Расскажите о структурированных, полуструктурированных и неструктурированных задачах в управлении предприятием

  1. Зачем нужны ИС и какие задачи они решают на стратегическом, управленческом и операциональном уровнях?
  2. Какие ИС работают на разных уровнях структуры организации:
    1. на операциональном;
    2. на управленческом;
    3. на стратегическом.
  3. Приведите примеры ИС и определите их место в иерархии организации.
    1. Трансакционных(СОТ - TPS);
    2. обработки знаний (СОЗ - KM);
    3. менеджерских (МИС - MIS);
    4. поддержки принятия решений (СППР - DSS);
    5. поддержки руководства (СПР - ESS);
    6. стратегических (СИС - SIS).
  1. Представьте основные характеристики менеджерской (управленческой) информационной системы (МИС).
  2. Представьте основные характеристики информационной системы для поддержки принятия решений (СППР).

СППР на основе телекоммуникаций.
Телекоммуникационная поддержка принятия решений позволяет двум или более специалистам общаться друг с другом, обмениваться информацией и координировать совместную деятельность. В качестве разновидности СППР данного типа можно привести так называемые системы поддержки группового решения, к которым относятся аудио-, видео-, веб-конференции, электронная почта. Итак, подсистемы данного типа обеспечивают:

    • связь между группами специалистов;
    • обмен информацией;
    • поддерживает совместное выполнение работ;
    • поддерживает процесс принятия решения группами специалистов.

СППР, основанные на данных:
Оперативная обработка актуальных данных формально – одна из наиболее сложных задач СППР. Прежде всего, речь идет о хранилищах данных (DataWarehousе) и онлайновых системах обработки (OLAP). СППР, базирующиеся на OLAP–системах, представляют высокий уровень компьютерной поддержки принятия решений на основе анализа большого объема актуальных данных. Другим примером таких систем могут служить географические информационные системы (ГИС), помогающие принимать решения на основании актуальных географических данных.
Хранилища данных – это предметно-ориентированный, интегрированный, пополняемый со временем, но неизменный после фиксации набор данных, формируемый для поддержки принятия решения. Наиболее распространенные методы обработки, применяемые к ХД, имеют статистическую основу в виде методов многомерной классификации и восстановления зависимостей. Часть этих методов относятся к категории так называемого «разведочного анализа» (англ. DataMining – на русском существует аналогичный термин «дэйтамайнинг») и служат для выявления скрытых закономерностей, содержащихся в накопленных данных.
СППР, основанные на моделях:
Модели всегда были основой при подготовке и принятии решений – даже во времена до информационных технологий. С появлением мощных ИТ - инструментов возможности такой поддержки существенно расширились. Помощь в принятии решении традиционно предлагают статистические, балансовые и оптимизационные модели. При составлении бизнес-планов и планировании выполнения сложной последовательности работ применяются модели на графах. Главная задача таких систем – предложение вариантов решения на базе прогнозных оценок, полученных на основе анализа уже имевшей место деятельности. Модели могут быть созданы для принятия решений как на микроуровне – относительно уровней цен, продаж, объемов производства, так и на макроуровне – на основе разработки сценариев развития отраслей или национальной экономики в целом.
В зависимости от типа моделей, применяются различные пакеты. Например, для статистических моделей существуют известные во всем мире SAS и SPSS. Популярные средства решения оптимизационных задач предлагает GAMS и т.д.



  1. В чем связь и различия управленческой информационной системы (МИС) и системы поддержки принятия решений (СППР)?
  2. Представьте информационные системы поддержки руководства (СПР). Основные задачи СПР.
  3. Стратегические информационные системы (СИС). Приведите примеры. Чем СИС отличаются от СПР?
  4. Что такое кокпит-ситемы?
  5. Что такое интеграция и какова ее роль в создании ИС?
  6. Опишите три уровня интеграции в ИС и приведите пример.
  7. Локальные, малые, средние и крупные (ERP) ИС. Примеры. Отечественные и зарубежные информационные системы, применяемые на разных уровнях иерархии.

1. Локальные ИС (LowEnd PC) – системы с небольшими функциональными возможностями для нескольких пользователей и малых предприятий, которые, могут работать даже на ПК, не имеющих доступа к сети (примеры: 1С:Бухгалтерия, Инфин, Парус);
2. Малые системы (MiddleEnd PC) – охватывают большое число функций, их внедрение требует специальных консультантов, но работают они с относительно небольшим числом пользователей (примеры 1С: Предприятие, Парус, Галактика, PLATINUM, SCALA);
3. Средние системы (HighEnd PC) – охватывают много функций, обслуживают много пользователей, их внедрение сложное и дорогое, выполняется под руководством консультантов (примеры: PEOPLE SOFT, BAAN, SCALA)
4. Интегрированные системы управления {EnterpriseResourcePlan­ning - ERP) (примеры: ^ SAP R/3, ORACLE APPLICATIONS, -с ними мы познакомимся поближе в следующем параграфе)



  1. Понятие масштаба ИС. Коммерческая и динамическая метрика масштаба.

ИС принято делить на классы на основе их способности решать задачи разного уровня сложности и поддерживать различное число пользователей. Масштаб системы определяется числом пользователей, для которых эта система доступна. Доступность системы бывает динамическая (определяющая число пользователей, которое система может обслуживать одновременно) и коммерческая (определяемая числом приобретенных лицензий на организацию рабочих мест пользователей системы). Первый показатель наиболее объективный, но труднооцениваемый, т.к. все зависит от характера задач, поэтому показатель может находиться в интервале возможных значений: не менее X, но не более Y. Число Х связано с характером решаемых задач или выполняемых системой бизнес-процессов и поэтому может быть лишь примерно оценено. В качестве Y может выступить определенное контрактом число легальных пользователей системы, которое равно числу приобретенных лицензий.
Масштабируемость ИС – способность адаптироваться путем наращивания технологических ресурсов к возрастающей нагрузке, например к увеличению числа пользователей, имеющих возможность одновременного доступа к системе. Масштабируемость характеризует гибкость системы, способность учитывать меняющиеся условия эксплуатации.
Для объективной оценки системы интерпретация масштаба и масштабируемости только в качестве числового параметра недостаточна.

  1. Приведите основные задачи, решаемые с помощью АСУ ТП.

• Концерн «Росэнергоатом»

• Комплекс технологической защиты предназначен для реализации технологических защит реакторной установки. Технологические защиты – одна из подсистем АСУ ТП энергоблока. Технологические защиты – это определенные действия систем безопасности для устранения условий, вызывающих нарушение режима нормальной эксплуатации, а также для защиты дорогостоящего оборудования.

• ОАО Ульяновскнефть.Описание технологического процесса:
Установка подготовки нефти УПН-500 предназначена для подготовки сырой обводненной нефти группы месторождений Ульяновской области к транспортировке.

• Подготовка нефти заключается в обезвоживании и обессоливании с целью подготовки ее к транспортировке, а также дегазации с целью снижения упругости паров.

• Заказчик:Барнаульский театр драмы им. Шукшина, г. Барнаул При реконструкции Барнаульского театра драмы им. Шукшина была разработана система управления сценической механизацией.

• Решаемые задачи:
Назначение системы заключается в автоматизированном управлении приводами лебедок штанкетного, софитного и точечного подъемов, управление приводами сценического круга и кольца, сценического и защитного пожарного занавесей.

  1. Как осуществляется связь АСУ ТП и ERP-систем?
  2. Расскажите об ИТ –интенсивных информационных системах. Приведите примеры их применения в виде САПР, CAD/CAM – систем, в геологии, кинематографе, проектировании автомобилей и биржевой торговле.
  3. Что такое суперкомпьютеры? Для чего они применяются? Как измеряется их быстродействие?

Суперкомпьютер — вычислительная машина, значительно превосходящая по своим техническим параметрам большинство существующих компьютеров. Как правило, современные суперкомпьютеры представляют собой большое число высокопроизводительных серверных компьютеров, соединённых друг с другом локальной высокоскоростной магистралью для достижения максимальной производительности в рамках подхода распараллеливания вычислительной задачи.

Предназначены для решения сложных математических вычислительных задач в рамках фундаментальных исследований и реализации проектов национального (или даже международного масштаба)

Вычислительная мощность суперкомпьютера (производительность суперкомпьютера) — это количественная характеристика скорости выполнения определённых операций на суперкомпьютере. Чаще всего вычислительная мощность измеряется в флопсах (количество операций с плавающей точкой в секунду), а также производными от неё.

  1. Какие суперкомпьютеры имеются в МГУ?

В МГУ установлены суперкомпьютеры:

    1. Blue Gene 27.9 Тфлоп (ВМК)
    2. Чебышев 60 Тфлоп (НИВЦ)
    3. Ломоносов 420 Тфлоп (НИВЦ)
  1. Что такое «Большие Данные (BigDataProblem)»?

Что такое большие данные? Это не просто мем или маркетинговый термин. Это – принципиально новый подход к анализу и синтезу, принятию решений и прогнозированию. Этот подход базируется на интеллектуальном анализе огромных массивов информации всех видов, включая числовую, текстовую, аудио, видео, сигналы о состоянии тех или иных устройств и приборов, а в будущем и психофизиологическом состоянии отдельного человека.

  1. Какие перспективы интеллектуального анализа больших данных для бизнеса Вам известны?
  2. Каковы оценки 2012 года ежегодного прироста объемов хранимой в памяти компьютеров информации в мире?

Ежегодно объемы хранимой информации вырастают на 40%

  1. Как, по оценке 2012 года, растут глобальные затраты на ИТ в мире?

Наши рекомендации