Г) осмотр зубов и составление зубной формулы

Показатели биологического возраста - прорезывание и смена зубов

Биологический возраст пол число постоянных зубов
замедленное развитие соответствующее возрасту ускоренное развитие
М Д 1–5 1–6 более 5 более 6
6,5 М Д 0–2 0–2 3–8 3–9 более 8 более 9
М Д менее 5 менее 6 5–10 6–11 более 10 более 11
7,5 М Д более 8 более 8 8–12 8–13 более 12 более 13

II. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Физическое развитие оценивают на основании сопоставления индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты), отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100—150 чел.) одного возра­ста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением раз­ных способов статического анализа (метода сигмальных отклоне­ний, регрессионного или центильного методов).

Определение точного возраста ребенка

Оценивать инди­видуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возраст­ной группе. Возраст определяется путем сопоставления даты рождения с датой обследования.

Возрастная группировка, применяемая в антропологических исследованиях, предусматривает определение возраста ребенка с точностью до дней. Для этого необходимо из даты обследования вычесть дату рождения ребенка.

Пример. Девочка родилась 26 декабря 1978 г., а медицинский осмотр проведен 3 января 1986 г. Определите возраст ребенка на день осмотра.

Дата осмотра 3 день 1 мес. 1986 г.

Дата рождения 26 день 12 мес. 1978 г.

7 дней Менее месяца Полные 7 лет

При вычитании следует пользоваться общеизвестными математиче­скими закономерностями. Точный возраст ребенка составил 7 лет и 7 дней.

Существенно облегчает задачу определения точного возраста табл. 3.

При использовании этой таблицы следует из года, когда про­водится обследование, вычесть год рождения ребенка, а затем из полученного числа вычесть или прибавить (в зависимости от зна­ка) число месяцев, указанное на пересечении горизонтального (месяц рождения) и вертикального (месяц обследования) столб­цов.

Таблица 3

Определение возраста ребенка на момент обследования

Месяц Месяц обследования    
рождения
+1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10 +11
-1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10
-2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9
-3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8
-4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7
-5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5 +6
-6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4 +5
-7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3 +4
-8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2 +3
-9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 +1 +2
-10 -9 -8 -7 -6 _5 -4 -3 -2 -1 +1
-11 -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1

Пример. Ребенок родился 07.10.1979, обследован 10.09.1989. Вычитая год рождения ребенка из года его обследования, получают возраст 10 лет. На пересечении горизонтального (10 месяц) и вертикального (9 ме­сяцев) столбцов табл. находим цифру «-1». Значит, до 10 лет недостает 1 мес. Следовательно, возраст ребенка в момент обследования составил 9 лет 11 мес.

Детей разных возрастов группируют по-разному. Для разработ­ки и правильного использования стандартов и других оценочных таблиц необходимо соблюдать правила возрастной группировки.

Детей первого года жизни объединяют в группу с интервалом в 1 мес. Так, к возрастной группе детей 1 месяца относят детей в возрасте - от 16 дней до 1 месяца 15 дней; возрастом 2 месяца считают — от 1 месяца 16 дней до 2 месяцев 15 дней; 3 месяца - от 2 месяцев 16 дней до 3 месяцев 15 дней и т. д.

После первого года и до трех лет (36 месяцев):

к 1.5 годам (18 месяцев) относятся дети в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев 29 дней;

к 2.0 годам (24 месяца) относятся дети в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет 2 месяца 29 дней;

к 2.5 годам (20 месяцев) относятся дети в возрасте от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 8 месяцев 29 дней;

к 3.0 годам (36 месяцам) относятся дети в возраст от 2 лет 9 месяцев до 3 лет 2 месяцев 29 дней.

После 3 лет (до 18 лет) группируют с интервалом в полгода, а затем в 1 год:

3 года — от 2 лет 10 мес 16 дней до 3 лет 2 мес 29 дней;

3 года 6 мес — от 3 лет 3 мес до 3 лет 8 мес 29 дней;

4 года — от 3 лет 9 мес до 4 лет 2 мес 29 дней;

4 года 6 мес — от 4 лет 3 мес до 4 лет 8 мес 29 дней;

5 лет - от 4 лет 9 мес до 5 лет 2 мес 29 дней;

5 лет 6 мес - от 5 лет 3 мес до 5 лет 8 мес 29 дней

6 лет - от 5 лет 9 мес до 6 лет 2 мес 29 дней;

6 лет 6 мес - от 6 лет 3 мес до 6 лет 8 мес 29 дней;

7 лет — от 6 лет 9 мес до 7 лет 5 мес 29

8 лет — от 7 лет 6 мес до 8 лет 5 мес 29 дней;

9 лет — от 8 лет 6 мес до 9 лет 5 мес 29 дней;

10 лет-от 9 лет 6 мес до 10 лет 5 мес 29 дней;

11 лет — от 10 лет 6 мес до 11 лет 5 мес 29 дней;

12 лет — от 11 лет 6 мес до 12 лет 5 мес 29 дней;

13 лет — от 12 лет 6 мес до 13 лет 5 мес 29 дней;

14 лет — от 13 лет 6 мес до 14 лет 5 мес 29 дней;

15 лет — от 14 лет 6 мес до 15 лет 5 мес 29 дней;

16 лет — от 15 лет 6 мес до 16 лет 5 мес 29 дней;

17 лет — от 16 лет 6 мес до 17 лет 5 мес 29 дней;

18 лет — от 17 лет 6 мес до 18 лет 5 мес 29 дней

Для оценки физического развития применяют следующие методы:

1) метод индексов;

2) метод "сигмальных отклонений".

3) регрессионный метод (по шкалам регрессии).

4) центильный метод.

5) метод комплексной оценки физического развития (по уровню и соответствию биологического и морфофункционального развития).

ЗАДАНИЕ № 4

Решение ситуационных задач по оценке физического развития и определению уровня биологического развития

1. Метод индексов

История развития методов оценки физического развития началась с метода индексов, широкое распространение которого объяснялось простотой вычисления, легкостью применения.

Существенным недостатком этого метода является исходное предположение о том, что форма и размеры тела у всех людей изменяются пропорционально. Современные антропологические исследования показывают, что при изменении одного из размеров человеческого тела не существует пропорционального изменения других.

Поэтому в настоящее время индексы практически не применяются для оценки физического развития детей и подростков.

Наиболее научно обоснованным, оправдавшим себя на практике и простым в измерении является индекс массы тела (ИМТ).

Определение ИМТ, для которого необходимы простейшие антропометрические данные и не требуются росто-весовые таблицы, имеет большое практическое значение. Этот индекс в сравнении с другими (Брока, Шелдона и т.п.) в наибольшей мере коррелирует с показателями здоровья и принят в большинстве зарубежных стран.

ИМТ рассчитывается по общепринятой формуле:

ИМТ (кг/м2) = МТ (кг) / Рост22)

Критерием оптимальности физического развития являются значения индекса в пределах 20-25 кг/м2.

На его основании разработаны оценочные таблицы, позволяющие определять оптимальную, избыточную и недостаточную массы тела.

Таблицы дифференцированы для различных возрастных групп и составляют следующие показатели для:

6-8 летних детей обоего пола 16 кг/м2

9-10 летних детей обоего пола 17 кг/м2

11 летних детей обоего пола 18 кг/м2

12 летних детей обоего пола 19 кг/м2

13-16-летних мальчиков 20 кг/м2

17- летних мальчиков 21 кг/м2

13-14 летних девочек 20 кг/м2

15-17-летних девочек 21 кг/м2

Верхняя граница нормы, т.е. величина, начиная от которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-8 летних детей начинается с 18 кг на м2 (16 + 2), для 9-10-летних - с 19 кг/м2.

В зависимости от соотношения массы и длины тела выделяются следующие 4 группы детей:

1. с оптимальной массой тела

2. с избыточной массой тела

3. с пониженной массой тела

4. с дефицитом массы тела

Кроме показателя ИМТ, для оценки физического развития можно использовать следующие формулы:

1. Весо – ростовой показатель (по Броку)

Рост (см) - 100, а лучше 105 = вес (кг)

2. Показатель Бонгарда

Рост (см)*окружность грудной клетки (см)/240

3. Формула идеального веса

50+0,75*(Т-150)+(А-20)/4, где Т – рост в см, А – возраст в годах

4. Показатель упитанности

Вес (гр)/рост стоя (см)

Для мужчин 300

Для женщин 500

5. Показатель крепости телосложения

Рост стоя (см) - окружность грудной клетки (см)+вес (кг)

10 – крепкое

20-25 – хорошее

25-30 – среднее

30-35 – слабое

6. Показатель развития грудной клетки

Окружность грудной клетки (см) - 0,5 роста стоя (см)

Норма для мужчин 7-9

Норма для женщин 4-5

7. Показатель ЖЕЛ

Объем ЖЕЛ (куб. см)/вес(кг)

Норма для мужчин 60-70

Норма для женщин 50-55

8. Показатель ручной динамометрии

Показатель ручного динамометра (см)*100/вес (кг)

Норма для мужчин 60-70

Норма для женщин 50-55

9. Показатель становой динамометрии

Показатель становой динамометрии (кг)/вес (кг)

Норма для мужчин 3

Норма для женщин 2

10. Показатель пропорционального телосложения

11. Рост стоя (см) – рост сидя (см))*100/рост сидя (см)

Норма для мужчин и женщин 87-92

Наши рекомендации