, образец. Это понятие широко используется в языкознании, где под грамматической парадигмой понимается образец, согласно! которому копируются процедуры. Отсюда, по-видимому, это! понятие и заимствовано Куном. «Под парадигмами я подразумеваю, — пишет Кун в работе «Структура научных революций», — признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу». Следует уточнить, что термин «парадигма» используется в книге Т. Куна в двух различных смыслах. С одной стороны, он обозначает всю со­вокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества, — социо­логический смысл термина. С другой стороны, парадигмы рассматриваются как образцовые достижения прошлого. Вве­дение понятия парадигмы позволяет рассматривать процесс развития науки не как простое накопление отдельных откры­тий и изобретений, не как простой прирост знаний, а как процесс, условно разделенный на этапы, каждый из которых имеет два периода.

Первый период назван Куном периодом нормальной на­уки, второй период — периодом научной революции. Оче­видно, что эти периоды сменяют друг друга. Понятие пара­дигмы у Куна тесно связано с категорией «научного сообще­ства». Научное сообщество состоит из людей, признающих данную парадигму, в свою очередь, парадигма — это то, что членов научного сообщества объединяет. «Парадигмы-об­разцы» формируют способ видения, проверенный временем и разрешенный научной группой, определяют тем самым «стиль мышления» ученого. И непременно оказывают серь­езное, в ряде случаев интуитивное влияние на направленность научных поисков при решении головоломок. Период нормаль­ной науки знаменуется успешным решением головоломок научным сообществом в рамках принятой парадигмы. Смена научных парадигм происходит в связи с кризисом в науке и знаменует собой научную революцию.

Основным недостатком концепции Куна явилась слабая структурированность понятия парадигмы.

Элементы современной физики - student2.ru

Элементы современной физики - student2.ru Элементы современной физики - student2.ru Элементы современной физики - student2.ru Элементы современной физики - student2.ru Элементы современной физики - student2.ru Элементы современной физики - student2.ru 12. В чем преимущества концепции

Наши рекомендации