Фондрайзинг в системе материально – финансового обеспечения социальной работы
ФАНДРАЙЗИНГ (англ. fundraising) - деятельность по сбору средств, формированию различных финансовых, денежных фондов, в частности, для благотворительных либо образовательных целей. Некоторые виды современного фандрайзинга: сбор средств в местных сообществах; сбор средств через крупные промышленные компании, систематически занимающиеся благотворительной деятельностью, участие в конкурсах на получение грантов со стороны благотворительных фондов; индивидуальный фандрайзинг. При разработке стратегии сбора средств важно реалистично оценить к каким источникам обращаться в том или ином случае и как выгодно подать свой проект. Таким образом, ключевым словом для многих технологий фандрайзинга является проект. Проект всегда направлен на решение проблемы, в которой оказались целевые группы, реальные и потенциальные пользователи, общественность. Проект - это инструмент решения проблемы, определенная деятельность с определенным сроком, бюджетом, механизмом реализации. У проекта всегда есть результат. Для исполнения проекта всегда есть квалифицированная и сплоченная команда.
Среди отличительных особенностей проекта можно выделить:
- наличие проблемы (потребности), для решения которой предпринимается какая-либо последовательная деятельность. При этом важно понимать, что проектная проблема, как правило, шире организационных проблем, которые рождаются внутри организации или группы физических лиц. Она относится к разряду социально-экономических или гражданских проблем, таких, как, например, проблемы доступа к информации, обеспечение равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин, снижение уровня бедности определенных социальных групп, необходимости развития определенных услуг и т.п.;
- четкие сроки начала и окончания работ;
- специально выделенные для осуществления проекта ресурсы;
- предсказуемые, определяемые до начала работ количественные и качественные результаты.
Структура и содержание проекта в значительной степени определяются грантодателем или иным спонсором идеи. Однако существует типовое описание проекта. Его разделы позволяют достаточно полно описать суть проекта и необходимые ресурсы. Как правило, проект включает в себя:
I. Титульный лист
-полное название учебного заведения
-наименование темы проекта
-список слушателей, разработавших проект
-год выполнения работы
II. Введение (паспорт и аннотация проекта)
- название темы проекта
- паспорт проекта (география проекта - где будет проходить работа по проекту; целевая социальная группа (кто получит помощь или поддержку); Партнеры-участники проекта; Cрок и продолжительность проекта (месяцев); Стоимость проекта (требуется, имеется, волонтерская работа); аннотация проекта (15 строк)
III. Структура проекта
Обоснование актуальности темы проекта – 0,5-1 стр.
Цели и задачи проекта – 0,5 стр.
Проектное решение (метод реализации идеи) – 0,5-1 стр.
4. Содержание проекта (мероприятия, работы, функции, список команды) – описание совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению решения проблем и достижению целей.
5.Календарный план проекта. – 1-2 стр.
6. Процедура и содержание оценивания проекта (детализация ожидаемых результатов и средств их верификации) – 0,5 -1 стр.
7. Оценка необходимых для реализации проекта ресурсов -1-2 стр.
- Список ресурсов
- Бюджет (смета) проекта
8. Риски проекта и меры по их преодолению -0,5-1 стр.
Приложения (опционально)
Особая роль фандрайзинга, как эффективной системы финансирования в современных условиях развития социальной работы, требует от будущего специалиста навыков участия в социально – проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения.
Как и любая деятельность, социальная работа реализуется различными субъектами в рамках определенных структур, призванных в данном случае обеспечить задачу улучшения качества жизни людей за счет производства нематериальных услуг. Организационно эти структуры представлены предприятиями, организациями, учреждениями различных организационно - правовых форм. которые представлены тремя секторами: государственный и муниципальный, коммерческий, некоммерческий. Эта группировка определяет право собственности, целевые установки работы, особенности налогообложения, финансирования, систем взаимоотношений с государством, специфику социальной работы. Каждый из этих секторов вносит свою лепту в социальную работу.
Коммерческие предприятия реализуют определенный круг социальной работы, определяемый уровнем их социальной ответственности. Базовый уровень – социальные программы для сотрудников предприятий, ветеранов, пенсионеров. Второй уровень - социальные программы для семей своих сотрудников. И, наконец, для предприятий, активно реализующих социальную ответственность - социальные программы в территориях своего присутствия и в целом для России. Государственный (муниципальный) сектор представлен бюджетными (государственными, муниципальными) учреждениями. Эти учреждения имеют постоянное гарантированное финансирование, которое практически привязано не к качеству работы, а к количеству оказываемых услуг. Бюджетные учреждения располагают пусть зачастую устаревшей, но все же важной инфраструктурой, включая здания, оборудование, автомобили и пр. При этом важно отметить, что в последнее время в таких сферах, как здравоохранение, образование наметилась тенденция к развитию инфраструктуры в рамках различных национальных проектов и программ, активно проводятся реформы, призванные обеспечить качество предоставляемых услуг. В рамках реформы бюджетной системы, основанной на новых подходах к развитию государственного управления и направленной на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, введено новое понятие – казенное учреждение. Это государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации полномочий органов власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы.
В конце ХХ столетия во всем мире стал стремительно развиваться некоммерческий сектор. Одну из причин этого прорыва исследователи видят в росте активности граждан и в переосмыслении традиционной двухфакторной модели «рынок» - «государство». идея некоммерческого негосударственного сектора возникла в результате поиска «срединного пути» между государством и рынком в вопросах производства и распространения социально значимых благ. Некоммерческий сектор – это эффективный поставщик социально значимых услуг, отличающийся не только способностью оперативно реагировать на потребности населения, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, инновациями в социальной сфере.
3.2.2. Организационно - правовые формы субъектов социальной работыДеятельность, порядок создания, реорганизация и ликвидация любого предприятия осуществляется на основании гражданского кодекса РФ и специальных ФЗ. Деятельность предприятий коммерческого сектора ориентирована на получение прибыли, которая распределяется, после всех обязательных платежей, по усмотрению учредителей. Часть ее может быть использована на реализацию социальной ответственности предприятия. Некоторые затраты на социальные программы могут включены в затраты предприятия. Существуют разнообразные организационно – правовые формы коммерческих структур, которые определяют порядок взаимоотношений учредителей, степень их ответственности за эффективность работы, систему управления и пр. (Закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество и пр.).
Государственные (муниципальные) предприятия, реализующие социальную работу в различных социальных сферах - казенные учреждения - учреждаются государством или муниципалитетом, его деятельность финансируется соответствующим бюджетом. Решение о создании вправе принимать учредитель (Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или местная администрация муниципального образования). Учредительным документом казенного учреждения будет устав (либо положение), утвержденный соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах. Каждая из них имеет особенности по своему учреждению, формированию имущества, управлению, реорганизации и ликвидации. Согласно ст. 2 п.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если эта деятельность служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и отвечает целям ее создания. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.