Занятие 14.Основные углеводы пищи. Переваривание и всасывание углеводов. Синтез и распад гликогена.

Цель:изучить функции углеводов, суточную потребность, особенности переваривания и всасывания; основные пути использования глюкозы; синтез и мобилизацию гликогена.

Студент должен знать:

1. Классификацию сахаров, важнейшие группы углеводов, представляющих пищевую ценность для человека, индивидуальные углеводы в рационе питания человека. Суточную потребность в углеводах.

2. Различия между крахмалом, гликогеном и клетчаткой, биологическое значение этих соединений.

3. Ферменты пищеварительного тракта, катализирующие распад олиго- и полисахаридов в пищеварительном тракте, места их продукции и условия, определяющие их активность. Мальабсорбция.

4. Механизм всасывания углеводов и дальнейшая судьба моносахаридов после их всасывания в кишечнике.

5. Первую реакцию, в которую вовлекается глюкоза в клетках, продукт реакции и пути его дальнейшего превращения.

6. Концентрацию глюкозы в крови в норме.

7. Синтез гликогена

8. Распад гликогена, органоспецифические особенности

Студент должен уметь:

1. Воспроизвести структурные формулы глюкозы, фруктозы, галактозы, различать полисахариды, распад которых амилазы пищеварительного тракта человека катализируют или не катализируют.

2. Составить общую схему, изображающую «судьбу» (дальнейшие превращения) глюкозо-6-фосфата.

3. Составить схему синтеза гликогена с указанием ферментов.

4. Составить схему распада гликогена в мышцах и печени.

Особенности мобилизации гликогена в мышцах и печени.

Студент должен получить представление:

1. О белках-переносчиках (транспортерах) моносахаров.

Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

- определение класса «Углеводы» и их классификацию,

- строение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, способы связи между моносахаридами в ди- и полисахаридах.

-представление о качественных реакциях, позволяющих обнаружить углеводы без их выделения из биоматериала.

Задания для самоподготовки:

Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:

1.Перечислите важнейшие пищевые углеводы. Вспомните строение важнейших углеводов: полисахариды, олигосахариды, моносахариды.

2. Перечислите биологическое значение углеводов в организме:

3. Проверьте свои знания: Углеводы (отметьте правильные утверждения):

а. Являются источником энергии; б. В комплексе с белками могут выполнять рецепторную функцию; в. Входят в состав мембран; г. В виде глюкозаминогликанов входят в состав межклеточного матрикса; д. Участвуют в синтезе иммуноглобулинов; е. Входят в состав подкожного слоя и обеспечивают терморегуляцию

4. Перечислите источники углеводов в питании человека, разделяя их по происхождению и структуре. Суточная потребность углеводов.

5. Заполните таблицу «Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте»:

углеводы пищи фермент,катализирующий переваривание локализация процесса Продукты реакции
крахмал ? ? ?

В колонке 1 запишите последовательно основные углеводы пищи

6.Проверьте свои знания: Установите соответствие:

А. Амилаза слюны; Б. Панкреатическая амилаза;

В. Оба фермента; Г. Ни один

1. Основным продуктом гидролиза являются декстрины;

2. Основными продуктами гидролиза являются мальтоза и изомальтоза;

3. Расщепляют альфа-1,6-гликозидные связи;

4. Относится к классу гидролаз

7. Дайте содержание понятия «мальабсорбция». Укажите причину мальабсорбции.

8. Перечислите механизмы всасывания моносахаров в кишечнике и необходимые условия для их осуществления.

9. Проверьте свои знания: Инсулинзависимые переносчики глюкозы имеются в клетках:

а. Жировой ткани; б. Мозга; в. Кишечника; г. Скелетных мышц;

д. Поджелудочной железы

10. Проверьте свои знания:Транспорт глюкозы в клетки мозга происходит:

а. По градиенту концентрации; б. Не зависит от инсулина;

в. С участие ГЛЮТ; г. С затратой энергии АТФ

11. Запишите начальную реакцию метаболизма глюкозы в клетке, указав катализирующий ее фермент. Биологическое значение этой реакции.

12.Запишите название 4-х метаболических путей, по которым может использоваться глюкозо-6-фосфат с указанием их конечных продуктов.

13.Вспомните строение гликогена. Составьте схему синтеза гликогена.В каких тканях преимущественно синтезируется гликоген. В какие периоды (абсорбтивный, постабсорбтивный, голодание) синтезируется гликоген?

14. Составьте схему распада (мобилизации) гликогена. В какой период (абсорбтивный, постабсорбтивный, голодание) мобилизуется гликоген?

15. В каких пределах колебаний содержание глюкозы в крови является нормой? Дайте содержание понятий «нормогликемия». «гипогликемия», «гипергликемия»

Аудиторная работа

Привести аргументированные ответы на следующие вопросы

или выполнить указанные действия:

1. Энерготраты обследуемого пациента составляют 35000 ккал/сут. Липидами и белками рациона обеспечено 40% энерготрат.

Рассчитать потребность в углеводах:

а) при их полном усвоении,

б)при усвоении 75% углеводов пищевого рациона.

2. Какой моносахарид образуется в наибольших количествах при переваривании углеводов.

3. Почему целлюлоза не расщепляется в желудочно-кишечном тракте.

4. Составьте схему дальнейших превращений в клетке глюкозо-6 фосфата:

¯­

глюкозо-6-фосфат®

¯

5. Заполните таблицу:

Пути-источники глюкозы в крови Пути использования глюкозы
   
   
   

6. Оставьте только верные утверждения: Недостаточность лактазы проявляется: усилением симптоматики при нагрузке лактозой; ростом гликемии при нагрузке лактозой; при нагрузке глюкозой; диета без сахарозы устраняет симптомы; диета без лактозы устраняет симптомы; кал с низким рН; реакция кала щелочная.

7. На схеме синтеза гликогена укажите ферменты. Выделите регуляторный фермент (отметьте *).

8. На схеме мобилизации гликогена укажите ферменты. Выделите регуляторный фермент (отметьте *).

На схеме показать возможные пути превращения метаболита (глюкоза-6-фосфата) в печени и мышцах. Обратить внимание на органоспецифичные особенности..

Наши рекомендации