Реформы региональных и муниципальных финансов

На территориальном уровне совершенствование управления общественными финансами связаны с принятием программ реформирования региональных и муниципальных финансов, финансируемых из специального фонда. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ) является правопреемником действовавшего в 2002-2004г.г. Фонда реформирования региональных финансов. Использование средств Фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов. Распределение субсидий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и на основании конкурса. С 2005 г. Правительство РФ не использует в этом Фонде средства Международного банка реконструкции и развития, и объём субсидий был увеличен с 2006 г. в 2,5 раза.

Из этого Фонда получают средства регионы и муниципальные образования, отобранные по результатам конкурса. Задачи ФРРМФ - осуществление расширенного мониторинга региональных финансов на основе использования так называемых дисквалификационные критериев (минимальных стандартов) для текущей оценки их состояния в субъекте РФ, либо муниципалитете. Затем - разработка и реализация Программ реформирования общественных финансов региона или муниципалитета – на два года с ежегодной оценкой прогресса. Условием реализации программ реформирования общественных финансов является их стимулирование: получение субсидии. Участниками программ могут быть субъекты РФ и муниципалитеты, программы которых стали победителями ежегодно объявляемого конкурса.

Ключевые блоки Программ реформирования общественного сектора региона[156]:

• Реформа бюджетного процесса и управления расходами;

• Бюджетирование, ориентированное на результат;

• Административная реформа;

• Реформирование отраслей государственного и муниципального секторов экономики;

• Совершенствование системы инвестиций;

• Создание условий для развития доходной базы;

• Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;

• Совершенствование долговой политики;

• Межбюджетные отношения;

• Повышение открытости управления региональными и муниципальными финансами.

Очевидно, что пять уровней сложности по каждому из перечисленных направлений, включающих от трех до семи мероприятий, предъявляет весьма высокие требования к качеству менеджмента общественными финансами, выводя его на уровень наилучших мировых стандартов. Естественно, что ключевым условием успеха осуществления реформирования региональных финансов становятся: обязательна политическая поддержка реализации программы; реалистичность принимаемых обязательств и их неукоснительное исполнение; конкретные результаты преобразований; четкая координация всех административных структур администрации – экономических, финансовых, отраслевых и т.п.

Результатом реализации Программы реформирования общественных финансов становится не только получение дополнительных финансовых ресурсов федерального бюджета. Главное – разработка и внедрение стратегических рычагов и механизмов управления регионом, муниципалитетом по ключевым его параметрам, обеспечение стабильности региональной бюджетной системы и входящих в ее состав местных бюджетов, эффективное аккумулирование и распределение финансовых ресурсов, предоставление тех бюджетных услуг, в которых в наибольшей степени нуждается население территории.

На первых этапах в реализации программ реформирования принимали участие: республики Карелия, Чувашия, Краснодарский и Хабаровский края, Астраханская, Вологодская, Самарская, Саратовская, Челябинская области, г.Санкт-Петербург, затем к ним присоединились республика Саха(Якутия), целый ряд других субъектов РФ.

Вопросы для повторения и задания:

1. Охарактеризуйте роль финансов общественного сектора в современной экономике России.

2. Подготовьте сообщения на тему:

· Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат – зарубежный опыт и российские реалии.

· Федеральный и региональный опыт разработки государственных программ.

· Роль автономных некоммерческих организаций в реструктуризации бюджетной сети.

· Программы реформирования региональных финансов – проблемы и опыт.

· Реформирование муниципальных финансов в контексте реформы местного самоуправления.

· Формирование доходного потенциала бюджета региона для повышения самостоятельности региональной бюджетно-налоговой политики.

· Управление общественными финансами региона на основе международных стандартов.


Наши рекомендации