РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.14.2. Логопедические практикумы: индивидуальные формы логопедической работы

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)

Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы:Онопа Оксана Алексеевна, ст. преподаватель кафедры СПиЛ

1.2 Рецензенты:начальник коррекционно-развивающего отдела МБОУ ЦППРК г. Мурманска Белоброва М.М., старший преподаватель кафедры СПиСП Яшина Е.В.

1.3 Пояснительная записка

Логопедический практикум:

Индивидуальные формы логопедической работы

Раздел курса предназначен для студентов 2 курса (3 сем.).

Раздел программы предназначен для студентов II курса (3 семестр) отделения логопедии и строится на основе междисциплинарных и внутри дисциплинарных связей. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в рамках дисциплин медицинского цикла, психологии, основ логопедии и др.; учитывает подготовку по ранее изученным и параллельно изучаемым разделам логопедии.

Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

Цель дисциплины:профессионально-практическая подготов­ка студентов к организации и проведению индивидуальных заня­тий в процессе коррекционно-методической работы с детьми.

Задачи дисциплины:

- обеспечить усвоение студентами теоретически и методичес­ки значимых вопросов, определяющих организацию и про­ведение индивидуальных занятий с детьми дошкольного возраста;

- познакомить студентов с организацией индивидуальной работы в логопедических группах детского сада, поликли­никах, дошкольных логопедических пунктах и др.; обучить студентов анализу структуры речевого дефекта и определению ведущего нарушения;

- обучить студентов основам планирования индивидуальной работы, создания и апробации моделей индивидуальных логопедических занятий с детьми;

- создать условия для овладения спецификой содержания и методиками индивидуальной работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии;

- предоставить студентам возможность проведения и анали­за индивидуальных занятий и их фрагментов.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, ди-агностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-мето­дический, организационно-управленческой и консультативный виды профессиональной деятельности.

Ее изучение способствует решению следующих типовых задач:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- коррекционное обучение детей с нарушениями речи;

- реализация личностно-ориентированного подхода к обра­зованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

- осуществление профилактики речевых нарушений;

в области диагностико-аналитической деятельности:

- дифференциальная диагностика для определения типа на­рушения;

- проведение психолого-педагогического обследования с це­лью определения хода психического и речевого развития, соответствия возрастным нормам;

в области учебно-воспитательной деятельности:

- планирование и проведение индивидуальных учебных занятий;

- использование современных и наиболее адекватных при­емов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- применение современных педагогических технологий;

в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в рабо­те научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности в целях ее совершенство­вания иповышения своей квалификации;

в области организационно-управленческой:

- ведение документации логопеда, речевых карт;

в области консультативной деятельности:

- консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- принципы, научные направления, коррекционно-методические подходы к организации и проведению логопедической работы с детьми, имеющими разные формы речевой патоло­гии;

- теоретические положения логопедии и смежных областей знаний, определяющих содержание и методику логопеди­ческой работы с детьми с дислалией, ринолалией, дизарт­рией, алалией и др.;

- методики индивидуальной работы с детьми при дислалии, ринолалии и др.;

уметь:

- определять структуру речевого нарушения;

- производить анализ материалов обследования речи детей;

- составлять заключение по результатам обследования;

- осуществлять речевую диагностику;

- производить перспективное планирование индивидуальной работы с ребенком на основе учета структуры дефекта;

- разрабатывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы;

- разрабатывать планы-конспекты индивидуальных занятий с детьми; проводить занятия в рамках разработанных программ;

- анализировать модели индивидуальных занятий;

владеть навыками:

- отбора методических приёмов и средств коррекции речи детей, обоснования выбора и систематизации этих средств, с точки зрения их методической целесообразности;

- оценки результатов занятий, проводимых по разрабатываемым моделям.

Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и лабораторных занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы студентов.

Курс базируется на разработках Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и др.

Извлечение из ГОС ВПО

Данная программа составлена на основе методических указаний Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

050715 Логопедия

ДПП.Ф.14Индивидуальные формы логопедической работы. Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Система планирования и проведения индивидуальных логопедических занятий с детьми. Специфика индивидуальной работы в различных типах учреждений для детей с речевой патологией. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Планирование, разработка и проведение студентами индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики, фонематического восприятия, постановки, автоматизации и дифференциации звуков. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Заполнение речевых карт. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Анализ индивидуальных занятий и фрагментов занятий.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п Специальность Курс Семестр Виды учебной нагрузки
Всего Ауд ЛК ПР СР Итоговый контроль
1. 050715 Логопедия Зачет

Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ П/П Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1
Всего ауд. ЛК ПР/СМ ЛБ Сам. раб.
1. Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми -
2. Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий -
3. Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с дислалией и ринолалией на разных этапах работы. -
4. Наблюдение и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми.   -
5. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики. -
6. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия. -
7. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков. -
8. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков. -
9. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. -
10. Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы. - -
  Всего: -

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Наши рекомендации