Строение эукариотических и прокариотических клеток

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемый студент!

Данные методические рекомендации по дисциплине «Биология» для студентов специальностей технического профиля 09.02.02 Компьютерные сети, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). помогут Вам организовать свою работу на практических занятиях.

Практические задания выполняются в тетрадях для практических занятий по учебной дисциплине. Все записи в процессе выполнения ведутся аккуратно.

Приступая к выполнению практического задания, Вам необходимо внимательно прочитать его цель, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Биология», который проводится по окончании изучения дисциплины.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии на практическом занятии практические задания выполняются в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.

Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при их выполнении у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.

Желаем Вам успехов!

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание Стр.
Пояснительная записка
Практическое занятие № 1. Строение эукариотических и прокариотических клеток
Практическое занятие № 2. Каталитическая активность ферментов в живых тканях
Практическое занятие № 3. Решение генетических задач
Список рекомендуемых источников

Практическое занятие № 1

СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКИХ И ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ КЛЕТОК

Цель: сравнить строение растительной и животной клеток.

Студент должен:

уметь: сравнивать строение и морфологические особенности клеток растений и животных;

знать: состав и строение растительной и животной клеток особенности строения и функционирования растительной и животной клеток;

иметь сформированные компетенции: способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы.

Обеспеченность занятия

Оборудование и инструменты: простые и цветные карандаши.

Раздаточные материалы: учебники по биологии, данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

строение эукариотических и прокариотических клеток - student2.ru

Рисунок 1.1 – Растительная клетка

строение эукариотических и прокариотических клеток - student2.ru

Рисунок 1.2 – Животная клетка

Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Зарисуйте растительную и животную клетки и обозначьте все органоиды.

3. Заполните таблицу 1.1.

Таблица 1.1

Признак Растительная клетка Животная клетка
Клеточная стенка    
Пластиды    
Клеточный центр    
Вакуоли    
Способ питания    

4. Сформулируйте вывод о сходстве и различии в строении растительных и животных клеток.

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Как называется наука о клетке?

2. Перечислите органоиды клетки.

3. Назовите особенности строения клеточной мембраны растительной и животной клеток.

4. Может ли существовать и нормально функционировать клетка, лишенная ядра?

5. В чем заключаются сходство и различие растительной и животной клеток?

Практическое занятие № 2

Обеспеченность занятия

Оборудование и инструменты: сырой и варёный картофель, сырая и вареная печень, лист элодеи (другого растения), свежий 3% - ный раствор пероксида водорода, стеклянные стаканчики объемом 100 мл, пинцет, песок, ступка, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. В каких стаканчиках проявилась активность фермента? Объясните, почему.
  2. Как проявляется активность фермента в живых и мертвых тканях? Объясните наблюдаемое явление.
  3. Как влияет измельчение ткани на активность фермента?
  4. Различается ли активность фермента в живых тканях растений и животных?
  5. Как бы вы предложили измерить скорость разложения пероксида водорода?
  6. Как вы считаете, все ли живые организмы содержат фермент каталазу, обеспечивающий разложение пероксида водорода? Ответ обоснуйте.

Практическое занятие № 3

РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Цель: отработать навыки решения генетических задач.

Студент должен:

уметь: применять теоретические знания по генетике при решении генетических задач;

знать: закономерности наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику, законы генетики, установленные Г. Менделем;

иметь сформированные компетенции: использование информационных технологий для решения научных задач.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Чем отличаются доминантные признаки от рецессивных?
  2. Каким образом наследуется ген гемофилии?
  3. Что такое гетерозигота? Приведите 3 примера.
  4. Перечислите отличия гомозиготы от гетерозиготы.
  5. Для чего нужны знания генетических законов? Ответ обоснуйте.

Интернет-ресурсы

1 Биология в Открытом колледже [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.biology.ru.

2 Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bril2002.narod.ru.

3 Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kozlenkoa.narod.ru.

4 Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nature.ok.ru.

5 Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nrc.edu.ru.

6 Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sbio.info.

7 Биология в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.schoolcity.by.

8 Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm.

9 Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.5ballov.ru/test.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уважаемый студент!

Данные методические рекомендации по дисциплине «Биология» для студентов специальностей технического профиля 09.02.02 Компьютерные сети, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). помогут Вам организовать свою работу на практических занятиях.

Практические задания выполняются в тетрадях для практических занятий по учебной дисциплине. Все записи в процессе выполнения ведутся аккуратно.

Приступая к выполнению практического задания, Вам необходимо внимательно прочитать его цель, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практического задания.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Биология», который проводится по окончании изучения дисциплины.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии на практическом занятии практические задания выполняются в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.

Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при их выполнении у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.

Желаем Вам успехов!

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание Стр.
Пояснительная записка
Практическое занятие № 1. Строение эукариотических и прокариотических клеток
Практическое занятие № 2. Каталитическая активность ферментов в живых тканях
Практическое занятие № 3. Решение генетических задач
Список рекомендуемых источников

Практическое занятие № 1

СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКИХ И ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ КЛЕТОК

Цель: сравнить строение растительной и животной клеток.

Студент должен:

уметь: сравнивать строение и морфологические особенности клеток растений и животных;

знать: состав и строение растительной и животной клеток особенности строения и функционирования растительной и животной клеток;

иметь сформированные компетенции: способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы.

Обеспеченность занятия

Оборудование и инструменты: простые и цветные карандаши.

Раздаточные материалы: учебники по биологии, данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

Наши рекомендации