Этапы коррекционнои работы с безречевыми детьми

Развитие функций голоса и дыхания.

Задачи:увеличение объёма дыхания, нормали­зация сто ритма; развитие координированной дея­тельности дыхания, фонации и артикуляции: раз­витие высоты, тембра и интонации; стимуляция мышц гортани: активизация целенаправленною ротового выдоха, знакомство с некоторыми харак­теристиками силы голоса, формирование диапазо­на голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

Приёмы:

• упражнения на расслабление шейной мускулатуры:

• активизация движений мягкого нёба, ими­тация жевания:

• тренировка носового выдоха;

• развитие произвольного речевого вдоха.

• выработка произвольного контроля за объ­емом и темпом выполнения движений:

• выработка комбинированного типа дыхания.

• упражнения на контролирование силы воз­душной струи и ротовою выдоха:

• различение холодной и тёплой струй вы­дыхаемого воздуха:

• выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Приведем фрагменты занятий но развитию функций голоса и дыхания.

Цель:формирование длительного целенап­равленного выдоха.

Фрагмент 1.Перед ребёнком на столе заж­жённая свеча. Логопед предлагает подуть так,чтобы она погасла, предварительно показывая способ действия.

Цель: формирование носового вдоха

Фрагмент 1.Для проведения игры использу­ются два одинаковых набора коробочек с различ­ными наполнителями (еловые или сосновые игол­ки, специи, апельсиновые корочки). Ребёнку предлагается понюхать каждую из коробочек пер­вого набора и рассмотреть её содержимое. Затем коробочки закрываются лёгкой тканью, и предла­гается, последовательно понюхав коробочки, по­добрать аналогичные из второго набора.

Фрагмент 2.Коробочки на столе выставлены в определённом порядке. Ребёнку предлагается, понюхав их. поставить свой набор в той же пос­ледовательности.

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в исполь­зовании звукоподражаний «Л», «У», «И», «О» различной громкости.

Фрагмент 1.Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки «большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», за­яц «О», лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки переме­шиваются, и ребёнку предлагается разобрать их по парам, воспроизводя соответствующие зву­ки. Как вариант, предлагается выбрать из пред­ложенных только те картинки, чьи голоса «зву­чат» громко (тихо).

Развитие чувства ритма.

Задачи:формирование ритмико-интонационной стороны речи; ассоциативных связей на ос­нове скоординированной работы анализаторов (речеслухового. речедвигательного. зрительно­го), обеспечивающих основу коммуникативной функции речи, формирование ощущения предло­жения как лексической единицы, характеризую­щейся ритмико-интонационной законченностью, знакомство с ритмико-интонационными характе­ристиками гласных звуков А, О. У, И:

Развитие сенсомоторных компонентов чувства ритма.

Приёмы:

• воспроизведение ритма в движениях и играх;

• ходьба и маршировка под музыку;

• двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

• ритмические упражнения для рук и ног;

• воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

• развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

• знакомство с силой голоса и различной ин­тенсивностью неречевых и речевых звуков;

• развитие речевых вокализаций;

• знакомство со схемой ритма;

• соотнесение ритма со схематическим изображением;

• произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

• дифференциация ритмических рисунков: отображение определенных качеств движения:

• ритмическое чередование объектов с опо­рой на зрительное восприятие.

Приведём фрагменты занятий по развитию чувства ритма.

Цель:формирование регулятивной функции речи на основе развития механизма скоордини­рованной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного)

Фрагмент 1.Ребёнку предлагается раскиды­вать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в корзинку. Как варианты, ребенку предлагается действовать по световому сигналу (включать и выключать фона­рик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на каждый звуковой или световой сигнал

Приемы

• узнавание предметов по их названию (игрушки части тела одежда животные),

• показ предметов по их признакам

• показ картинок с изображением предметов относящихся к определенным категориям

• выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами

• выполнение вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний

• побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб, развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного

• различение звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие, соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным отраженным и произвольным звукоподражанием

• различение действий совершаемых одним объектом соотнесение действий и слов их обозначающих

• выполнение инструкций содержащие слова с уменьшительно ласкательными суффиксами

• побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов

• автоматизация в диалогической речи слов « хочу, буду»

• автоматизация отдельных штампов kommуникативной побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди)

• узнавание предмета по словесному описанию

• выработка обобщенных понятий

• смысловое обыгрывание слов путём включения их в различные смысловые контексты

• выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений

Приведем фрагменты занятий по развитию импрессивной и экспрессивной речи

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание

Фрагмент 1.Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать. Взрослый качает куклу сопровождая действия звукоподражанием «a a a» 3aтем, показывает игровые действия, сопровождая их эмоциональным комментарием и побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием

Цель: побуждать ребенка к произнесению эмоциональных рефлескивных восклицаний «Ой, Ай, Ух Ах» используя разницу температурных ощущений.

Фрагмент 1.На столе перед ребенком тарелочки с теплой водой, кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга. Ребенок последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой образец претварительно демонстрирует логопед)

Цель,закрепление слухового образа звуков «А О У И» и образов звучащих игрушек; развитие тактильного восприятия

Фрагмент 1За ширмой знакомые ребенку игрушки: кукла, лошадка, зайка, мишка, и т.д.

Ребенок по произнесенному звуку догадывается, кто так говорит и выбирает соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Фрагмент 2Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и произнести соответствующее звукоподражание.

ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ

Кириллова Е В.

Кандидат педагогических наук,

старший логопед детского психоневрологического санатория № 65,

г Москва

Мы намеренно употребляем этот термин без кавычек. Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы эмоциональные восклицания, даже от­дельные нечетко произносимые обиходные сло­ва не может служить для полноценного обще­ния. Та «речь», которая есть у ребенка, не высту­пает «регулятором поведения», т. к. выработка ус­ловных связей на слова значительно затруднена.

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией анартрией (тяжелой степенью дизартрии) ран­ним детским аутизмом интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же яв­ляется общим для всех детей? Отсутствие моти­вации к общению неумение ориентироваться в пространстве, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Часто, логопедическая работа проводится без учета нейрофизиологических особенностей безречевых детей и поэтому не только является панацеей, а может даже навре­дить. Роль повторения в нормальном онтогенезе незначительна, любой ребенок усваивает мате­риал активно. Поэтому необходимо создавать ситуации для развития речи а не просто повто­рять заученный материал.

Даже опытные логопеды, обследуя безрече­вого ребенка, не всегда могут с точностью наз­вать речевой диагноз Действительно, трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления

Поэтому, на начальных этапах коррекционной работы дополнительно проводится динамичес­кое наблюдение за безречевыми детьми в игро­вой и бытовой деятельности. Уточняется состоя­ние слуха для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и с пре­имущественным нарушением восприятия Выяв­ляется степень владения практическими навыка­ми самообслуживание бытовые действия, пред­метно-практическая деятельность Многое зави­сит от того, как ребенок вступает в контакт есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, может ли ребенок развернуть игру включиться в подражание игровым действиям и продолжить их.

В коррекционную работу с ребенком необходимо включать родителей, сообщать им о результатах обследования ближайших и отдален­ных целях коррекции. На наш взляд, с родите­лями должна проводиться предварительная ра­бота по разъяснению значимости развития лич­ностных качеств- доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям. Это необходимо не только из этических сообра­жений но и способствует вовлечению родителей в работу. Родители не должны доделывать или дублировать работу логопеда. Их основной зада­чей является создание необходимого эмоцио­нального фона, формирование навыков общения.

Если же ребенок воспитывается в социально неблагополучной семье, рассчитывать на по­мощь со стороны родителей не приходится Что же делать в этом случае? Необходимо выбирать организационные формы работы, основанные полностью на внесемейных методах коррекции. Решение этих задач должно осуществляться в ходе воспитательских занятий и на протяжении всего дня пребывания ребенка в учреждении Дети вовлекаются в общение не только на спе­циально организованных занятиях, но и в ре­жимных моментах на прогулке для того, чтобы полученные умения не были «пассивным бага­жом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение

В основу предлагаемой программы положен принцип комплексного подхода предложенный Л. С. Выготским и адаптированный к безрече­вым детям. Суть программы состоит в том, что она предполагает поэтапно развивать сохран­ный потенциал безречевого ребенка с опорой на комплексную работу анализаторных систем и компенсировать его недостатки. Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе во включении безречевых детей в разные виды игровой деятельности, различные по содержанию сложности, степени социально­го опосредования.

Существуют определённые условия кото­рые, на наш взгляд в большей степени могут обеспечить проективность данной программы

• единая принципиальная схема обучения для всех безречевых детей на начальных этапах и индивидуальный подход,

• представление планируемых результатов коррекционного воздействия.

• наблюдение за текущим состоянием, уточне­ние речевого диагноза и ориентирование на тен­денцию ближайшего развития каждого ребенка

В рамках одного занятия решаются несколько разноплановых задач, т.е. занятия носят интегративный характер.

Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных эталонов, необходимых для формирования общения. Важ­ным является «закладка фундамента» предпо­сылок общения.

На начальном этапе для всех детей использу­ется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания памяти оптико-пространственных представлений нарядно-действенного мышле­ния. Они являются базой для формирования об­щения Разнообразные приемы воздействия спо­собствуют исключению подражательных инерт­ных стереотипов и стимулируют развитие спо­собности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

Коррекционная работа с безречевыми детьми строится по следующим направлениям:

• Развитие слухового восприятия

• Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

• Развитие зрительно-моторной координа­ции, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

• Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

• Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

• Развитие функции голоса и дыхания.

• Развитие чувства ритма.

• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Каждое направление включает определенные задачи и соответствующие им приемы, диффе­ренцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных особенностей безречевых детей.

Наши рекомендации