Основные сведения о резьбовых соединениях

Резьбовым называют соединение составных частей изделия с применением детали, имеющей резьбу.

Резьба представляет собой чередующиеся выступы и впадины на поверхности тела вращения, расположенные по винтовой линии. В современных машинах детали, имеющие резьбу, составляют свыше 60% от общего количества деталей. Широкое применение резьбовых соединений в машинострое­нии объясняется их достоинствами: универсальностью, высокой надежностью, малыми габаритами и весом крепежных резьбовых дета­лей, способностью создавать и воспринимать большие осевые силы, тех­нологичностью и возможностью точного изготовления.
Резьбы изготовливаются либо путем пластической деформации (накаткой на резьбонакатных станках, выдавливанием на тонкостенных металличес­ких изделиях), либо резанием (на токарно-винторезных, резьбонарез­ных, резьбофрезерных, резьбошлифовальных станках или вручную мет­чиками и плашками). На деталях из стекла, пластмассы, металлокера­мики, чугуна резьбу изготовляют отливкой или прессованием.

Основные геометрические параметры резьбы (рис 3.1): наружный диаметр d, D (по стандартам диаметры наружной резьбы обозначают строчными, а диаметры внутренней резьбы — прописными буквами); внутренний диаметр d1, D1средний диаметр d2, D2 — диаметр вообра­жаемого цилиндра, на поверхности которого толщина витка равна шири­не впадины; угол профиля а, шаг резьбы р — расстояние между соседни­ми одноименными боковыми сторонами профиля в направлении, парал­лельном оси резьбы; число заходов n (заходность резьбы легко определя­ется на торце винта по числу сбегающих витков); ход резьбы рn = пр — величина относительного осевого перемещения гайки или винта за один оборот (в целях унификации обозначений шаг резьбы, как и шаг зубьев зубчатых колес, будем обозначать строчной буквой р, а не прописной, как по стандартам на резьбы).

Классификация резьб.

Классифицировать резьбы можно по многим признакам: по форме профиля (треугольная, трапецеидальная, упорная прямоугольная, круглая и др.); по форме поверхности (цилиндрическая, коническая); по расположению (наружняя, внутренняя); по числу заходов (однозаходная, многозаходная); по направлению заходов (правая, левая); по величине шага (с крупным, с мелким); по эксплуатационному назначе­нию (крепежная, крепежно-уплотнительная, ходовая, специальная).

Крепежные резьбы (метрическая, дюймовая) предназначены доя скрепления деталей; крепежно-уплотнительные (трубные, конические) применяют в соединениях, требующих не только прочности, но и герме­тичности; ходовые резьбы (трапецеидальная, упорная, прямоугольная) служат для передачи движения и применяются в передачах винт—гайка; специальные резьбы (круглая, окулярная, часовая и др.) имеют специальное назначение. Большинство применяемых в нашей стране резьб стандартизовано

49. Виды нагружений болтовых соединений.

Стержень винта нагружен только растягивающей силой.

Этот случай встречается редко. Опасным бывает сечение, ослабленное резьбой. Расчет сводится к определению внутреннего диаметра резьбы d1 из условия прочности на растяжение, которое имеет вид:

Основные сведения о резьбовых соединениях - student2.ru , (4.16)

Откуда

Основные сведения о резьбовых соединениях - student2.ru ,

где [ Основные сведения о резьбовых соединениях - student2.ru ]– допускаемое напряжение на растяжение для винта (болта);

Основные сведения о резьбовых соединениях - student2.ru , (4.17)

где Основные сведения о резьбовых соединениях - student2.ru – предел текучести материала болта; [пT] – требуемый (допускаемый) коэффициент запаса прочности.

Для болтов из углеродистой стали принимают [пT] = 1,5 – 3. Большие значения коэффициента запаса [пT] принимают при невысокой точности определения величины нагрузки F или для конструкций повышенной ответственности.

Наши рекомендации