Принципы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний

Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия

Кафедра микробиологии с вирусологией и иммунологией

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Практическое занятие №1

по микробиологии для студентов 3 курса лечебного и педиатрического факультетов

ТЕМА:«Принципы и методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний. Стафилококки. Стрептококки».

ЦЕЛЬ: способствовать формированию у студентов умений по изучению микробиологии стафилококковых и стрептококковых инфекций, по освоению принципов лабораторной диагностики этих заболеваний.

Задачи:

- усвоить основные биологические свойства стафилококков и стрептококков;

- рассмотреть особенности эпидемиологии, патогенеза, иммунитета, спе- цифической профилактики заболеваний, вызываемых этими микроорганизмами;

- овладеть методами лабораторной диагностики вызываемых ими заболеваний.

Студент должен знать:

1) до изучения темы – устройство и принцип действия светового, темнопольного, фазово-контрастного, люминесцентного, электронного микроскопов; основы морфологии и физиологии бактерий; способы их культивирования и методы выделения чистых культур микроорганизмов;

2) после изучения темы – основные биологические свойства стафилококков и стрептококков, эпидемиологию, патогенез, иммунитет вызываемых ими заболеваний, принципы их специфической профилактики и терапии, лабораторную диагностику вызываемых стафилококками и стрептококками заболеваний.

Студент должен уметь:

- отбирать патологический материал для бактериологических исследований;

- приготовить из него бактериологические мазки и промикроскопировать их;

- сделать посев образца материала на питательные среды;

- выделить чистую культуру возбудителя заболеваний;

- идентифицировать выделенного возбудителя;

- определить его чувствительность к антибиотикам;

- провести серодиагностику стафилококковых и стрептококковых инфекций.

Контрольные вопросы.

1. Перечислите принципы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний.

2. Укажите основные методы микробиологической диагностики инфекционных заболеваний.

3. Какова общая характеристика пиогенных кокков?

4. Укажите основные биологические свойства стафилококков и стрептококков.

5. Чем характеризуется эпидемиология заболеваний, вызываемы этими микроорганизмами?

6. Каковы патогенез, клинические особенности, иммунитет, этих заболеваний?

7. Составьте схему микробиологической диагностики заболевании, вызы- ваемых стафилококками и стрептококками.

8. Как осуществляется профилактика этих заболеваний?

9. Каковы основные принципы их лечения?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАГЯТИЯ (135 МИН):

1.1. Организационные вопросы………………………………….5 мин

1.2. Теоретическая часть (контрольный опрос студентов)…….60 мин

1.3. Практическая работа…………………………………………30 мин

1.4. Изучение демонстрационного материала…………………..10 мин

1.5. Время на перерыв…………………………………………….10 мин

1.6. Проверка и защита протоколов……………………………...10 мин

1.7. Задание на следующее занятие………………………………5 мин

1.8. Уборка рабочего места……………………………………….5 мин

2. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

2.1. Контроль исходного уровня знаний. Способ – программированный контроль.

2.2. Ориентировочные основы самостоятельной работы студентов:

-выполнение практической работы;

-оформление и защита протоколов.

ТЕЗИСЫ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА

ПРИНЦИПЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Цель микробиологической диагностики состоит в установлении наличия или отсутствия в исследуемом материале возбудителя заболевания и на основании этого расшифровать этиологию заболевания и обосновать соответствующее лечение.

Если микробиологическое исследование дает положительный результат, то предварительный клинический диагноз получает подтверждение. Следовательно, положительный результат микробиологического исследования – это объективное фактическое доказательство достоверности клинического диагноза.

Любое микробиологическое исследование начинается со взятия материала. Выбор исследуемого материала определяется свойствами микроба-возбудителя, патогенезом и клиникой заболевания, локализацией возбудителя в организме.

Материалом при микробиологическом исследовании могут служить:

1) кровь (бактериемия, сепсис);

2) спинно-мозговая жидкость (менингиты, энцефалиты;

3) гнойное содержимое ран, фурункулов, карбункулов, абсцессов;

4) слизистое или гнойное отделяемое из носа, носоглотки, с поверхности миндалин, из зева и других полостей;

5) мокрота (поражение бронхов, легких);

6) желчь (поражение печени);

7) испражнения (желудочно-кишечные заболевания);

8) рвотные массы (энтериты, пищевые отравления);;

9) моча (заболевания мочевыводящей системы);

10) пунктаты костного мозга (брюшной тиф);

11) пунктаты лимфатических узлов (региональные лимфадениты, туляремия).

Эффективность микробиологической диагностики находится в прямой зависимости:

1) от правильности выбора материала для исследования;

2) оптимальных сроков взятия материала от больного и времени проведения исследования (на ранних стадиях заболевания, до начала химиотерапии, время от момента материала до начала исследования должно быть минимальным);

3) от объема пробы;

4) соблюдения правил взятия материала (следует использовать чистую, стерильную, без следов дезинфицирующих средств посуду; соблюдать при этом правила асептики)

При оформлении сопровождающего документа (направления) необходимо указать название исследуемого материала, дату, время его взятия; данные о больном, куда направляется, предварительный клинический диагноз, фамилию и подпись направляющего материал, фамилию направляющего материал лица и его подпись.

3.2.МЕТОДЫ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ:

Наши рекомендации