Исследование мыслительной деятельности

а) Составление разрезных картинок (рекомендуется использование методики с применением разрезных картинок, разработанной Л.И. Переслени, О.И. Шурановой)

Критерием результативности выполнения задания является использование ребенком различных видов помощи. Также фиксируется способ выполнения задания (метод зрительного соотнесения, примеривания, нерациональные пробы), время, затрачиваемое на каждую картинку, плавность контура.

Оценка результатов.

5 баллов – самостоятельное выполнение задания ребенком с первой попытки.

4 балла – задание выполняется ребенком с использованием образца не разделенного на части (2 попытка).

3 балла – задание выполняется ребенком с третей попытки с использованием образца разделенного на части.

2 балла – задание выполняется ребенком путем наложения частей картинки на образец (с последующим самостоятельным складыванием этой же картинки после обучения).

1 балл – не может выполнить задание, не понимает инструкции, либо выполнив задание путем наложения не может составить картинку повторно.

б) Определение последовательности серии сюжетных картинок.

Оценка результатов:

5 баллов – картинки разложены самостоятельно правильно, ребенок воспринимает событие на серии картинок как единое целое, понимает, что событие представлено последовательно.

4 балла – раскладывает картинки правильно после оказания помощи в виде указания на первую картинку последовательности;

3 балла – выделяет сюжетное содержание серии картинок, вычленяет центральную идею сюжета, но затрудняется в определении логической последовательности временного развития событий, использует стимулирующую помощь при раскладывании картинок;

2 балла – выделяет сюжетное содержание серии картинок, но испытывает серьезные затруднения в установлении причинно-следственных зависимостей, ошибается в определении последовательности серии, использует помощь в виде наводящих вопросов;

1 балл – воспринимает каждую картинку изолированно, то есть не объединяет серию картинок в один сюжет (воспринимает серии картинок как набор рядоположенных событий), испытывает трудности понимания инструкции, выполнение задания требует развернутой обучающей помощи.

г) Исключение лишнего предмета понятия.

Оценивается уровень интуитивно-практического и словесно-логического обобщения. Рекомендуется использовать наглядный материал методики в модификации Н.Л. Белопольской.

При оценке интуитивно-практического обобщения указывается общее количество правильных ответов (из 10 возможных).

5 баллов – 10 правильных ответов;

4 балла – 9-8 правильных ответов;

3 балла – 7-6 правильных ответов;

2 балла – 5 правильных ответов;

1балл – менее 5 правильных ответов.

Критерием сформированности словесно-логического обобщения служит умение ребенка объяснить свой выбор, сделать обобщение.

Оценка результатов:

5 баллов – проводит обобщение с опорой на существенные (понятийные) признаки;

4 балла – при обобщении наравне с понятийными признаками имеют место обобщения по функциональному признаку;

3 балла – проводит обобщение по функциональному признаку;

2 балла – в качестве обобщающего признака выступает какая – либо конкретная ситуация;

1балл – основным смыслообразующим элементом является какой-либо несущественный, случайный признак, либо не понимает смысла задания.

д) Понимание условности речи (скрытого смысла текста, метафор, пословиц).

Оценка результатов:

4 балла – верное понимание смысла происходящего.

3 балла – правильное понимание смысла после уточняющих вопросов педагога.

2 балла – буквальное понимание смысла истории даже после оказания помощи.

1 балл – непонимание смысла задания, неадекватное толкование смысла даже в условиях обучающей помощи.

Исследование развития речи.

а) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

(Задание предъявляется при исследовании мышления: «Определение последовательности серии сюжетных картинок»)

Оценка результатов.

5 баллов – рассказ логичен, верно передает смысл происходящего, оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; адекватное использование вербальных средств;

4 балла – в рассказе соблюдается логическая последовательность событий, оформление грамматически верное, но используемые грамматические конструкции недостаточно разнообразны, рассказ лаконичен.

3 балла - рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, часто используются простые нераспространенные предложения, имеются нарушения порядка слов, пропуск отдельных смысловых звеньев, частые повторы односложных, упрощенных связующих элементов, отмечается бедность словаря, близкие семантические замены.

2 балла – выражена тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы, выражена бедность словарного запаса, неоднократные вербальные замены.

1 балл – невозможность самостоятельного построения связного текста, множественные аграмматизмы.

б) Пересказ текста.

(Задание предъявляется при исследовании мышления: «Понимание скрытого смысла текста»)

5 баллов – самостоятельный и развернутый пересказ текста, с использованием сложных грамматических конструкций и соблюдением прчинно-следственных связей.

4 балла – самостоятельный пересказ текста, при воспроизведении опущены некоторые синтаксические единицы, не влияющие на общий смысл текста; в речи используются простые распространенные предложения, учитываются причинно-следственные связи.

3 балла – пересказ текста неполный, опущены 1-2 существенные смысловые единицы, требуется направляющая помощь педагога.

2 балла – пересказ частичный, полное воспроизведение осуществляется по наводящим вопросам педагога.

1 балл – не справляется с заданием.

в) Спонтанная речь.

Оценка в баллах отсутствует, фиксируется общая характеристика состояния лексики, грамматики, связности высказываний ребенка.

Наши рекомендации