Артерии. Морфофункциональная характеристика. Классификация, развитие, строение и функции артерий. Взаимосвязь структуры артерий и гемодинамических условий. Возрастные изменения

Артерии по особенности строения бывают трех типов: эластического, мышечного и мышечно-эластического.Артерии эластического типа:внутренняя оболочка аорты включает эндотелий с базальной мембраной, подэндотелиальный слой и сплетение эластических волокон. Средняя оболочка аорты состоит из большого количества эластических окончатых мембран, связанных между собой эластическими волокнами, образуя единый эластический каркас. Наружная оболочка построена из рыхлой соединительной ткани с большим количеством эластических волокон. Артерия мышечного типа:- это артерия среднего и мелкого калибра тела, конечностей, внутренних органов. Внутренняя оболочка – эндотелий, подэндотелиальный слой, внутренняя эластическая окончатая мембрана. Средняя оболочка артериисостоит преимущественно из гладких мышечных клеток, расположенных по спирали и небольшого количества эластических и коллагеновых волокон на границе между средней и наружной оболочками располагается наружная эластическая окончатая мембрана. Наружная оболочка состоит из рыхлой неоформленной соединительной ткани. Артерия мышечно-эластического типа:средняя оболочка –равное количество гладких мышечных клеток и окончатых эластических мембран.

Классификация.По особенностям строения артерии бывают трех типов: эластического, мышечного и смешанного (мышечно-эластичес-кого).

Артерии эластического типа характеризуются вы­раженным развитием в их средней оболочке эластических структур (мемб­раны, волокна). К ним относятся сосуды крупного калибра, такие как аор­та и легочная артерия. Артерии крупного калибра выполняют главным образом транс­портную функцию. В качест­ве примера сосуда эластического типа рассматривается строение аорты.

Внутренняя оболочка аорты включает эндотелий, подэндотелиальный слой и сплетение эластических волокон. Эндотелий аорты человека состоит из клеток, различных по форме и размерам, расположенных на базальной мембране. В эндотелиальных клетках слабо развита эндоплазматическая сеть гранулярного типа. Подэндотелиальный слой состоит из рыхлой тонкофибриллярной соединительной ткани, богатой клетками звездчатой формы. В последних обнаруживается большое количество пиноцитозных пузырьков и микрофиламентов, а также эндо­плазматическая сеть гранулярного типа. Эти клетки поддер­живают эндотелий. В подэндотелиальном слое встречаются гладкие мышечные клетки (гладкие миоциты).

Глубже подэндотелиального слоя в составе внутренней оболочки рас­положено густое сплетение эластических волокон, соответствующее внутрен­ней эластической мембране.

Внутренняя оболочка аорты в месте отхождения от сердца образует три карманоподобные створки («полулунные клапаны»).

Средняя оболочка аорты состоит из большого количества эластических окончатых мембран, связанны между собой эластическими волокнами и образующих единый эластичес­кий каркас вместе с эластическими элементами других оболочек.

Между мембранами средней оболочки артерии эластического типа за­легают гладкие мышечные клетки, косо расположенные по отно­шению к мембранам.

Наружная оболочка аорты построена из рыхлой волокнистой со­единительной ткани с большим количеством толстых эластических и коллагеновых волокон.

К артериям мышечного типа относятся преимуществен­но сосуды среднего и мелкого калибра, т.е. большинство артерий организма (артерии тела, конечностей и внутренних органов).

В стенках этих артерий имеется относительно большое количество глад­ких мышечных клеток, что обеспечивает дополнительную нагнетающую силу их и регулирует приток крови к органам.

В состав внутренней оболочки входят эндотелий с базальной мембраной, подэндотелиальный слой и внутренняя эластическая мембрана.

Средняя оболочка артерии содержит гладкие мышечные клетки, между которыми находятся соединительнотканные клетки и волокна (коллагеновые и элас­тические). Коллагеновые волокна образуют опорный каркас для гладких миоцитов. В артериях обнаружен коллаген I, II, IV, V типа. Спиральное расположение мышечных клеток обеспечивает при сокращении уменьшение объема сосуда и проталкивание крови. Эластические волокна стенки артерии на границе с наружной и внут­ренней оболочками сливаются с эластическими мембранами.

Гладкие мышечные клетки средней оболочки артерий мышечного типа своими сокращениями поддерживают кровяное давление, регулируют приток крови в сосуды микроциркуляторного русла органов.

На границе между сред­ней и наружной оболочками располагается наружная эластическая мембрана. Она состоит из эластических волокон.

Наружная оболочка состоит из рыхлой волокнистой соединитель­ной ткани. В этой оболочке постоянно встре­чаются нервы и кровеносные сосуды, питающие стенку.

Артерии мышечно-эластического типа. К ним относятся, в частности, сонная и подключичная артерии. Внутренняя оболочка этих сосудов состоит из эндотелия, расположенного на базальной мембране, подэндотелиального слоя и внутренней эластической мембра­ны. Эта мембрана располагается на границе внутренней и средней оболочек.

Средняя оболочка артерий смешанного типа состоит из гладких мышечных клеток, спирально ориентированных эластических волокон и окончатых эластических мембран. Между гладкими мышечными клетками и эластическими элементами обнаруживается не­большое количество фибробластов и коллагеновых волокон.

В наружной оболочке артерий можно выделить два слоя: внутрен­ний, содержащий отдельные пучки гладких мышечных клеток, и наружный, состоящий преимущественно из продольно и косо расположенных пучков коллагеновых и эластических волокон и соединительнотканных клеток.

Возрастные изменения. Развитие сосудов под влиянием функциональной нагрузки заканчивается примерно к 30 годам. В дальнейшем в стенках ар­терий происходит разрастание соединительной ткани, что ведет к их уп­лотнению. После 60—70 лет во внутренней оболочке всех артерий обнаруживаются очаговые утолщения коллагеновых волокон, в ре­зультате чего в крупных артериях внутренняя оболочка по размерам при­ближается к средней. В мелких и средних артериях внутренняя оболочка раз­растается слабее. Внутренняя эластическая мембрана с возрастом постепен­но истончается и расщепляется. Мышечные клетки средней оболочки атро­фируются. Эластические волокна подвергаются зернистому распаду и фраг­ментации, в то время как коллагеновые волокна разрастаются. Одновремен­но с этим во внутренней и средней оболочках у пожилых людей появляют­ся известковые и липидные отложения, которые прогрессируют с возрас­том. В наружной оболочке у лиц старше 60—70 лет возникают продольно лежащие пучки гладких мышечных клеток.