Ферменты, их строение, свойства и функции

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный аграрный университет»

Т.Э. Шпис, Л.Г. Протопопова

БИОХИМИЯ

Методические указания и тестовые задания

к выполнению контрольных работ по дисциплине

для студентов факультета заочного образования

по направлениям подготовки: «Зоотехния»,

«Продукты питания животного происхождения»,

«Ветеринарно-санитарная экспертиза»,

«Технология производства и переработки

сельскохозяйственной продукции»

и специальности «Ветеринария»

Барнаул 2014

УДК 577.1

Рецензенты:

д.с.-х.н., профессор кафедры плодоовощеводства, ТХ и ППР АГАУ Н.Н. Чернышева;

д.в.н., профессор кафедры терапии и фармакологии АГАУ
Н.А. Новиков.

Шпис Т.Э., Протопопова Л.Г.Биохимия: методические указания и тестовые задания к выполнению контрольных работ по дисциплине для студентов факультета заочного образования по направлениям подготовки: «Зоотехния», «Продукты питания животного происхождения», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и специальности «Ветеринария». – Барнаул: РИО АГАУ, 2014. – 66 с

В методическом издании в соответствии с требованиями ФГОС ВПО приведены контрольные задания для студентов ФЗО по дисциплинам: «Биохимия сельскохозяйственной продукции», «Биологическая химия», «Биохимия».

Предназначено студентам, обучающимся по направлениям подготовки: «Зоотехния», «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», «Продукты питания животного происхождения», «Ветеринарно-санитарная экспертиза» и специальности «Ветеринария» для написания контрольной работы.

Рекомендовано к печати методической комиссией агрономического факультета АГАУ (протокол № 8 от 18.06.2014 г.).

© Шпис Т.Э., Протопопова Л.Г., 2014

© ФГБОУ ВПО АГАУ, 2014

Оглавление  
Введение
Общие методические указания
Контрольные вопросы и задания
Раздел.1. Статическая биохимия
1.1.Ферменты, их строение, свойства и функции
1.2.Витамины, их строение, свойства и функции
1.3.Гормоны, их строение, свойства и функции
Раздел. 2. Динамическая биохимия, основные обмены веществ
2.1.Введение в обмен веществ и энергии. Биологическое окисление. Цикл Кребса
2.2.Обмен, строение и функции углеводов
2.3.Обмен, строение и функции липидов
2.4.Обмен, строение и функции белков
2.5.Обмен воды и минеральных веществ
Раздел 3. Функциональная (частная) биохимия
3.1. Биохимия печени
3.2. Биохимия мышц и мяса
3.3. Биохимия молока
3.4. Биохимия крови
3.5. Биохимия мочи
3.6. Биохимия нервной ткани
3.7. Биохимия яйца
3.8. Биохимия растений
Тесты для самоконтроля биохимических знаний
Ситуационные вопросы
Рекомендуемая литература
Приложения
   
   

ВВЕДЕНИЕ

Биологическая химия – наука о химическом строении и функциях веществ, входящих в состав живой материи, и их превращениях в процессах жизнедеятельности. Биохимия изучает различные структуры, свойственные живым организмам, и химические реакции, протекающие на клеточном и организменном уровнях. Биохимия в аграрном вузе – это фундаментальная научная дисциплина, задача которой состоит в теоретическом объяснении и научном обосновании технологических процессов производства и переработки сельскохозяйственного сырья, основных вопросов медицины, животноводства.

Цель дисциплины: формирование современных представлений, знаний и умений о превращениях веществ и энергии в живых организмах, химическом составе сельскохозяйственной продукции растительного и животного происхождения, биохимических процессах, происходящих в ней при хранении и переработке.

Освоение данных дисциплин направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:

· Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

· Способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

· Способность проводить эксперименты по заданной методике и анализировать результаты.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В обязательный план обучения входит посещение лекций, выполнение контрольной работы, выполнение лабораторного практикума, сдача зачета по лабораторному практикуму, сдача экзамена по всему курсу. В методическом указании приведен список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения дисциплины.

Лекции. Для студентов заочного обучения читаются лекции по важнейшим разделам курса. Контрольные задания. Студент выполняет одну контрольную работу по своему варианту. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради или на листах формата А-4. Для определения варианта контрольной работы берутся две последние цифры номера зачетной книжки. Например, студент с шифром 99135 выполняет контрольные задания варианта 35, которые указаны в таблице вариантов (см. приложение № 1). При оформлении контрольной работы на титульном листе указываются наименование университета, факультет и специальность (название и шифр), дисциплина, Ф.И.О. студента (см. приложение № 2).При выполнении задания необходимо переписать условие задачи. Для замечаний рецензента оставляют поля. В конце работы указывают используемую литературу, ставят подпись и дату выполнения работы.Если контрольная работа не зачтена, то неверно решенные задачи исправляются студентом в этой же тетради на чистых листах.

Лабораторные занятия. Выполняются студентом по основным разделам курса. Для выполнения лабораторных работ студенту необходимо иметь лабораторную тетрадь.

Зачет. После выполнения лабораторного практикума студенты сдают зачет по практическому материалу. Для сдачи зачета в объеме курса необходимо уметь объяснять ход выполнения опытов, принципы методов, делать выводы, составлять уравнения реакций.

Экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты, которые выполнили контрольную работу, получили зачет по лабораторному практикуму.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Статическая биохимия

Биохимия печени

264. Перечислите основные функции печени.

265. Перечислите, какие биохимические реакции протекают в печени. Напишите реакцию дезаминирования глутаминовой кислоты.

266. Охарактеризуйте роль печени в обмене углеводов.

267. Опишите изменения углеводного обмена при болезнях печени.

268. Охарактеризуйте роль печени в липидном обмене.

269. Перечислите и охарактеризуйте основные патологии липидного обмена в печени. Роль липотропных веществ.

270. Опишите роль печени в обмене аминокислот, белков.

271. Перечислите, какие изменения белкового обмена происходят при болезнях печени.

272. Охарактеризуйте биохимическую роль печени в обмене гормонов, минеральных веществ и витаминов.

273. Опишите виды обезвреживания (детоксикации) в печени.

274. Приведите примеры обезвреживания чужеродных веществ (ксенобиотиков) и эндогенных токсинов в печени.

275. Экскреторная функция печени. Химический состав желчи. Функциональные пробы, отражающие экскреторную функцию печени.

Биохимия мышц и мяса

276. Назовите отличия в строении поперечнополосатой мышечной тканиот гладкой мышечной. Назовите основные компоненты мышечной ткани.

277. Химический состав мышц: важнейшие белки (миозин, актин, актомиозин, тропонин) и экстрактивные вещества. Биосинтез креатинина, обмен креатинфосфата. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления.

278. Саркоплазматические белки: миоглобин, его строение и функция. Особенности энергетического обмена в мышцах. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях. Креатинин и креатинурия у детей.

279. Важнейшие белки межклеточного матрикса: коллаген, эластин. Биосинтез и созревание коллагена. Участие витамина С в синтезе коллагена. Экскреция оксипролина — показатель скорости распада коллагена.

280. Структурная организация и основные функции межклеточного матрикса и соединительной ткани. Протеогликаны. Гликозаминогликаны. Роль соединительной ткани в заживлении ран.

281. Назовите основные биогенные молекулы мышц, участвующих в энергетических процессах. Дайте им характеристику. Синтез креатинфосфата. Его биологическая роль.

282. Напишите формулы карнитина, карнозина, ансерина. Их биологическая роль.

283. Дайте характеристику основных липидов мышечной ткани.

284. Опишите процессы перекисное окисление липидов. Высоко- и низкомолекулярные антиоксиданты мышц. Возможности использования антиоксидантов в животноводстве.

285. Охарактеризуйте пищевую и энергетическую ценность мяса (говядина, телятина, свинина, баранина).

286. Охарактеризуйте пищевую и энергетическую ценность мяса птиц и кроликов.

287. Охарактеризуйте влияние возраста животного, пола, породы, кормов, здоровья на качество мяса и его биохимический состав.

288. Опишите биологическое значение белков мяса и их химический состав. КБП (качественный белковый показатель). КИБ (коэффициент использования белка).

289. Дайте характеристику биологического значения липидов мяса (триглицериды, фосфолипиды, холистерин) и их химического состава. Температура плавления и йодное число жиров.

290. Перечислите минеральные вещества и витамины мяса, их биологическую роль и содержание в мясе.

291. Охарактеризуйте биохимические процессы послеубойного окоченения.

292. Опишите процессы созревания (ферментации) мяса.

293. Назовите и охарактеризуйте основные пороки созревания мяса (виды порчи)

294. Охарактеризуйте физические и биохимические изменения при замораживании и хранении мяса.

295. Опишите способы повышения устойчивости мяса и мясопродуктов при хранении и переработке. Действие химических консервантов, антибиотиков, фитонцидов.

296. Опишите химические изменения мяса при посоле. Действие поваренной соли, сахара, нитратов и нитритов.

297. Охарактеризуйте физико-химические изменения мяса при термической обработке, копчении.

298. Раскройте роль стрессовых факторов, влияющих на качество мяса. Профилактика предубойных стрессов.

299. Перечислите посторонние вещества (антибиотики, пестициды, нитраты, тяжелые металлы, радиоактивные изотопы и др.) мяса.

Биохимия молока

300. Охарактеризуйте основные этапы образования и выделения молока, апокриловый и мерокриловый типы секреции молока.

301. Охарактеризуйте молозивный, основной, стародойный периоды лактации.

302. Назовите основные компоненты молока – средний химический состав, сухой остаток, СОМО.

303. Опишите особенности химического состава и физико-химических свойств молозива.

304. Дать характеристику казеинов молока.

305. Дать характеристику основных сывороточных белков молока.

306. Дать характеристику небелковых азотистых соединений молока (мочевина, пептиды и аминокислоты, креатин, креатинин, аммиак, мочевая кислота).

307. Дать характеристику ферментов молока – оксидоредуктазы (дегидрогеназы, оксидазы, пероксидазы, каталаза), гидролазы (липаза, фосфатаза, лактаза, амилаза, протеиназы), лактозосинтетаза, декарбоксилаза.

308. Напишите структурную формулу лактозы и охарактеризуйте ее свойства. Объясните образование лактулозы. Моносахара молока. Строение, содержание. Их фосфорные эфиры.

309. Охарактеризуйте гормоны молока – пролактин, окситоцин, кортикостериоды, андрогены, эстрагены, тироксин.

310. Дать характеристику основных витаминов молока.

311. Дать характеристику макро- и микроэлементов молока.

312. Дать характеристику липидов молока.

313. Дать характеристику фосфолипидов и стеринов молока.

314. Опишите физико-химические свойства молочного жира: число омыления, йодное число, число Рейхерта-Мейссля и др.

315. Назовите посторонние вещества (антибиотики, микотоксины, пестициды, нитраты, тяжелые металлы, радиоактивные изотопы и др.) молока.

316. Опишите физико-химические свойства молока (плотность, кислотность и др.).

317. Раскройте роль возраста животного, сезонов и периода лактации на качество молока и его биохимический состав.

318. Раскройте роль здоровья животного на качество молока и его биохимический состав.

319. Раскройте роль кормов на качество молока и его биохимический состав.

320. Раскройте роль породы животного на качество молока и его биохимический состав.

321. Опишите состав и свойства молока других сельскохозяйственных животных (козье, овечье, кобылье).

322. Охарактеризуйте физико-химические изменения молока при его охлаждении и замораживании

323. Охарактеризуйтефизико-химические изменения молока при его нагревании.

324. Объясните проявления бактерицидных свойств молока. Микрофлора молока.

325. Опишите биохимические процессы при разных видах брожения углеводов молока (молочнокислое, пропионовокислое, спиртовое, маслянокислое).

326. Дайте характеристику основным биохимическим процессам при производстве кисломолочных продуктов.

327. Дайте характеристику основным биохимическим процессам при производстве сыров.

328. Дайте характеристику основным биохимическим процессам при производстве масла.

329. Назовите основные пороки молока биохимического происхождения.

Биохимия крови

330. Опишите физико-химические свойства крови (рН, осмотическое давление, вязкость) и их клинико-диагностическое значение.

331. Охарактеризуйте химический состав крови.

332. Перечислите и охарактеризуйте белки плазмы крови.

333. Опишите альбумины крови по схеме: строение, биосинтез, период полураспада, изоэлектрическая точка, содержание в плазме крови в норме и при патологиях.

334. Охарактеризуйте глобулины крови (α, β, γ) по схеме: строение, биологическая роль, содержание в норме и при патологиях.

335. Опишите специфические белки плазмы крови: церулоплазмин, интерферон, пропердин, их биологическую роль, содержание в норме и при патологиях.

336. Изобразите строение гемоглобина и его патологических форм.

337. Что такое анемия. Опишите основные виды анемий (серповидная, геминовая, смешанная, инфекционная).

338. Опишите липо- и гликопротеиды крови по схеме: состав, формы, биологическая роль и их клинико-диагностическое значение.

339. Приведите методы разделения липопротеидов плазмы крови, характеристика отдельных фракций, диагностическое значение, их определения (ЛПОН, ХМ, ЛПНП, ЛПВП).

340. Охарактеризуйте фибриноген крови по схеме: строение, биологическая роль, клинико-диагностическое значение. Приведите основные патологии свертывания крови.

341. Опишите ферменты крови, энзимодиагностика в клинической биохимии.

342. Перечислите небелковые азотистые вещества крови и их клинико-диагностическое значение.

343. Остаточный азот плазмы крови. Опишите его клинико-диагностическое значение.

344. Охарактеризуйте мочевину и мочевую кислоту плазмы крови по схеме: строение, биосинтез, содержание в норме и при патологиях, клинико-диагностическое значение.

345. Опишите билирубин плазмы крови по схеме: строение, содержание в норме и при патологиях, клинико-диагностическое значение.

346. Охарактеризуйте углеводы плазмы крови по схеме: строение, содержание в норме и при патологиях, клинико-диагностическое значение.

347. Опишите холестерин крови по схеме: строение, содержание в норме и при патологиях, клинико-диагностическое значение.

348. Перечислите и охарактеризуйте электролиты крови и их клинико-диагностическое значение.

349. Опишите биологическую роль и клинико-диагностическое значение макроэлементов крови.

350. Перечислите жирорастворимые витамины крови, признаки гипо- , гипер- и авитаминозов, содержание в норме и клинико-диагностическое значение.

351. Какие витамины крови относятся к антианемическим: опишите их биологическую роль, содержание в норме и их клинико-диагностическое значение.

352. Какие витамины крови относятся к антидерматитным: опишите их биологическую роль, содержание в норме и их клинико-диагностическое значение.

353. Охарактеризуйте дыхательную функцию крови, перенос кислорода и углекислого газа в организме.

354. Адаптация организма при гипоксии.

355. Опишите биологическую роль и клинико-диагностическое значение микроэлементов крови.

356. Назовите буферные системы плазмы крови и эритроцитов.

357. Опишите биологическую роль и клинико-диагностическое значение щелочного резерва и кислотной емкости крови.

Биохимия мочи

358. Охарактеризуйте химический состав мочи различных животных.

359. Опишите клинико-диагностическое значение физических свойств мочи животных.

360. Реакция среды мочи плотоядных и травоядных животных. Назовите причины различия и их клинико-диагностическое значение.

361. Перечислите и охарактеризуйте постоянные азотистые вещества мочи. Какое клинико-диагностическое значение они имеют.

362. Опишите клинико-диагностическое значение определения мочевины в моче, содержание в норме и при патологиях.

363. Охарактеризуйте клинико-диагностическое значение определения клиренса креатинина в моче, содержание креатина и креатинина в норме и при патологиях.

364. Опишите клинико-диагностическое значение определения мочевой кислоты в моче животных, содержание в норме и при патологиях.

365. Охарактеризуйте клинико-диагностическое значение животного индикана в моче, его строение и происхождение.

366. Перечислите и охарактеризуйте постоянные безазотистые вещества мочи и их клинико-диагностическое значение.

367. Опишите и перечислите минеральные вещества мочи, их клинико-диагностическое значение.

368. Назовите и охарактеризуйте патологические компоненты мочи, их клинико-диагностическое значение.

369. Перечислите и опишите виды и причины протеинурий.

370. Опишите и перечислите виды и причины глюкозурии. Охарактеризуйте алиментарную и патологическую глюкозурию.

371. Клинико-диагностическое значение кетоновых тел в моче.

372. Охарактеризуйте желчные пигменты в моче и их клинико-диагностическое значение.

373. Клинико-диагностическое значение появления в моче крови и кровяных пигментов. Перечислите причины гемоглобинурии.

374. Охарактеризуйте осадки кислой мочи.

375. Перечислите и охарактеризуйте осадки щелочной мочи.

376. Охарактеризуйте неорганизованные осадки патологической мочи.

377. Опишите особенности химического состава мочи птиц.

378. Охарактеризуйте неспецифические лабораторные маркеры заболеваний мочевыделительной системы (бактериурия, пиурия, протеинурия, альбуминурия, кетонурия, гемоглобинурия, гематурия).

379. Опишите биохимические изменения при острой и хронической почечной недостаточности. Перечислите определяемые лабораторные показатели.

Биохимия нервной ткани

380. Дайте общую характеристику биохимии нервной ткани.

381. Перечислите особенности химического состава нервной ткани (липиды, белки, аминокислоты, углеводы, энергетический обмен).

382. Особенности метаболизма углеводов в нервной ткани.

383. Особенности метаболизма липидов в нервной ткани.

384. Особенности метаболизма белков в нервной ткани.

385. Особенности метаболизма аминокислот в нервной ткани.

386. Особенности энергетического обмена в нервной ткани.иведите особенности химического состава церебро-спинальной жидкости.

387. Объясните механизмы проведения и передачи нервного импульса. Потенциал покоя и потенциал действия. Синапсы, синаптическая передача.

388. Напишите нейромедиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, гамма-аминомасляная кислота, глицин, гистамин.

Биохимия яйца

389. Охарактеризуйте химический состав скорлупы яйца.

390. Охарактеризуйте химический состав яичного белка.

391. Химический состав желтка яйца.

392. Охарактеризуйте витамины яйца

393. Влияние кормления птиц на химический состав яйца и цвет желтка.

Биохимия растений

394. Дайте характеристику органических кислот в растениях. Оксибензойные и оксикоричные кислоты.

395. Дайте характеристику катехинов, лейкоантоцианов, антоцианов, флаванонов, флавонов и флавонолов растений.

396. Дайте характеристику дубильных веществ в растительной продукции. Лигнин, меланины.

397. Дайте характеристику терпеноидных соединений – мирцен, линалоол, гераниол, цитронеллол, a- и b-цитрали, ментол и карвон, лимонен, a-терпинеол, пинен, камфен, борнеол, камфора. Растительные смолы

398. Опишите строение, свойства и классификацию алкалоидов – производных пиридина и пирролидина, хинолина и изохинолина, индола, пурина, тропана, ароматических соединений. Изменение содержания алкалоидов в процессе роста и развития растений.

399. Опишите строение, свойства и классификацию гликозидов – амигдалина, пруназина, вицианина, линамарина, ванилина, глюконастурцина, арбутина, сердечных и флавоноидных гликозидов, сапонинов. Особенности строения S-гликозидов и N-гликозидов.

400. Опишите механизмы ассимиляции растениями нитратного азота и причины накопления нитратов в растительной продукции;особенности действия нитратредуктазы и нитритредуктазы.

401. Охарактеризуйте химический состав зерна злаковых культур, белки зерна; химический состав и качество клейковины пшеницы; изменение содержания углеводов, липидов, витаминов, азотистых веществ и качества клейковины при созревании зерна; биохимические процессы при послеуборочном дозревании и хранении зерна.

402. Охарактеризуйте химический состав зерна зернобобовых культур; биохимические процессы при созревании, послеуборочном дозревании и хранении.

403. Охарактеризуйте химический состав семян масличных растений; биохимические процессы при созревании, послеуборочном дозревании и хранении.

404. Назовите особенности аминокислотного и фракционного состава белков злаковых культур (на примере пшеницы) по сравнению с белками бобовых и масличных культур.

405. Охарактеризуйте химический состав клубней картофеля; изменение химического состава при созревании и хранении.

406. Охарактеризуйте химический состав корнеплодов; биохимические процессы при созревании и хранении.

407. Охарактеризуйте химический состав плодов и ягод; биохимические процессы при созревании и хранении.

408. Охарактеризуйте химический состав овощей; биохимические процессы в созревающих овощах.

СИТУАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Известно, что употребление в пищу сырых яиц может вызвать гиповитаминоз витамина Н. В составе яиц содержится белок авидин, который способен взаимодействовать с витамином Н и препятствовать его всасыванию в желудочно-кишечном тракте. Объясните, почему вареные яйца таким эффектом не обладают?

2. При длительном приеме антибиотиков или сульфаниламидных препаратов у животного может развиться гиповитаминоз витамина В6. Чем это может быть обусловлено?

3. Соли тяжелых металлов токсичны для живых организмов. Объясните механизм токсического действия данной группы соединений. В качестве первой помощи при отравлении солями тяжелых металлов пострадавшему можно дать выпить сырой яичный белок. Обоснуйте целесообразность таких действий.

4. Витамины А и D можно применять сразу за один прием в таком количестве, которого достаточно для поддержания их уровня в течение нескольких недель, витамины же группы В необходимо принимать значительно чаще. Почему?

5. Объясните, почему при интенсивной физической нагрузки у лошади активируется скорость реакций цитратного цикла? Напишите реакции, скорость которых при этом возрастает. Объясните почему?

6. Непосредственно в реакциях цикла Кребса кислород не участвует, но он является аэробным процессом. Объясните, почему он ингибируется в отсутствии кислорода?

7. В физиологических условиях температура животного выше температуры окружающей среды. Объясните, какимибиохимическими процессами обусловлена эта разница?Какую роль в этом играют митохондрии? Ответ обоснуйте.

8. При увеличении концентрации АДФ в клетке скорость цикла трикарбоновых кислот быстро увеличивается.Увеличение активности какого фермента (ферментов) приводит к ускорению реакций всего цикла? Каков механизм активирующего эффекта избытка АДФ?

9. У животного с повышенной функцией щитовидной железы наблюдается уменьшение веса, субфебрильная температура, повышенная раздражительность. Объясните биохимические причины наблюдаемых симптомов заболевания.

10. Животному проводится лечение преднизолоном, относящимся к глюкокортикоидам. Как изменятся обменные процессы у этого животного?

11. При стрессе выделение адреналина стимулирует распад гликогена в печени, сердце и скелетных мышцах. Продуктом распада гликогена в печени является глюкоза, в скелетных же мышцах гликоген расщепляется в ходе гликогенолиза. Почему конечные продукты расщепления гликогена в этих тканях оказываются разными?

12. Сердечная мышца использует в качестве "горючего" жирные кислоты, а скелетная мышца - глюкозу. Объясните это различие в субстратах окисления и подсчитайте энергетический эффект окисления одной молекулы глюкозы и одной молекулы стеариновой кислоты.

13. У кошки, длительно не употреблявшей в пищу жиров, но получавшей достаточное количество углеводов и белков, обнаружены дерматит, плохое заживление ран, ухудшение зрения, снижена половая функция. При назначении диеты, содержащей рыбий жир, симптомы исчезли. Объясните возможные причины нарушения обмена.

14. Действие токсических веществ, например, длительное употребление алкоголя, может привести к жировому перерождению печени. Для лечения этого заболевания одним из препаратов является метионин. Объясните механизмы жирового перерождения печени, используя схему синтеза триглицеридов и фосфатидов. Какова роль метионина, в этих процессах? Назовите другие липотропные вещества.

15. При исследовании крови собаки было обнаружено повышенное содержание креатинфосфокиназы (КФК-МВ). Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

16. При определении содержания общего билирубина в крови у собаки его уровень оказался равным 45 ммоль/л (норма 3,0 - 13,50 ммоль/л). Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

17. При определении содержания мочевой кислоты в плазме крови кошки ее количество оказалось равным 180 мкмоль/л ( норма до 150 мкмоль/л). Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

18. В сыворотке крови коровы обнаружено повышенное содержание глюкозы (8 ммоль/л) и гликированного гемоглобина (8,5 %). Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

19. В сыворотке крови теленка было обнаружено резкое увеличение активности щелочной фосфатазы и снижение ионного кальция и неорганического фосфора. Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

20. В результате анализа сыворотки крови у высокопродуктивной коровы, взятой натощак, было обнаружено высокое содержание кетоновых тел (150 мг%). Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

21. В результате анализа сыворотки крови у высокопродуктивной коровы, взятой натощак, было обнаружено высокое содержание кетоновых тел (150 мг%). Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

22. В крови новорожденного щенка уровень билирубина составляет 300 ммоль/л. Каковы возможные причины, предварительный диагноз?

23. При энзимологическом анализе крови у коровы после отела было обнаружено 4-кратное увеличение активности щелочной фосфатазы. Возможные причины этого явления? Назовите возможные причины и поясните механизм развития метаболических нарушений.

24. Содержание молочной кислоты в крови больной лошади достигает 8 ммоль/л( норма до 1,4 ммоль/л). Каковы возможные причины? Какие метаболические нарушения связаны с лактацидозом?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Биологическая химия под редакцией Ковалевской Н.И. Москва, Academa, 2005

2. Грозина А.А. Биохимия молока и мяса. – Барнаул,АГАУ, 2007

3. Короткевич О.С. Биохимия молока, Новосибирск, 2007

4. Метревели Т.В. Биохимия животных. Лань, 2005

5. Нечаев А.П. Пищевая химия. 2007

6. Новиков Н.Н. Биохимия растений. – М.: Колос С, 2010

7. Рогов И.А. Химия пищи. 2007

8. Рогожин В.В. Биохимия молока и молочных продуктов. - Санкт-Петербург, ГИОРД, 2006

9. Рогожин В.В. Биохимия мышц и мяса . - Санкт-Петербург, ГИОРД, 2006

10. Розанцева Э.Г. Биохимия мяса и мясных продуктов. Колос. 2007

11. Северин Е.С. Биохимия. Лань, 2011.

12. Хазипов Н. З.Биохимия животных с основами физколлоидной химии: учебник для вузов.-М.:КолосС,2010

13. Зайцев С.Ю., Ю.В.Конопатов. Биохимия животных. Фундаментальные и клинические аспекты. Лань, 2005

14. Щербаков В.Г., Лобанов В.Г., Прудникова Т.Н., Минакова А.Д.- Биохимия.Санкт-Петербург. ГИОРД, 2009

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Doal – база данных иностранных журналов;

Консор, Агропоиск – современные базы данных;

Реферативная база данных Агрикола и ВИНИТИ;

ChemExper - поиск соединений в различных базах данных;

ISI'sReactionCitationIndex (RCI) – база данных по химическим реакциям;

PubSCIENCE - доступ к аннотациям статей в журналах;

CambridgeCrystallographicDataCentre– поисковая система по свойствам веществ в базе CambridgeStructuralDatabase;

БАЗА ДАННЫХ "ХИМИЯ" Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ) - доступен раздел по физико-химической биологии;

MDLInformationSystems – информационно-поисковая система в области естественных наук и химии;

AntiBase 2.0 – база данных природных веществ;

Rambler, Yandex, Google – информационно-справочные и поисковые системы

WWW.asau.ru– электронно-библиотечная система, из-во «Лань»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Варианты для контрольной работы по биохимии

для специальности «Ветеринария»

  # Последняя цифра шифра
1,32,6393,124,160,199253 2,60,64,94,125,161,200254 3,33,65,95,126,162,201255 4,34,66,96,127,163,202256 5,35,67,97,128,164,203257 6,36,68,98,129,165,204258 7,37,69,99,130,166,205259 8,38,70,100,131167,206260 9,39,71,101,132168,207261 10,40,72102,133,169,208,262
11,41,73103,134,170,209,263 12,42,74104,135,171,210,264 13,43,75105,136,172,211,265 14,44,76106,137,173,212,266 15,45,77107,138,174,213,267 16,46,7,108,139,175,214,268 17,47,79109,140,176,215,269 18,48,80,110,14,177,216,270 19,49,81111,142178,217,271 20,50,82112,143,179,218,272
21,51,83113,144,180,219,273 22,52,8,114,145,181,220,274 23,53,85115,146,182,221,275 24,54,86116,147,183,222,330 25,55,87117,148,184,223,331 26,56,88118,149,185,224,332 27,57,89119,150,186,225,333 28,58,90120,151,187,226,334 29,59,91121,152,188,227,335 30,32,92122,153,189,228,336
1,33,64,95,154, 190,229,337 2,34,65,96,126, 191,230,338 3,35,66,97,127, 192,231,339 4,36,67,98,128, 193,232,340 5,37,68,99,129, 194,233,341 6,38,69,100,130,195,234,342 7,39,70,101,131,196,235,343 8,40,71,102,132,197,236,344 9,41,72,103,133,165,237,345 10,42,73104,134,166,238,346
11,43,74105,135,167,239,347 12,44,75106,136,168,240,348 13,45,76107,137,169,241,349 14,46,7,108,138,170,242,350 15,47,78109,139,171,243,360 16,48,7,110,140,172,244,370 17,49,8,111,141,173,245,371 18,50,8,112,142,174,246,372 19,51,82113,143,175,247,371 20,52,83114,144,176,248,372
21,53,84115,145,177,249,373 22,54,8,116,146,178,199,374 23,55,86117,147,179,200,375 24,56,87118,148,180,201,376 25,57,8,119,149,181,202,378 26,58,89120,150,182,203,379 27,59,90121,151,183,204,380 28,60,91122,152,184,205,381 29,34,9,121,153,185,206,382 30,35,65120,154,186,207,383
2,36,66,119,128,187,208,384 3,37,67,118,129,188,209,385 4,38,68,117,130,189,210,386 5,39,69,116,131,190,211,387 6,40,70,115,132,191,212,388 7,41,71,114,133,192,213,389 8,42,72,113,134,193,214,390 9,43,73,112,135,194,215,391 10,44,74111,136,160,216,330 11,45,75110,137,161,217,331
12,46,76109,138,162,218,332 13,47,77108,139,163,219,333 14,48,78107,140,164,220,334 15,49,79106,141,165,221,335 16,50,8,105,142,166,222,336 17,51,81104,143,167,223,337 18,52,82103,144,168,224,338 19,53,83102,145,169,225,339 20,54,84101,146,170,226,340 21,55,85100,147,171,227,341
22,56,8699,148 172,228,342 23,57,8798,149 173,229,343 24,58,8897,150 174,230,344 25,59,89,96,151,175,231,345 26,60,9095,152,176,232,346 27,32,9194,153,177,233,347 28,33,92100,154,178,234,348 29,34,66102,124,179,235,349 30,35,67103,125,180,236,350 31,36,68104,126,181,237,351
3,37,69,105,127,182,238,352 4,38,70,106,128,183,239,353 5,39,71,107,129,184,240,354 6,40,72,108,130,185,241,355 7,41,73,109,131,186,242,356 8,42,74,110,132,187,243,357 9,43,75,111,133,188,244,358 10,44,76112,134,189,245,359 11,45,77114,135,190,246,360 12,46,78115,136,191,247,361

# - предпоследняя цифра зачетной книжки

Варианты для контрольной работы по биохимии

для направления подготовки

«Ветеринарно-санитарная экспертиза»»

  # Последняя цифра зачетной книжки
1,32,6393,124,160,199276 2,60,64,94,125,161,200277 3,33,65,95,126,162,201278 4,34,66,96,127,163,202279 5,35,67,97,128,164,203280 6,36,68,98,129,165,204281 7,37,69,99,130,166,205,282 8,38,70,100,131167,206283 9,39,71,101,132168,207284 10,40,72102,133,169,208,285
11,41,73103,134,170,209,286 12,42,74104,135,171,210,287 13,43,75105,136,172,211,288 14,44,76106,137,173,212,289 15,45,77107,138,174,213,290 16,46,78108,139,175,214,291 17,47,79109,140,176,215,292 18,48,80110,141,177,216,293 19,49,81111,142,178,217,294 20,50,82112,143,179,218,295
21,51,83113,144,180,219,296 22,52,84114,145,181,220,297 23,53,85115,146,182,221,298 24,54,86116,147,183,222,299 25,55,8,117,148,184,223,300 26,56,88118,149,185,224,301 27,57,89119,150,186,225,302 28,58,90120,151,187,226,303 29,59,91121,152,188,227,304 30,32,92122,153,189,228,305
1,33,64,95,154 190,229,306 2,34,65,96,126 191,230,307 3,35,66,97,127, 192,231,308 4,36,67,98,128, 193,232,309 5,37,68,99,129, 194,233,310 6,38,69,100,130,195,234,311 7,39,70,101,131,196,235,312 8,40,71,102,132,197,236,313 9,41,72,103,133,165,237,314 10,42,73104,134,166,238,315
11,43,74105,135,167,239,316 12,44,75106,136,168,240,317 13,45,76107,137,169,241,318 14,46,77108,138,170,242,319 15,47,78109,139,171,243,320 16,48,79110,140,172,244,321 17,49,80111,141,173,245,322 18,50,8,112,142,174,246,323 19,51,82113,143,175,247,324 20,52,83114,144,176,248,325
21,53,84115,145,177,249,326 22,54,85116,146,178,199,327 23,55,8,117,147,179,200,328 24,56,87118,148,180,201,329 25,57,88119,149,181,202,392 26,58,8,120,150,182,203,393 27,59,9,121,151,183,204,394 28,60,9,122,152,184,205,395 29,34,9,121,153,185,206,396 30,35,6,120,154,186,207,300
2,36,66,119,128,187,208,301 3,37,67,118,129,188,209,302 4,38,68,117,130,189,210,303 5,39,69,116,131,190,211,304 6,40,70,115,132,191,212,305 7,41,71,114,133,192,213,306 8,42,72,113,134,193,214,307 9,43,73,112,135,194,215,308 10,44,7,111,136,160,216,309 11,45,7,110,137,161,217,310
12,46,76109,138,162,218,311 13,47,77108,139,163,219,312 14,48,78107,140,164,220,313

Наши рекомендации