Коэффициент тяги и кривые скольжения ремня
Коэффициентом тяги называется отношение полезного окружного усилия к полному усилию натяжения ветвей ремня.
По физическому смыслу коэффициент тяги характеризует степень загрузки передачи:
Рис.55
Зависимость между коэффициентом тяги и коэффициентом упругого скольжения ремня, выраженная графически, носит название кривых: скольжения ремня. Эти кривые для различные типов ремней строятся опытным путем на установках, где рост нагрузки сравнивается с относительным скольжением ремня. До критического значения j0 зависимость линейная, что соответствует упругому скольжению ремня; за критической точкой начинается нелинейная зависимость, соответствующая буксованию ремня. Оптимальный режим работы ремня при высшем значении КПД близок к критической точке, но должен находиться в зоне упругого скольжения. На основании кривых скольжения определяются допускаемые напряжения в ремне.
Напряжения в ремне и их круговая эпюра
1) напряжение от окружного усилия:
Для плоских ремней площадь сечения ремня
где b - ширина, d - толщина ремня.
Для клиновых ремней F определяется по таблицам ГОСТа.
2) напряжение от предварительного натяжения ремня:
3) напряжение от усилий натяжения ремня:
Рис. 56
4) напряжение от действия центробежных сил: Рассматривая сумму проекций сил на горизонтальную ось (рис.56 а), получим:
Синус элементарного угла можно принять равным углу в радианах ; тогда центробежная сила элементарного участка ремня, введенного дугой :
(1)
с другой стороны, элементарная центробежная сила:
(2)
Здесь: dm - элементарная масса выделенного участка ремня;
R - радиус шкива;
w - угловая скорость вращения шкива;
g - удельный вес материала ремня;
V - окружная скорость ремня;
g - ускорение силы тяжести.
Приравнивая уравнение (1) и (2) и уравнивая размерности, получим натяжение ремня от действия центробежной силы:
Напряжение в ремне от действия центробежной силы:
Следует заметить, что напряжение пропорционально квадрату окружной скорости; при малых скоростях оно невелико, при больших - резко возрастает.
5) напряжение от изгиба ремня:
Рассматривая подобие фигур (рис. 56 б), можно написать:
;
По закону Гука ; , отсюда
Напряжение изгиба пропорционально толщине ремня, модулю упругости и обратно пропорционально диаметру шкива. Это значит, что отношение не должно быть малым (оно указывается в таблицах ГОСТа для каждого типа ремня).
Рис. 57