Роль местных органов власти. Эволюция системы местного самоуправления. Значение Закона о децентрализации от 2 марта 1982г.

Местное самоуправление во Франции имеет давнюю историю, а законы о децентрализации от 1982-1983гг. отметили рождение современной французской системы местного самоуправления. Эти законы позволили провести настоящую децентрализацию: местные органы самоуправления стали независимыми от государства, контроль которого осуществляется теперь в форме юридического контроля, также они получили расширенные полномочия.

По Конституции 1958г. «территориальными образованиями являются коммуны, департаменты, регионы, местные образования с особым статусом и заморские территории». Сегодня во Франции насчитывается

27 регионов, 101 департаментов и 36 000+ коммун.

Коммуны имеют широкие полномочия, в частности, в сфере услуг для населения, часть из которых связана с ролью мэра как представителя государства на местном уровне:

• Гражданское состояние: регистрация рождений, браков и смертей.

• Выборы: организация выборов, ведение избирательных списков.

• Социальная помощь: ясли, помощь пожилым людям, некоторые дома престарелых, поддержка общественных организаций. Коммунальный Центр Социальной Помощи собирает заявки, анализирует потребности и работает на местном уровне. Он тесно сотрудничает с департаментом.

Образование: строительство, оборудование, управление детскими садами и начальными школами.

• Обустройство и эксплуатация: застройка (разработка планов застройки, выдача разрешений на строительство), создание и эксплуатация рекреационных зон, содержание местного дорожного фонда, уличного освещения, зеленых насаждений, общественных зданий коммуны, общественного транспорта.

• Полномочия в сфере водоснабжения, оздоровления окружающей среды и уборки мусора.

• Защита общественного порядка при существовании, в отдельных случаях, муниципальной полиции.

• Культура: оборудование культурного и спортивного назначения (музеи, библиотеки, медиатеки, спортивные залы, бассейны, катки...); муниципальные музыкальные школы; досуговые центры.

• Поддержка жилого фонда, экономики и туризма.

• Муниципальные архивы.

• В некоторых коммунах: международная деятельность.

Департаменты объединяют территорию, где находятся несколько коммун. В их компетенцию входит:

• Социальная помощь: социальные пособия, помощь детству, которое включает ведение процедуры усыновления и поддержку семьям, находящимся в тяжелой финансовой ситуации; помощь пожилым людям, в частности строительство и содержание домов престарелых и выдача персональных пособий для оплаты услуг помощи на дому; помощь инвалидам через департаментские центры помощи инвалидам, помощь для адаптации в обществе; помощь для оплаты жилья; в качестве эксперимента в некоторых департаментах юридическая защита молодежи. Для улучшения эффективности социальной помощи во многих департаментах созданы местные отделения, иногда называемые территориальными единицами.

• Санитарный контроль: санитарная защита семей, в частности детей.

• Обустройство и содержание территории: содержание и инвестиции в дороги департаментского значения и частично в дороги национального значения; организация школьного транспорта и междугородних коллективных перевозок в пределах департамента; обустройство, содержание и эксплуатация водных источников, озер и водных поверхностей, которые переданы в его ведение; защита, управление и эксплуатация естественных территорий, подверженных риску; содержание департаментских зданий.

• Образование: строительство, содержание и оборудование коллежей; набор и управление техническим и вспомогательным персоналом коллежей; определение мест размещения коллежей.

• Культура: централизованные библиотеки, архивы и музеи департаментского подчинения, содержание и управление некоторыми памятниками, переданными в их ведение; управление финансовыми средствами для охраны исторического наследия.

• Поддержка экономики, сельского хозяйства и туризма.

• Помощь коммунам (софинансирование).

• В некоторых случаях: международная деятельность.

Регионы включают в себя территорию нескольких департаментов. В их компетенции входит следующее:

• Экономическое развитие (основная область работы): экономическая помощь, поддержка исследований и развития, разработка и согласование с коммунами, сообществами коммун и департаментами региональной схемы экономического развития на пятилетку.

• Развитие территории: основной субъект диалога с государством, ведение совместных проектов ;разработка регионального плана обустройства и развития территории.

• Транспорт: разработка регионального плана инфраструктуры и транспорта; организация регионального железнодорожного сообщения.

• Образование: строительство, содержание и оборудование лицеев; набор и управление техническим и вспомогательным персоналом лицеев; участие в финансировании университетов, хотя эта функция и относится к компетенции государства.

• Профессиональное образование: формирование и реализация региональной политики профессиональной подготовки и начального профессионального художественного образования

• Культура и спорт: региональные музеи, региональное спортивное оборудование, общая инвентаризация культурного наследия, содержание и управление некоторыми памятниками, преданными в их ведение

• Здравоохранение: вакцинация, борьба с туберкулезом, проказой и СПИДом..., а также участие в финансировании и производстве санитарного оборудования.

• Помощь коммунам и департаментам (совместное финансирование).

• В большинстве случаев: международные отношения.

Межкоммунные отношения объединяют все формы соотрудничества между коммунами. В 1992 и 1999гг. межкоммунное сотрудничество было усилено принятием законов, направленных на лучшую его организацию и на его стимуляцию, в ситуации раздробленности коммун. По отношению к территориальным образованиям (коммунам, департаментам, регионам) межкоммунное сотрудничество имеет ограниченную компетенцию (по принципу специализации). Коммуны решают, какие компетенции ему передать. Эти компетенции больше не являются компетенциями коммун (принцип эксклюзивности)

Наши рекомендации